logo
пособие 2009

3.1. Основы проведения научных исследований

Наука - особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие — прогнозировать.

Сфера исследовательской деятельности направлена на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении для использования на практике. Она включает все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категорийный аппарат, систему научной информации и коммуникаций, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.

Понятие науки базируется на ее содержании и функциях в обществе.

Содержание науки:

  1. теория как система знаний, являющихся формой общественного сознания;

  2. общественная роль в практическом использовании рекомендаций для производства товаров, работ, услуг, выступающих жизненной потребностью людей.

Главная функция науки – познание объективного мира.

Важнейшей функцией науки является развитие системы знаний. Она включает в себя ряд конкретных функций: познавательную, практически-действенную.

Предмет науки – это связанные между собой формы движения материи или особенности их отражения в сознании.

Накопительные знания о науке позволили систематизировать их в виде новой науки – науковедения.

Науковедение представляет учение об общих закономерностях развития и функционирования науки как системы знаний.

Науковедение – дисциплина, изучающая функционирование и развитие науки, структуру и динамику научного знания и научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.

Любое научное исследование направлено на получение научного знания.

Знание представляет идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Знание – совокупность сведений в какой-нибудь области.

Функциями знания являются обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы, общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий.

Знание является продуктом общественной деятельности людей, направленной на преобразование действительности. процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. В основе познания лежит отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности, именуемой практикой. Потребности практики выступают основной и движущей силой развития познания, его целью.

Познание вырастает из практики, но затем само направляется на практическое овладение действительностью. Общая закономерность отношений человека в окружающей действительности: от практики к теории и от теории к практики, от действия к мысли и от мысли к действительности.

Практика является основополагающим началом, исходным пунктом и одновременно естественным завершением всякого процесса познания.

Однако завершение познания всегда относительно. В процессе познания возникают новые проблемы и новые задачи, подготовленные и поставленные предшествующим развитием научной мысли. Решая эти проблемы и задачи наука должна опережать практику и таким образом сознательно направлять ее развитие.

В процессе практической деятельности человек разрешает противоречие между наличным положением вещей и потребностями общества, организации, индивида. Результатом этой деятельности является удовлетворение потребностей. Отмеченное противоречие является источником развития познания и находит отражение в его диалектике.

Диалектика процесса познания выражается в противоречии между ограниченностью имеющихся знаний и безграничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержанием человеческого познания, в необходимости борьбы мнений, позволяющей путем логических доказательств и практической проверки устанавливать истину.

Вся наука, все человеческое познание (приобретение знаний) направлены к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность. Только истинное научное знание служит человеку научным средством преобразования действительности, позволяет прогнозировать ее дальнейшее развитие.

В противоположность истинному знанию заблуждение представляет собой неверное, иллюзорное отражение мира.

Истинное знание существует в виде законов науки, теоретических положений и выводов учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от трудов ученых. Поэтому истинное научное знание объективно.

Вместе с тем научное знание может быть относительным и абсолютным. Относительное знание – знание, которое, будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой неполнотой совпадения образа с объектом. Абсолютное знание – это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее абсолютное совпадение образа с объектом. Абсолютное знание не может быть опровергнуто или изменено будущим.

Однако непрерывное развитие практики исключает возможность превращения знания в абсолютное, но абсолютность практики позволяет отличать объективно истинные знания от заблуждений.

Познание включает в себя два уровня: чувственный и рациональный. Чувственное познание формирует эмпирическое знание, а рациональное – теоретическое. Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые действуют на его органы чувств.

Восприятие – отражение мозгом человека предметов или явлений в целом, причем таких, которые действуют на органы чувств в данный момент времени. Восприятие – это первичный чувственный образ предмета или явления.

Представление – вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали в прошлом. Представление – это образ, который восстанавливается по сохранившимся в мозге следам прошлого воздействия предмета или явления.

Воображение – это соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов.

Рациональное познание дополняет и опережает чувственное, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Формой рационального познания является мышление.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами или явлениями. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек через доступные органам чувств свойства, связи и отношения предметов проникает в скрытые свойства, связи, отношения; человек познает действительность не только в результате своего личного опыта, но и косвенным путем, усваивая в процессе общения с другими людьми. Мышление неразрывно связано с языком и не может осуществляться вне его. Основной инструмент мышления – логические рассуждения человека, структурными элементами которых являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия могут быть общими, единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и относительными. Общие понятия связаны не с одним, а с множеством предметов. Наиболее широкие понятия называются категориями, например, в философии – форма и содержание явления, в экономической теории – товар, стоимость. Единичные понятия относятся всегда только к одному определенному предмету. Под собирательными подразумеваются понятия, обозначающие целые группы однородных предметов, представляющих собой известное единство, законченную совокупность (производство, транспортный поток).

