logo
пособие 2009

Государственное управление наукой

Направления государственной научно-технической политики на средне­срочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Россий­ской Федерации на основе специального доклада Правительства Рос­сийской Федерации, формируемого с учетом предложений субъектов Российской Федерации.

Законодательный орган государственной власти Российской Феде­рации ежегодно в соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении в Российской Федерации и предложениями Правительства Российской Федерации определяет при утверждении федерального бюджета годовые объемы средств, выделяемых для вы­полнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и научно-технической дея­тельности, а также систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность. Определение основных направлений государственной научно-тех­нической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка ре­комендаций и предложений о реализации научных и научно-техни­ческих программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности с использованием раз­личных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.

Правительство Российской Федерации обеспечивает создание фе­деральных информационных фондов и систем в области науки и тех­ники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналити­ческую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, содействует изданию научной и научно-тех­нической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных пе­чатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах за пределами территории Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации гарантирует субъектам науч­ной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной ин­формации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в между­народные информационные фонды и системы в области науки и техники.

Государственными структурами, управляющими научно-техниче­скими разработками в стране, являются: Министерство промышлен­ности, науки и технологий, Министерство образования, Российская академия наук; Российские академии медицинских наук, сельскохо­зяйственных наук и образования; Правительственная комиссия по научно-технической политике, Совет по научно-технической поли­тике при Президенте РФ, Правительственная комиссия по реформи­рованию научной сферы, которые наделены исполнительскими, а не просто совещательными функциями. Министерство промышленно­сти, науки и технологий (Минпромнауки) при образовании в 2000 г. вобрало в себя функции разных ведомств; от Министерства эконо­мики — промышленньш блок гражданского назначения, от Министер­ства науки и технологий — научный сектор, от Министерстваторговли — внешнеторговое сотрудничество, от других ведомств — разнообраз­ные функции, вплоть до охраны интеллектуальной собственности. Кроме того, новому министерству вменили в обязанность координацию де­ятельности пяти федеральных оборонных агентств — авиационно-космического, систем управления, судостроения, боеприпасов, обычных вооружений. Впервые в истории современной России была сделана попытка соединить в одном федеральном ведомстве производство, научно-исследовательскую сферу, маркетинг, реализацию продукции, тиражирование достижений науки и реализацию их на рынке. Хране­ние научной документации обеспечивает Архивный фонд Российской Федерации. Постоянное хранение документов фонда осуществляют учреждения Госархива, а временное — органы государственной власти, государственные учреждения и предприятия в создаваемых ими ве­домственных архивах. Нормативные сроки хранения документации составляют: научной, технологической и патентной информации — 10 лет, конструкторской — 15, проектной по капитальному строитель­ству — 25 лет. Документы государственной части Архивного фонда предоставляются для использования всем юридическим и физическим лицам. Для эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации создана система научно-технической информации (ГСНТИ). Она представляет собой совокупность науч­но-технических библиотек, региональных центров и организаций,

специализирующихся на сборе, обработке и хранении научно-техни­ческой информации, ведении информационных фондов, баз и банков данных. Основой ГСНТИ являются федеральные учреждения: Все­российский научно-технический информационный центр, Всероссий­ский научно-исследовательский институт межотраслевой информации, Российское объединение информационных ресурсов научно-тех­нического развития, Всероссийский институт научной и технической информации РАН и Миннауки, государственные публичные библио­теки РАН и Миннауки.

Органы государственной власти Российской Федерации в соответ­ствии с Федеральным законом:

гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической де­ятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экс­периментальных разработок;

гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической де­ятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

признают право на обоснованный риск в научной и (или) науч­но-технической деятельности;

обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законо­дательством Российской Федерации в отношении государствен­ной, служебной или коммерческой тайны;

• гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподго­товку научных работников и специалистов государственных науч­ных организаций;

• гарантируют финансирование проектов, выполняемых по госу­дарственным заказам.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечива­ют формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической дея­тельности, разработку и реализацию научных и научно-технических про­грамм и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реа­лизацию достижений науки и техники.

Органы государственной власти, учреждающие государственные на­учные организации:

утверждают уставы государственных научных организаций;

осуществляют контроль за эффективным использованием и со­хранностью предоставленного государственным научным орга­низациям имущества.

Российская академия наук (РАН) отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицин­ских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими государственный статус некоммерческими органи­зациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряже­ния переданным им имуществом, находящимся в федеральной соб­ственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входя­щих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепле­ние за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей. Реестры федерального иму­щества, переданного указанным академиям наук, утверждаются Пра­вительством Российской Федерации.

Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организа­циями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследова­ния в соответствующих областях науки и техники и участвуют в коор­динации данных научных исследований.

Финансирование Российской академии наук, ее региональных отде­лений и отраслевых академий наук осуществляется за счет средств фе­дерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Рос­сийской Федерации источников.

Российская академия наук, ее региональные отделения (Дальне­восточное отделение Российской академии наук, Сибирское отделе­ние Российской академии наук и Уральское отделение Российской академии наук) и отраслевые академии наук являются прямыми по­лучателями и главными распределителями средств федерального бюджета.

