8.1 Основы научной организации труда исследователя
Под наукой принято понимать организацию труда исследователя, основанную на системном использовании достижений науки, техники и передового опыта в процессе научной деятельности. Позволяющем наилучшим образом соединить целое рассудительное, разумное и внерациональное (иррациональное) начало в проведении исследований, обеспечивающем наиболее производительное и эффективное преобразование ресурсов в результаты, способствующем сохранению и преумножению здоровья исследователя.
В ходе научных изысканий преобразуются интеллектуальные ресурсы, знания людей, информация, финансовые и материальные ресурсы.
В содержание научной организации труда исследователя входят:
разделение и кооперация научного труда;
создание нормальных психофизиологических условий для научной деятельности;
обеспечение здоровья и безопасности;
формирование высоких морально-психологических качеств;
создание условий для высокопроизводительной творческой деятельности;
эффективное материальное и моральное стимулирование;
повышение квалификации научных работников.
Научная организация труда применима к индивидууму и коллективу.
Основными принципами организации труда в научной деятельности являются следующие, представленные на рисунке: обеспеченности научными кадрами. Финансовыми и материальными средствами; значимости и актуальности решаемой проблемы; возможности коммерциализации разработки, информированности исследователей о существе проблемы, превентивной оценки работы исследователя, инициативы снизу, перманентного информирования научного коллектива, непрерывности научной деятельности, индивидуальной компенсации; учета типологических особенностей восприятия инноваций различными исследователями.
Согласно принципу обеспеченности научными кадрами, финансовыми и материальными средствами выполнять научные разработки должны ученые или под руководством ученых начинающие исследователи. Научные разработки обязаны быть обеспечены финансовыми средствами. Финансирование научно-исследовательских работ должно осуществляться в объеме, достаточном для достойной оплаты труда ученых и требуемых материальных затрат.
Принцип значимости и актуальности решаемой проблемы. Научные исследования должны быть направлены на решение значимых и актуальных проблем, имеющих важное значение для теории и практики. Выполнение исследований ради исследований бесперспективно и непроизводительно.
Принцип возможности коммерциализации разработки. Эффективность выполнения научно-исследовательских работ значительно повышается, если их представляется возможным тиражировать на договорной основе. Принцип информированности исследователей о существе проблемы раскрывается следующим: членам коллектива исследователей должна быть доведена информация о значимости решаемой проблемы, что может быть воспринято научными работниками позитивно.
Основные принципы организации труда в научной деятельности
Обеспеченности научными кадрами, финансовыми и материальными средствами
Значимости и актуальности решаемой проблемы
Возможности коммерциализации разработки
Информированности исследователей о существе проблемы
Превентивной оценки работы исследователя
Перманентного нормирования научного коллектива
Тотальности
Инициативы снизу
Непрерывности научной деятельности
Индивидуальные компенсации
Учета типологических особенностей восприятия инноваций различными исследователями
Основные принципы организации труда в научной
деятельности
Принцип превентивной работы заключается в исключении из практики выполнения научно-исследовательских работ отождествления временных затруднений конкретного исследователя при решении задачи с отрицательными последствиями решения проблемы в целом и соответствием оповещении об этом научных работников.
Принцип инициативы снизу. Работа выполняется значительно продуктивнее и быстрее, когда непосредственные исполнители осознают значимость проводимых научно-исследовательских работ для потребителей, организации, общества.
Принцип тотальности. Все исполнители должны быть информированы о возникающих проблемах в ходе выполнения научно-исследовательской работы и участвовать в их решении.
Принцип перманентного информирования. Руководитель научного коллектива обязан информировать исследователей как о достигнутых результатах. Так и о срывах в выполнении работы. Оперативность сообщений определяется совершенством форм обратной связи.
Принципы непрерывности деятельности. Исследователь должен постоянно заниматься научными изысканиями, находиться в творческом поиске. Перерывы в исследовательской деятельности снижают научный потенциал работника.
