Метод сравнений
Сравнение – метод, позволяющий выразить характеристику изучаемого явления через другие однородные явления. При применении приема сравнения, особенно при сравнительном анализе, необходимо обеспечить сопоставимость исходных данных, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины, а именно:
единство объемных, стоимостных, качественных и структурных факторов;
единство времени, за которое были исчислены показатели;
сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических и т.п.);
единство методики исчисления показателей и их состава.
Основные виды сравнений, используемых в экономических исследованиях:
сравнение планового уровня с фактическим для оценки степени выполнения плана;
сравнение фактических значений с нормативными с целью исследования расхода ресурсов;
сравнение фактических показателей с показателями прошлых периодов, для определения тенденций развития явления;
сравнение показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта с целью поиска резервов улучшения деятельности;
сравнение показателей анализируемого предприятия со средними показателями по отрасли или показателями других предприятий с целью определения положения предприятия на рынке;
сравнение различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них;
сравнение результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора.
Сравнения, применяемые в экономических исследованиях, могут быть одномерными по одному показателю или многомерными по широкому спектру показателей.
Методы факторного анализа – позволяют количественно измерить влияние отдельных факторов на обобщающие показатели экономической деятельности.
Метод факторного анализа в детерминированных моделях (представленных функциональной зависимостью) базируется на приемах элиминирования. Элиминировать – значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя кроме одного. Суть метода состоит в том, что последовательно рассчитывается влияние фактора на изменение результативного показателя при допущении, что в конкретный момент времени влияние оказывает только один фактор, а другие остаются неизмененными и при условии, что факторы не связаны друг с другом.
К приемам элиминирования относят: прием ценных подстановок; прием абсолютных разниц; прием относительных разниц; прием пропорционального деления; прием дифференциального и интегрального исчисления.
На практике не все экономические явления имеют функциональную зависимость. Стохастические зависимости отличаются приблизительностью, неопределенностью. В этом случае для оценки влияния факторов на исследуемую величину используют уравнение регрессии зависимости факторов, полученное в рамках корреляционно-регрессивного анализа.
Корреляционно-регрессионный анализ используют для выявления и оценки связи между различными показателями, характеризующими системы. Степень тесноты связи оценивают показателями тесноты связи, изменяющимися в пределах от 0 до ± 1,0. Малое значение показателя свидетельствует о слабой связи; значение, близкое к величине 1,0 характеризует очень сильную связь и часто позволяет предположить наличие функциональной причинно-следственной связи.
4) Методы плановых расчетов и обоснований представлены балансовым методом, программно-целевым методом оптимальных решений.
Балансовый метод применяется при изучении соотношения двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны между собой. Своим названием данный метод обязан бухгалтерскому балансу, который был одним из первых исторических примеров увязки большого числа экономических показателей двумя равными итоговыми суммами. Особенно широко распространено использование метода при анализе правильности размещения и использования хозяйственных средств и источников их формирования. Балансовый метод используется при изучении функциональных аддитивных связей, а также для проверки полноты и правильности произведенных расчетов в факторном анализе: общее изменение результативного показателя должно равняться сумме изменений за счет отдельных факторов.
программно-целевой метод позволяет обеспечить взаимную увязку намеченных работ, сбалансировать цели плана с ресурсами, решить задачи целевого управления комплексом работ по реализации планируемого явления.
Методы оптимальных решений включают методы линейного и динамического программирования, методы теорий массового обслуживания и игр.
5) Методы прогнозирования
К методам прогнозирования относятся способы исследования объекта прогнозирования, направление на разработку прогнозов, характеризующих состояние исследуемого объекта в будущем. К таким методам относятся:
Статистический метод прогнозирования – метод, основанный на построении и анализе динамических рядов характеристик объекта прогнозирования и их статистических взаимосвязей.
Прогнозная экстраполяция – метод, основанный на математической интерполяции, при котором выбор интерполирующей функции осуществляется с учетом условий и ограничений развития объекта прогнозирования.
Прогнозирование по функции с гибкой структурой – метод, основанный на использовании экстраполирующей функции вид и параметры которой подбираются в процессе ретроспективного анализа исходного динамического ряда из некоторого множества возможных функций.
Метод экспоненциального сглаживания – метод, основанный на построении экстраполирующей функции, с использованием экспоненциального убывания весов ее коэффициентов.
Метод гармонических весов – основан на экстраполяции скользящего тренда, аппроксимируемого отрезками линии с взвешиванием точек этой линии при помощи гармонических весов.
Регрессионный метод – основан на анализе и использовании устойчивых статистических связей между совокупностью переменных-аргументов и прогнозируемой переменной-функцией.
Авторегрессионый метод – метод прогнозирования стационарных случайных процессов, основанный на анализе и использовании корреляций значений динамического ряда с фиксированными временными интервалами между ними.
Факторный метод – основан на обработке многомерных массивов информации об объекте в динамике с использованием аппарата факторного статистического анализа или его разновидностей.
Метод группового учета аргументов – основан на кусочной аппроксимации исходного динамического ряда с оптимизацией вида и параметров прогнозирующей функции.
Метод цепей Маркова – основан на анализе и использовании вероятностей перехода объекта прогнозирования из одного состояния в другое.
Метод исторической аналоги – основан на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим первый в своем развитии.