Понятия конкретные относятся к конкретным предметам или явлениям, а абстрактные понятия – к отдельно взятым признакам этих предметов или явлений.

Особенностью относительных понятий является то, что они всегда мыслятся попарно, например, «начальник» и «подчиненный». Абсолютными называют такие понятия, которые не имеют парных отношений, например, «организация», «предприятие».

По признаку отношений между понятиями их делят на тождественные, равнозначные, подчиненные, соподчиненные, частично согласные, противоречащие и противоположные.

Тождественными называют такие понятия, которые имеют одинаковое содержание. Это одни и те же понятия, только выраженные в различной словесной форме. Равнозначные понятия имеют один и тот же объем, но отличаются по содержанию. Так, например, понятия «автор «Капитала» и «основатель научного социализма» хотя и относятся к одному лицу, но указывают на различные его признаки.

Понятия характеризуются объемом и содержанием. Объем понятия – это круг предметов, на которые данное понятие распространено. Содержанием называют совокупность признаков, которые объединены в данном понятии.

Подчиненными называют понятия, которые по содержанию входят в понятия более высокого ранга или более общие. Соподчиненными являются понятия, связанные по объему (объем двух или более понятий входит в объем какого-либо высшего понятия).

Понятие, которое отрицает положительное понятие, называют противоречащим. Противоречащие понятия не допускают ничего промежуточного; одно понятие начисто исключает другое.

Если понятие указывает не только на то, что отрицает, но и на то, что взамен отрицаемого утверждается, то такое понятие называют противоположным. У противоположных понятий имеются средние и промежуточные понятия. Раскрытие содержания понятия называют его определением. Последнее должно отвечать двум важнейшим признакам:

1) определение должно указывать на ближайшее родовое понятие;

2) определение должно указывать на то, чем данное понятие отличается от других понятий. Определение понятия не должно быть ни слишком широким, ни слишком узким, т.е. соразмерным и не должно определяться самим собой. В ходе развития научных знаний уточняются определения понятий, вносятся новые признаки в его содержание. При этом понятие обобщается или ограничивается.

В научном исследовании обязательно должны присутствовать определения ключевых понятий, которые предлагает или придерживается автор. Определением может завершаться процесс исследования, закрепляться те результаты, к которым ученый пришел в своем исследовании. Без определения понятий возможно ложное толкование мыслей автора исследования.

Определение понятия оказывается возможным в том случае, когда мы знаем, к какому роду оно относится и какие у него видовые признаки. В систематике, системной классификации чего-нибудь род – это группа, объединяющая близкие виды. Установление видовых признаков осуществляется при помощи деления понятия. Делением понятия называется раскрытие всех видов, входящих в состав данного понятия. Если определение имеет дело с содержанием изучаемого понятия, то деление – с объемом понятия.

Деление подчиняется следующим правилам:

1) члены деления должны исчерпывать объем делимого понятия;

2) деление должно производиться с точки зрения одного определенного основания;

3) члены деления должны исключать друг друга.

Основанием деления называется тот признак, который является общим всем видам, входящим в объем данного понятия. Особым видом деления понятий является дихотомия, или двучленное деление, при котором членами деления бывают только два понятия, из которых одно является противоречащим в отношении другого.

Суждение – это мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. В речи суждение выражается в виде предложения. Суждение – это сопоставление понятий, устанавливающих объективную связь между предметом и классом предметов.

Суждения делятся по следующим признакам: качеству, количеству, отношению, модальности. В свою очередь, по качеству суждения делятся на утвердительные и отрицательные; по количеству – на общие, частичные и единичные; по отношению – на категорические, условные и разделительные, по модальности – на проблематические, аподиктические и ассерторические. В проблематических суждениях наличие связи понятий отмечается лишь с известной степенью вероятности. В аподиктических суждениях указывается, что связь понятий является безусловно необходимой. Ассерторические суждения указывают только на действительно существующую связь понятий.

Соединение суждений по количеству и качеству приводит к четырем новым видам суждений: общеутвердительному, общеотрицательному, частноутвердительному и частноотрицательному.

