8.2. Научная организация умственного труда исследователя
Труд, как целесообразная деятельность человека подразделяется в физиологии и психологии на преимущественно физический и преимущественно умственный труд. Умственный труд требует активизации внимания и процессов мышления, сопровождается выраженным нервно-психическим и эмоциональным напряжением.
Умственную деятельность характеризуют следующие нейрофизиологические состояния человека: усилением кровообращения и увеличением биоэлектрической активности мозга, повышением энергетического обмена нервных клеток. Усиливается сердечно-сосудистая деятельность, учащается дыхание, повышается расход энергии.
Имеется обобщенная «фотография» работоспособности человека в течение рабочего дня, основанная на многочисленных исследованиях ученых в области физиологии и психологии, представленная на рисунке. Уровень работоспособности на рисунке характеризуется качественными показателями.
Работоспособность человека в течение рабочего дня делится на следующие периоды: врабатываемости, оптимальной работоспособности, полной компенсации, неустойчивой компенсации, «конечным порывом», прогрессивного снижения работоспособности.
Период врабатываемости у исследователей различен и может длиться от нескольких минут до часа.
Особенностью этого периода является повышение работоспособности человека с колеблющейся продуктивностью работы из-за легкости отвлечения на посторонние раздражители. Поэтому исследователю очень важно заставить себя не отвлекаться от выполнения работы. Проявляя волевое усилие.
Для периода оптимальной работоспособности характерны устойчивое рабочее состояние и наибольшая продуктивность. Продолжительность периода оптимальной работоспособности достигает трех-четырех часов.
Оптимальной чертой периода полной компенсации является возникновение начальных признаков утомления. Исследователь может исключить отрицательные последствия волевым усилием и прилежным отношением к работе, хотя нервно-психическое напряжение человека увеличится.
Продолжительность периодов оптимальной работоспособности и полной компенсации может уменьшаться при повышении интенсивности труда, недостаточном питании и отдыхе, низком морально-психологическом климате в коллективе исследователей, шуме и плохом проветривании помещения.
Утомление и снижение работоспособности происходят в период неустойчивой компенсации. Волевым усилием исследователь может замедлить процесс, однако исключить его невозможно. Уменьшается способность к анализу, выработке обобщений. Ухудшается память.
Период кратковременного повышения работоспособности за счет мобилизации организма на выполнение исследований перед окончанием работы называют «конечным порывом». Период работоспособности исследователя в течение рабочего дня «конечный порыв» может быть не у всех и не всегда.
Заключительным изменением работоспособности исследователя в течение рабочего дня является период прогрессивного ее снижения. Этот период характеризуется быстрым нарастанием утомления и снижением эффективности умственного труда. В связи с тем, что утомление может перерасти в переутомление весьма опасное для организма исследователя, особенно для центральной нервной системы, следует прекратить научную деятельность. Возобновить ее целесообразно после приведения организма в нормальное состояние.
Эффективный умственный труд должен обеспечиваться оптимальными условиями трудовой деятельности: удобством рабочего места, необходимым уровнем освещенности, отсутствием посторонних раздражителей, соответствующей температурой и чистотой воздуха в лаборатории.
Наряду с оптимальными условиями трудовой деятельности эффективный умственный труд во многом зависит от организации полноценного отдыха во время рабочего дня и после работы.
Во время рабочего дня исследователю требуются краткие перерывы для отдыха. Исследователю целесообразно самому определять рациональную частоту и длительность перерывов в работе. Следует иметь в виду, что динамика работы исследователя между краткими перерывами в работе в микроцикле воспроизводит полный рабочий день.
Вместе с тем, исследователю не всегда предоставляется возможным отдохнуть во время кратких перерывов. Причиной тому служат мысленное возвращение к реальным задачам, обдумывание предстоящей работы. Кратковременный отдых успешен, когда исследователь находится в состоянии положительных эмоций.
Физическое состояние исследователя существенным образом влияет на эффективность умственного труда. В то же время, научные работники подвергают себя мышечной бездеятельности-гиподинамии. Универсальным средством для борьбы с гиподинамией считаются физические упражнения. Хотя имеется множество и других средств. Все они индивидуальны. Для физических упражнений важна правильная дозировка нагрузки.
Работа исследователя связана со значительными нервными перегрузками. Нервные перегрузки возникают в результате перенапряжения в поисках истины, имеющими место неудачами в работе исследователя. В связи с этим у научного работника может возникнуть заболевание невроз.
Важное значение в снижении негативного эмоционального напряжения имеет психическая гигиена исследователя. Важнейшей функцией психической гигиены является предупредительная. Практика выработала подходы к избежанию исследователем невроза. Исследователь должен сформировать для себя систему эффективной психологической защиты от стрессов и придерживаться ей. Элементами системы психологической защиты может быть смена творческой ориентации в случае постигшей исследователя неудачи в достижении цели, умение обесценивать конечные состояния, которые он не смог достичь, выработка способности предварительного осмысления возможной неудачи в научных изысканиях. В процессе функционирования системы эффективной психологической защиты исследователь избавляет от комплекса неполноценности.