Метод математической аналогии – основан на установлении аналогии математических описаний процессов развития различных по природе объектов с последующим использованием более изученного математического описания одного из них для разработки прогнозов другого.
Патентный метод – основан на оценке (по принятой системе критериев) изобретений и открытий и исследовании их динамики.
Публикационный метод – основан на оценке публикации об объекте прогнозирования (по принятой системе критериев) и исследовании динамики их публикования.
Цитатно-индексный метод – основан на оценке (по принятой системе критериев) и анализе динамики цитирования авторов публикаций об объекте прогнозирования.
Метод индивидуальной экспертной оценки – основан на использовании в качестве источника информации оценки одного эксперта.
Метод интервью – метод индивидуальной экспертной оценки, основанной на беседе прогнозиста с экспертом по схеме вопрос – ответ.
Метод коллективной экспертной оценки – основан на выявлении обобщенной оценки группы путем обработки –индивидуальных независимых оценок, вынесенных экспертами, входящими в группу.
Метод экспертных комиссий – в единый документ экспертных оценок прогнозов отдельных аспектов объекта, разработанных соответствующими экспертными группами.
Метод коллективной генерации идей – метод экспертной оценки, основанный на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения конкретной проблемы, регламентированного определенными правилами: запрещением оценки выдвигаемых идей, ограничением одного выступления с допущением многократных выступлений одного участника приоритетом выступления эксперта, развивающего предыдущую идею, оценкой выдвинутых идей на последующих этапах, фиксаций всей выдвинутых идей.
Дельфийский метод – метод экспертной оценки, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем независимого анонимного опроса экспертов в несколько туров, предусматривающего сообщение экспертам результатов предыдущего тура.
Матричный метод – основан на матричной интерпретации экспертный оценок связей отдельных аспектов.
Метод эвристического прогнозирования – основан на построении и последующем усечении дерева поиска экспертной оценки с использованием эвристических приемов и логического анализа прогнозной модели.
Метод построения прогнозного сценария – основан на установлении последовательностей состояний объекта прогнозирования при различных прогнозах фона.
Морфологический метод – основан на выявлении структуры объекта прогнозирования и оценке возможных значений ее элементов с последующим перебором и оценок вариантов этих значений.
Методы верификации (оценка достоверности и точности
или обоснованности прогноза)
Прямая верификация – верификация прогноза путем его повторной разработки другим методом.
Косвенная верификация – верификация прогноза путем его сопоставления с прогнозами, полученными другими разработчиками.
Инверсная верификация – проверка адекватности прогнозной модели на периоде прогнозной ретроспекции.
Коллективная верификация – аналитическое или логическое выведение прогноза из ранее полученных прогнозов.
Верификация повторным опросом – использование дополнительного опроса экспертов.
Верификация оппонентом – опровержение критических замечаний оппонента по прогнозу.
Верификация учетом ошибок – выявление и учет источников регулярных ошибок прогноза.
014
- 1. Организация научных исследований в россии
- Государственное управление наукой
- 1.2. Организация научных исследований в вгту
- 1.3. Квалификация научных кадров в России
- 2. Организационные вопросы учебно-исследовательской работы студентов «уирс»
- 2.1. Цель и задачи уирс
- 2.2. Содержание и этапы Учебно-исследовательской работы студентов
- 2.3. Руководство и контроль за выполнением уирс
- 2.4. Методические указания по выполнению этапов учебно-исследовательской работы студентов
- 2.4.2. Выбор темы уирс и составление плана уирс
- 2.4.3. Составление аналитического литературного обзора
- 2.4.4. Разработка программы и методики сбора информации
- 2.4.5. Организация сбора информации для проведения учебных исследований во время учебных практик
- 2.4.6. Содержание и требования к курсовой работе уирс
- 2.5. Меры поощрения студентов
- 3. Теоретические основы экономических исследований
- 3.1. Основы проведения научных исследований
- 3.2. Специфика экономических наук в системе наук
- 3.3. Категории философии, используемые в экономических исследованиях
- 3.4.Закономерности и законы экономических исследований
- 4. Методы исследований в экономике
- 4.1. Методология, методы и методика экономических исследований
- 4.2. Эмпирические методы экономических исследований
- 4.3. Эмперико-теоретические методы экономических исследований
- 4.4. Теоретические методы экономических исследований
- 4.5. Специфические методы экономических исследований
- Сплошное и выборочное наблюдение
- Метод расчета показателей
- Методы разработки таблиц и графиков
- Метод детализации
- Метод сравнений
- 5. Стадии экономического исследования
- 6.1. Методические указания по составлению отчетов о научно-исследовательской работе
- 6.2. Виды и правила составления рефератов
- 6.3. Правила составления аннотаций
- 7.1. Способы апробации результатов экономических исследований
- 7.2. Методические указания по подготовке докладов
- 7.3. Методические указания по составлению статей
- Заглавие
- Аннотация
- Содержание статьи
- Общие требования к тексту статьи
- Инструкция для авторов
- 8. Научная организация труда исследователя в экономике
- 8.1 Основы научной организации труда исследователя
- 8.2. Научная организация умственного труда исследователя
- 8.3. Формирование научно-исследовательского коллектива
- 8.4. Управление конфликтами в коллективе исследователей
- 8.5. Требования к руководителю исследовательского коллектива
- 8.6. Формирование коллектива исследователей
- 8.7. Нравственная ответственность исследователя
- Заключение
- Библиографический список
- Оглавление