К суждению о предмете или явлении человек может прийти или путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, или опосредованным путем – с помощью умозаключения. Умозаключение – процесс мышления, составляющий последовательность двух или нескольких суждений, в результате которых вводится новое суждение. Часто умозаключение называют выводом, через который становится возможным переход от мышления к действию, практике. Однако следует подчеркнуть, что не всякая последовательность суждений может быть названа умозаключением или выводом. В умозаключении связь двух суждений иногда обнаруживает подчинение, в силу которого одно (основание) обуславливает другое (следствие).

Умозаключения делятся на две категории: дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные умозаключения представляют собой выведение частного случая из какого-нибудь общего положения. В индуктивных умозаключениях на основании частных случаев приходят к общему положению.

Умозаключения подразделяются также на непосредственные и опосредованные. В непосредственных умозаключениях от одного суждения приходят к другому. В опосредованных суждениях переход от одного суждения к другому осуществляется через посредство третьего. Если в процессе умозаключения изменяется форма суждения, то говорят об ее превращении, например, утвердительное суждение становится отрицательным, и наоборот. При этом смысл и количество суждения сохраняются.

Понятия, суждения и умозаключения выражаются в словесной форме.

Научное исследование – это процесс изучения определенного объекта (предмета или явления) с целью установления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах рационального использования в практической деятельности людей. Цель научного исследования – всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления, их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство (практику) полезных для человека результатов.

Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. объектом научного исследования принято называть то, на что направлена деятельность исследователя – материальная или идеальная система. Предмет – исследуемые с определенной целью свойства, отношения объекта; это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества.

Научные исследования классифицируются по следующим причинам:

  1. Используемый метод исследования. В зависимости от используемых методов исследование может быть теоретическое, теоретико-экспериментальное и экспериментальное.

  2. Сфера использования результатов. Этот признак дифференцирует исследования на функциональные и прикладные.

  3. Классификационный признак – состав исследуемых свойств объекта познания. В зависимости от этого признака исследования подразделяются на комплексные и дифференцированные. Комплексные исследования предусматривают выполнение серии независимых по месту и срокам, а также по используемым методам и средствам исследований разнородных групп свойств определенного объекта.

  4. стадии исследования: поисковые, научно-исследовательские и научно-производственные разработки.

  5. Место проведения исследования: лабораторные и производственные исследования.

Имеются и другие классификационные признаки. Фундаментальными называются исследования, которые изучают объективные явления и закономерности, открывают принципиально новые пути преобразования природы и общества, производительных сил, создания техники и технологии будущего, использования новых источников энергии.

Прикладными называются исследования, направленные на решение научно-технических и организационно-экономических задач с целью получения конкретного результата для непосредственного использования в проектных разработках и практической деятельности людей.

поисковыми называются исследования, направленные на создание научного задела с целью его дальнейшего использования в прикладных разработках. Поисковые исследования базируются на выполненных фундаментальных исследованиях. Если таковые отсутствуют, производится поисковое исследование, целью которого является поиск оптимальных направлений решения возникшей проблемы.

Научно-исследовательские работы, как завершающая часть прикладных работ, в экономике направлены на создание методик, положений, рекомендаций для использования на практике.

каждую научно-исследовательскую работу относят к определенному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования.

структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы; проблемы, темы и научные вопросы. Комплексная проблема представляет собой совокупность проблем, объединенных единой целью; проблема – это совокупность сложных теоретических и практических задач, решения которых назрели в обществе. Проблема может быть глобальной, национальной, региональной, отраслевой, межотраслевой, общей и специфической. К общей относится проблема общенаучная. Специфическая проблема характерна для определенного производства той или иной отрасли промышленности.

Тема научного исследования является составной частью проблемы. В результате исследований по теме получают ответы на определенный круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Обобщение результатов ответов по комплексу тем может быть решение научной проблемы.

под научными вопросами обычно понимаются научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.

В процессе экономического исследования можно выделить следующие этапы: возникновение идеи; формирование понятий, суждений; выдвижение гипотезы; обобщение научных фактов; доказательство правильности гипотезы и суждений (рис. 3.1).

Научная идея – интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делается вывод. Она базируется на уже имеющемся знании, но вскрывает ранее не замеченные закономерности. Свою специфическую материализацию идея находит в гипотезе.

