logo
пособие 2009

8.3. Формирование научно-исследовательского коллектива

В условиях построения инновационной экономики требуется формировать исследовательские коллективы, способные решать стоящие перед ними задач на высоком научно-техническом уровне. Важное значение в формировании творческого коллектива имеют подбор, расстановка и воспитание исследователей, стиль руководства, сбалансированность рабочих мест, моральные качества руководителя, психологический климат в коллективе.

В литературном источнике приводится кодекс правил поведения, сформированный академиком А.Ф. Иоффе [7, с. 355]: «В общении с учениками будь прост, демократичен и принципиален. Радуйся и поддерживай их, если правы, сумей убедить их, если они неправы, научными аргументами. Если ты хочешь, чтобы ученик занялся разработкой какой-либо новой твоей идеи или нового направления, сделай это незаметно, максимально стараясь. Чтобы он как бы сам пришел к этой идее, приняв ее за свою собственную, пришедшую ему самому в голову под влиянием разговором с тобой. Никогда не приписывай своей фамилии к статьям учеников, если не принимал как ученый прямого участия в работе. Если интересы дела требуют от тебя, как от руководителя, переключения группы сотрудников на новую тематику, объясни. Почему эта новая область интересна. Почему она нужна государству. Объясни, почему ты заинтересован в том, чтобы именно данный сотрудник был на новой работе; никогда не заставляй что-либо делать, пользуясь своей силой и положением. Не увлекайся чрезмерно руководством учениками, давай им возможность максимально проявить свою инициативу, самим справляться с трудностями. Только таким путем ты вырастишь не лаборанта, а настоящего ученого. Давай возможность ученикам идти их собственным путем».

Изложенные правила весьма актуальны для руководителя научного коллектива, исследователей. Выполняющих изыскания в условиях построения инновационной экономики.

В научном подразделении технология деятельности на исследовательских рабочих местах обычно не регламентируется. Что затрудняет осуществлять сбалансированность рабочих мест. Под сбалансированностью рабочего места исследователя понимают предписание рабочему месту функций и обеспечение необходимыми для исполнения средствами. При этом права и обязанности исполнителя функций на исследовательском рабочем месте должны быть уравновешены, полномочия исследователя должны соответствовать налагаемой ответственности.