7.2. Методические указания по подготовке докладов
Выступление с докладом является одной из важнейших форм апробации результатов исследования.
Преимущество доклада по сравнению с другими формами апробации состоит в том, что докладчиком является автор и созидатель материала, и следовательно, он лучше других способен дать соответствующую интерпретацию этого материала. Выступление с докладом является необходимым этапом в процессе укрепления профессионального авторитета специалиста. Чтобы сделать хороший доклад не обязательно быть профессиональным оратором. Для этого требуется планирование и тщательная подготовка.
Методика научной работы предусматривает следующие практические рекомендации и пожелания докладчику:
при выступлении с докладом следует тщательно изучить его тему;
иметь краткий план изложения и подробный конспект;
выступление не следует начинать с извинений или оправданий;
в начале доклада надо сообщить кратко основные вопросы, которые будут изложены;
во время доклада можно пользоваться записями, чтобы не упустить важное, кроме того, это придает чувство уверенности, создает ясность мышления;
такие записи не должны быть слишком подробно детализированными, ибо это затрудняет пользование ими в момент доклада;
наилучшая форма записей – карточка, в ней легче найти что нужно и она меньше отвлекает слушателей; если есть необходимость пользоваться доской, обращайте внимание на внешний вид выписываемого материала: текста, чертежей, схем и т.д., они должны быть четкими, разборчивыми; прежде чем писать, следует тщательно протереть поверхность доски, ни в коем случае ошибки не стирать рукой;
если рисунки сложны, то лучше пользоваться цветным мелом, пунктиром, штрихованием т.д.;
держаться нужно свободно, не показывая как это трудно;
поддерживать в себе чувство, что аудитория настроена благожелательно;
не концентрировать своего внимания на отдельном слушателе, а обращаться ко всей аудитории;
не следует во время доклада брать в руки посторонние вещи, чтобы манипуляция с ними не отвлекала внимания слушателей и не выдавала волнения докладчика;
при подготовке доклада необходимо предварительно его несколько раз прочесть вслух.
Первой и наиболее важной ступенью планирования выступления является тщательный анализ аудитории и уровня ее заинтересованности. Необходимо преодолеть основное несоответствие между интересами аудитории и методом представления материала.
Для того, чтобы выступление не было скучным, докладчик должен понимать своих слушателей, он должен представлять себе, что хочет услышать аудитория.
Чтобы эффективно выступать, необходимо знать уровень подготовки и интересы аудитории. Следует выяснить, хорошо ли разбирается аудитория в вашем предмете или заинтересована только в изучении некоторых общих его основ. Эту информацию легко получить от организаторов совещания. Не следует разочаровываться, если приходится выступать перед менее квалифицированной аудиторией, чем обычно; однако, снисходительная позиция также не будет способствовать достижению успеха. Ведь целью не является демонстрация технических способностей. Необходимо учитывать уровень слушателей и никогда не пытаться подтянуть их до своего собственного.
Необходимо иметь в виду, что ни один исследователь не может даже претендовать на то, что он совершенно самостоятельно развил определенную отрасль науки без помощи предшественников, которые тем или иным образом оказали влияние на развитие его идей. Следовательно, всегда желательно перечислить или отдать должное некоторым из работ других специалистов в связанных с данной или смежных областях деятельности.
Планируя свое выступление необходимо обеспечить интерес аудитории. Как правило, слушателей фактически мало интересует детальная механика получения представленного в докладе материала. Их реально интересуют лишь те аспекты работы, которые имеют отношение к авторской интерпретации.
Следовательно, необходимо скрыть гордость за выполненную работу и представить доклад, в котором не будут отражены все тонкости проведения исследования.
Каждый доклад должен иметь стержневую идею, определенную как тему для выступления, и она должна быть ясно и правильно сформулирована с самого начала.
Когда аудитория знает цели, которые ставит себе докладчик, это помогает сосредоточить ее внимание на предмете доклада. Стержневая идея имеет большое значение и для самого докладчика, являясь связующим звеном для отдельных положений доклада. Стержневая идея может иметь самый различный характер. Она может быть простой, как, например, предложение продолжить начатую докладчиком работу в определенном направлении, или более сложной, в форме просьбы к аудитории оказать помощь в деле практического осуществления новой идеи или теории.
Наиболее простым видом стержневой идеи является представление обзора литературы или хронологическое изложение достижений в какой-либо области.
Следует иметь в виду, что при наличии стержневой идеи необходимо использовать ее последовательно на протяжении всего выступления; доклад должен быть построен вокруг стержневой идеи таким образом, чтобы у слушателей не возникло сомнений относительно того, что является целью доклада.