Гипотеза – это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. Если гипотеза соглашается с наблюдаемыми фактами, то в науке ее называют или законом, или теорией. В процессе познания каждая гипотеза подвергается проверке, в результате которой устанавливается, что следствия, вытекающие из гипотезы, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, что данная гипотеза не противоречит никаким другим гипотезам, которые считаются доказанными. Следует подчеркнуть, что для подтверждения правильности гипотезы необходимо убедиться не только в том, что она не противоречит действительности, но и в том, что она является единственно возможной и с ее помощью вся совокупность наблюдаемых явлений находит себе вполне достаточное объяснение.

Рис. 3.1 Процесс экономического исследования

С накоплением новых фактов одна гипотеза может быть заменена другой лишь в том случае, если эти новые факты не могут быть объяснены старой гипотезой или ей противоречат. При этом часто старая гипотеза не отбрасывается целиком, а только направляется и уточняется. По мере исправления и уточнения гипотеза превращается в закон.

Закон – внутренняя существенная связь явлений, обуславливающих их необходимое закономерное развитие. Закон выражает определенную устойчивую связь между явлениями или свойствами материальных объектов.

Догадка должна быть логически доказана, чтобы считаться законом, только тогда он признается наукой.

Для доказательства закона используются суждения, которые были ранее признаны истинными и из которых логически следует доказанное суждение. В редких случаях в равной мере оказываются доказуемыми противоречивые суждения. в таких случаях говорят о возникновении парадокса в науке, что всегда свидетельствует о наличии ошибок в логике доказательства или несостоятельности исходных суждений в данной системе знания.

Парадокс в широком смысле – это утверждение, резко расходящееся с общепринятым, установившимся мнением; отрицание того, что представляется «безусловно правильным».

Парадокс в узком смысле – это два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются представляющиеся убедительными аргументы.

Парадоксальность является характерной чертой современного научного познания мира. Наличие парадоксов становится свидетельством несостоятельности существующих теорий, требованием дальнейшего их совершенствования. Основные пути их разрешения: установление ошибок в логике доказательств; совершенствование исходных суждений в данной системе знаний.

Для избежания ошибок логика доказательства должна быть подчинена законам формальной логики: закону тождества, закону противоречия, закону исключения третьего и закону достаточного основания.

Закон тождества: объем и содержание мысли о каком-либо предмете должны быть строго определены и оставаться постоянными в процессе рассуждения о нем.

Закон противоречия: в процессе рассуждения о каком-либо определенном предмете нельзя одновременно утверждать и отрицать что-либо в одном и том же отношении; в противном случае оба суждения не могут быть вместе истинными.

Закон исключения третьего: в процессе рассуждения необходимо доводить дело до определенного утверждения или отрицания; в этом случае истинным оказывается одно из двух отрицающих друг друга суждений.

Закон достаточного основания: в процессе рассуждения достоверными следует считать лишь те суждения, относительно истинности которых могут быть приведены достаточные основания.

Как уже отмечалось, в результате проработки и сопоставления с действительностью научная гипотеза может быть теорией.

Теория (от лат. theoreo – рассматриваю) – система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности.

Теория (от греч. theoria – наблюдение, рассматривание, исследование) – система обобщенного достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

Теория является духовным, мысленным отражением и воспроизведением реальной действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики. Это обобщенный ответ в сознании людей. Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положения, понятия, категории и факты.

Под принципом в научной теории понимается самое абстрактное определение идеи (начальная форма систематизации знаний). Принцип – это правило, возникшее в результате субъективно осмысленного опыта людей; основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы.

Исходные положения научной теории называются постулатами или аксиомами.

Аксиома (постулат) – это положение, которое берется в качестве исходного, недоказуемого в данной теории, и из которого выводятся все остальные предложения и выводы теории по заранее фиксированным правилам. Аксиомы очевидны без доказательств.

Теория слагается из относительно жесткого ядра и его защитного пояса. В ядро входят основные принципы. Защитный пояс теории содержит вспомогательные гипотезы, конкретизирующие ее ядро. Этот пояс определяет проблемы, подлежащие дальнейшему исследованию, предвидит факты, не согласующиеся с теорией, и истолковывает их так, что они превращаются в примеры, подтверждающие ее.

Теория является наиболее развитой формой обобщенного научного познания. Она включает не только знания основных законов, но и объяснение фактов на их основе. Теория позволяет открывать новые законы и предсказывать будущее.