Принцип индивидуальной компенсации. Учет и реализация потребностей и интересов, особенностей ценностных ориентаций каждого исследователя.
Принцип учета типологических особенностей восприятия инноваций различными исследователями. В процессе выполнения научных исследований сотрудников можно разделить по их отношению к новым работам и нововведениям на новаторов, энтузиастов, рационалистов. Нейтралов, скептиков, консерваторов ретроградов (противников прогресса). Инновационный тип развития требует участия в научной деятельности творческих личностей. Поэтому руководителям научных коллективов необходимо изучать индивидуальные творческие способности сотрудников, давать им возможность проявить себя и формировать творческие коллективы.
Общими из перечисленных принципов организации труда в научной деятельности являются: обеспеченности научными кадрами, финансовыми и материальными средствами, значимости и актуальности решаемой проблемы, возможности коммерциализации разработки. Частными выступают: информированности исследователей о существе проблемы, превентивной оценки работы исследователя, перманентного информирования научного коллектива, тотальности, инициативы снизу, непрерывности научной деятельности, индивидуальной компенсации, учета типологических особенностей восприятии инноваций различными исследователями.
Эффективное применение в исследовательской деятельности частных принципов возможно при условии предварительной реализации общего принципа обеспеченности выполнения изысканий научными кадрами, финансовыми и материальными ресурсами.
- 1. Организация научных исследований в россии
- Государственное управление наукой
- 1.2. Организация научных исследований в вгту
- 1.3. Квалификация научных кадров в России
- 2. Организационные вопросы учебно-исследовательской работы студентов «уирс»
- 2.1. Цель и задачи уирс
- 2.2. Содержание и этапы Учебно-исследовательской работы студентов
- 2.3. Руководство и контроль за выполнением уирс
- 2.4. Методические указания по выполнению этапов учебно-исследовательской работы студентов
- 2.4.2. Выбор темы уирс и составление плана уирс
- 2.4.3. Составление аналитического литературного обзора
- 2.4.4. Разработка программы и методики сбора информации
- 2.4.5. Организация сбора информации для проведения учебных исследований во время учебных практик
- 2.4.6. Содержание и требования к курсовой работе уирс
- 2.5. Меры поощрения студентов
- 3. Теоретические основы экономических исследований
- 3.1. Основы проведения научных исследований
- 3.2. Специфика экономических наук в системе наук
- 3.3. Категории философии, используемые в экономических исследованиях
- 3.4.Закономерности и законы экономических исследований
- 4. Методы исследований в экономике
- 4.1. Методология, методы и методика экономических исследований
- 4.2. Эмпирические методы экономических исследований
- 4.3. Эмперико-теоретические методы экономических исследований
- 4.4. Теоретические методы экономических исследований
- 4.5. Специфические методы экономических исследований
- Сплошное и выборочное наблюдение
- Метод расчета показателей
- Методы разработки таблиц и графиков
- Метод детализации
- Метод сравнений
- 5. Стадии экономического исследования
- 6.1. Методические указания по составлению отчетов о научно-исследовательской работе
- 6.2. Виды и правила составления рефератов
- 6.3. Правила составления аннотаций
- 7.1. Способы апробации результатов экономических исследований
- 7.2. Методические указания по подготовке докладов
- 7.3. Методические указания по составлению статей
- Заглавие
- Аннотация
- Содержание статьи
- Общие требования к тексту статьи
- Инструкция для авторов
- 8. Научная организация труда исследователя в экономике
- 8.1 Основы научной организации труда исследователя
- 8.2. Научная организация умственного труда исследователя
- 8.3. Формирование научно-исследовательского коллектива
- 8.4. Управление конфликтами в коллективе исследователей
- 8.5. Требования к руководителю исследовательского коллектива
- 8.6. Формирование коллектива исследователей
- 8.7. Нравственная ответственность исследователя
- Заключение
- Библиографический список
- Оглавление