При непосредственной подготовке к докладу необходимо решить, какое количество материала предполагается включить в доклад, чтобы детально уместиться в рамки отведенного времени. Нельзя пытаться втиснуть слишком много сведений в выступление. В доклад должен быть включен лишь тот материал, который может быть донесен до слушателей соответствующим образом за данный отрезок времени, иначе будет потеряна желаемая эффективность выступления.
Вступление в значительной степени помогает облегчить успех доклада. Во вводных замечаниях целесообразно повторить название доклада и изложить его цели, а также ознакомить аудиторию с четко определенной стержневой идеей. Следует также включить краткую ссылку на историю вопроса и его современную оценку. Вступление заранее должно быть увязано с заключением, которое будет его дополнять. Во многих случаях вступление является той частью доклада, которая лучше всего запоминается аудиторией.
Убедительное заключение, как и правильно составленное вступление будет способствовать созданию хорошего впечатления о докладчике. В заключении вновь можно вернуться к основным проблемам, которые вызвали интерес аудитории. Эффективность заключения будет обеспечена только в том случае, если докладчик уложится в отведенный ему регламент. В очень многих случаях приходится прекращать выступление еще до того, как докладчик перешел к заключению. Поэтому лучше подготовить несколько сокращенный вариант доклада с тем, чтобы быть уверенным, что останется время на заключение. Это лучше, чем пытаться изложить как можно больше фактического материала и затем скомкать заключительную часть доклада.
при рассмотрении цифровых данных, поясняющих стержневую идею, необходимо использовать наглядные пособия. Они должны быть тщательно подготовлены, не с точки зрения количества цифр, а в отношении графиков или сходных с ними графических форм. Лучше всего, когда количество данных в устном выступлении ограничено. Для поддержания интереса аудитории на цифровые данные лучше ссылаться, а не приводить их в докладе.
Именно в этом случае такие наглядные пособия, как рисунки, схемы, графики, таблицы, в значительной степени помогают аудитории лучше усвоить получаемую информацию. Данные, как известно, воспринимаются легче, когда их можно видеть и слушать одновременно. При использовании наглядных пособий аудитория имеет возможность следить за предметом доклада, не слишком концентрируя свое внимание на каждом сказанном слове. Таким образом, наглядные пособия являются неотъемлемой частью любого хорошо подготовленного доклада.
- 1. Организация научных исследований в россии
- Государственное управление наукой
- 1.2. Организация научных исследований в вгту
- 1.3. Квалификация научных кадров в России
- 2. Организационные вопросы учебно-исследовательской работы студентов «уирс»
- 2.1. Цель и задачи уирс
- 2.2. Содержание и этапы Учебно-исследовательской работы студентов
- 2.3. Руководство и контроль за выполнением уирс
- 2.4. Методические указания по выполнению этапов учебно-исследовательской работы студентов
- 2.4.2. Выбор темы уирс и составление плана уирс
- 2.4.3. Составление аналитического литературного обзора
- 2.4.4. Разработка программы и методики сбора информации
- 2.4.5. Организация сбора информации для проведения учебных исследований во время учебных практик
- 2.4.6. Содержание и требования к курсовой работе уирс
- 2.5. Меры поощрения студентов
- 3. Теоретические основы экономических исследований
- 3.1. Основы проведения научных исследований
- 3.2. Специфика экономических наук в системе наук
- 3.3. Категории философии, используемые в экономических исследованиях
- 3.4.Закономерности и законы экономических исследований
- 4. Методы исследований в экономике
- 4.1. Методология, методы и методика экономических исследований
- 4.2. Эмпирические методы экономических исследований
- 4.3. Эмперико-теоретические методы экономических исследований
- 4.4. Теоретические методы экономических исследований
- 4.5. Специфические методы экономических исследований
- Сплошное и выборочное наблюдение
- Метод расчета показателей
- Методы разработки таблиц и графиков
- Метод детализации
- Метод сравнений
- 5. Стадии экономического исследования
- 6.1. Методические указания по составлению отчетов о научно-исследовательской работе
- 6.2. Виды и правила составления рефератов
- 6.3. Правила составления аннотаций
- 7.1. Способы апробации результатов экономических исследований
- 7.2. Методические указания по подготовке докладов
- 7.3. Методические указания по составлению статей
- Заглавие
- Аннотация
- Содержание статьи
- Общие требования к тексту статьи
- Инструкция для авторов
- 8. Научная организация труда исследователя в экономике
- 8.1 Основы научной организации труда исследователя
- 8.2. Научная организация умственного труда исследователя
- 8.3. Формирование научно-исследовательского коллектива
- 8.4. Управление конфликтами в коллективе исследователей
- 8.5. Требования к руководителю исследовательского коллектива
- 8.6. Формирование коллектива исследователей
- 8.7. Нравственная ответственность исследователя
- Заключение
- Библиографический список
- Оглавление