Комплекс неполноценности, навязываемый себе исследователем, свидетельствует о нервно-психическом отклонении научного работника. Упреждающее осмысление неудачи в исследовании возможно послужит мотивом к построению сценария ее избежать. Исследователю надо не жалеть о постигших неудачах и равнодушно принимать хвалу и клевету.
Элементами системы эффективной психологической защиты исследователя также являются навык к расслаблению, доверительное общение с коллегами по работе, юмор, умение отделять служебные отношения от личных. При стрессовых ситуациях в исследовательской деятельности весьма полезен навык расслабления. С помощью релаксационных (расслабляющих) пауз, длящихся от 15 до 30 минут в день, исследователь уменьшает или снижает нервно-психическое напряжение. Откровенный рассказ коллегам по работе, да и не только им, о своих проблемах в научных изысканиях приводит к эффекту «разделённого горя», облегчению восприятия отрицательных результатов, неудачи.
К средствам, временно отвлекающим от повышенного нервоно-психического напряжения в переменных задачах, конфликтных ситуациях, относится юмор. Юмор не разрешает проблемы исследователя, но отвлекает, сглаживает реакцию на них. Благоприятно может сказываться на морально-психологическом климате в научном коллективе, стрессовых состояниях исследователей руководитель коллектива, обладающий чувством юмора. Умение отделять служебные отношения от личных представляется надежным средством для руководителя научного коллектива и рядовых исследователей сохранять душевное равновесие и производительно организовать умственный труд.
На нервно-психическое состояние исследователя влияют не сами положительные или отрицательные эмоции, а отношение его к породившим эти эмоции ситуации. Активность исследователя даже в очень трудных ситуациях, стремление разрешить конфликт сглаживают переживания и отрицательные эмоции. Моральная капитуляция исследователя, отказ от решительных действий вызывают губительные пассивно-оборонительные эмоции. Активная жизненная позиция исследователя полезна как для снятия нервно-психического напряжения, так и в социальном плане.
На подход к научной деятельности влияет тип нервной системы сотрудника. Исследователи, обладающие сильной нервной системой способны продолжительнее, с большей интенсивностью и производительностью вести научную работу в течение суток. Однако систематическое перенапряжение отрицательно сказывается на здоровье исследователя, прежде всего на расшатывании нервной системы. Поэтому научным работникам надо заботиться о своем здоровье. Все перечисленное в целом составляет систему эффективной психологической защиты исследователя.
- 1. Организация научных исследований в россии
- Государственное управление наукой
- 1.2. Организация научных исследований в вгту
- 1.3. Квалификация научных кадров в России
- 2. Организационные вопросы учебно-исследовательской работы студентов «уирс»
- 2.1. Цель и задачи уирс
- 2.2. Содержание и этапы Учебно-исследовательской работы студентов
- 2.3. Руководство и контроль за выполнением уирс
- 2.4. Методические указания по выполнению этапов учебно-исследовательской работы студентов
- 2.4.2. Выбор темы уирс и составление плана уирс
- 2.4.3. Составление аналитического литературного обзора
- 2.4.4. Разработка программы и методики сбора информации
- 2.4.5. Организация сбора информации для проведения учебных исследований во время учебных практик
- 2.4.6. Содержание и требования к курсовой работе уирс
- 2.5. Меры поощрения студентов
- 3. Теоретические основы экономических исследований
- 3.1. Основы проведения научных исследований
- 3.2. Специфика экономических наук в системе наук
- 3.3. Категории философии, используемые в экономических исследованиях
- 3.4.Закономерности и законы экономических исследований
- 4. Методы исследований в экономике
- 4.1. Методология, методы и методика экономических исследований
- 4.2. Эмпирические методы экономических исследований
- 4.3. Эмперико-теоретические методы экономических исследований
- 4.4. Теоретические методы экономических исследований
- 4.5. Специфические методы экономических исследований
- Сплошное и выборочное наблюдение
- Метод расчета показателей
- Методы разработки таблиц и графиков
- Метод детализации
- Метод сравнений
- 5. Стадии экономического исследования
- 6.1. Методические указания по составлению отчетов о научно-исследовательской работе
- 6.2. Виды и правила составления рефератов
- 6.3. Правила составления аннотаций
- 7.1. Способы апробации результатов экономических исследований
- 7.2. Методические указания по подготовке докладов
- 7.3. Методические указания по составлению статей
- Заглавие
- Аннотация
- Содержание статьи
- Общие требования к тексту статьи
- Инструкция для авторов
- 8. Научная организация труда исследователя в экономике
- 8.1 Основы научной организации труда исследователя
- 8.2. Научная организация умственного труда исследователя
- 8.3. Формирование научно-исследовательского коллектива
- 8.4. Управление конфликтами в коллективе исследователей
- 8.5. Требования к руководителю исследовательского коллектива
- 8.6. Формирование коллектива исследователей
- 8.7. Нравственная ответственность исследователя
- Заключение
- Библиографический список
- Оглавление