Российская академия наук и отраслевые академии наук ежегодно представляют Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации отчеты о проведенных научных исследовани­ях, научных и (или) научно-технических результатах, а также предло­жения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук.

Академии наук, имеющие государственный статус, в установленном ими порядке ежегодно представляют в уполномоченные на то государ­ственные органы субъектов Российской Федерации, на территориях ко­торых расположены научные организации указанных академий наук, информацию о проведенных за счет средств федерального бюджета на­учными организациями указанных академий наук научных исследова­ниях, представляющую интерес для соответствующих субъектов Рос­сийской Федерации.

Российская академия наук (РАН) — высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране.

Секция экономики Отделения общественных наук Российской академии наук — научная и общественная организация российских экономистов. Образована в 2002 г. в результате объединения Отделения экономики РАН и Отделения философии, социологии, психологии и права РАН в единое Отделение общественных наук (при этом отделение экономики существовало и в рамках АН СССР — отделение входила в более крупное структурное образование академии — секцию общественных наук).

Действительными членами (академиками) секции являются 17 человек: Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, А.А. Афиногентова, О.Т. Богомолов, А.Г. Гранберг, Т.И. Заславская, В.В. Ивантер, В.В. Кулешов, В.И. Маевский, В.Л. Макаров, П.А. Минакир, А.Д. Некипелов, Н.Я. Петраков, В.М. Полтерович, С.А. Ситарян, А.И. Татаркин.

Члены-корреспонденты секции (22 человека): К.К. Вальтух, Х.Н. Гизатуллин, С.Ю. Глазьев, Р.С. Гринберг, И.И. Елисеева, А.Г. Зибарев, В.И. Ишаев, Г.Б. Клейнер, И.С. Королев, Б.Н. Кузык, В.Н. Лаженцев, В.А. Медведев, В.В. Михеев, Э.Е. Обминский, В.В. Окрепилов, А.Г. Поршнев, Н.М. Римашевская, С.А. Смирнов, В.И. Суслов, Р.И. Хасбулатов, В.П. Чичканов, Ф.И. Шамхалов.

Наряду с ее центральным сообществом выбираемых членов академии в структуру входят академические институты. Фактически это соединение юридически самостоятельных организаций внутри общественной организации.

Перечень экономических научных организаций представлен в приложении.

С позиции законодательной практики эта влечет ряд правовых проблем. Новое российское законодательство позволяет, отказавшись от построения академий наук на принципах единой централизованной си­стемы, организовать их деятельность как ассоциаций научных, научно-технических и вспомогательных организаций и предприятий. Деятель­ность таких юридических лиц регулируется Гражданским кодексом и Законом «О некоммерческих организациях». Наделение РАН статусом ассоциации снимает проблему субъекта права собственности на имуще­ство самой

Академии и входящих в нее организаций. Подобная правовая форма приемлема для Академии паук и потому, что, согласно граждан­скому законодательству, юридические лица, входящие в ассоциацию (союз), при объединении сохраняют юридическую самостоятельность.

В 80-е гг. ключевыми направлениями государственной научно-технической политики стали региональные программы развития науки и технологий, подтягивание отсталых по данному параметру регионов к уровню ведущих. На такие программы выделяются значительные федеральные ресурсы, Сегодня собственную перспективную про­грамму имеет каждый штат в США, префектура в Японии, департа­мент во Франции, графство в Великобритании и земля в ФРГ. По­добная практика активно используется российскими федеральными округами и крупнейшими федеральными субъектами, В России субре­гиональных программ видится не в том, чтобы они обеспечивали равно­мерное распределение научных исследований по всей стране, а в том, чтобы, опираясь на сложившуюся специализацию и местный потенци­ал, дали новый и долговременный импульс развитию науки на базе нау­коградов, академгородков и университетских центров.

К совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации относятся:

- формирование экономического механизма осуществления госу­дарственной научно-технической политики;

- организация научно-технического прогнозирования;

- размещение объектов научно-технического потенциала и созда­ние инфраструктуры научно-технической и инновационной дея­тельности;

- формирование рынков научной и научно-технической продукции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации;

- разработка и реализация мер по социальной защите научных и на­учно-технических работников, в том числе их материальное обес­печение;

- формирование совместных фондов научного, научно-техниче­ского и технологического развития;

- международные научные связи.

К ведению органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации относятся:

участие в выработке и реализации государственной научно-тех­нической политики;

определение приоритетных направлений развития науки и тех­ники в субъектах Российской Федерации;

формирование научных и научно-технических программ и про­ектов субъектов Российской Федерации;

- финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов Российской Федерации и межрегиональных органов;

- управление государственными научными организациями регио­нального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

- контроль за деятельностью государственных научных организа­ций федерального значения по вопросам, относящимся к полно­мочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- создание условий для более эффективного использования имею­щихся материальных и информационных ресурсов;

- формирование межрегиональных и региональных фондов науч­ного, научно-технического и технологического развития;

- осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти Российской Федерации.

По вопросам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации при осуществлении своих полномочий взаи­модействуют с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в форме:

подготовки совместных предложений о совершенствовании орга­низационно-экономического механизма научной и инновацион­ной деятельности;

участия представителей соответствующих органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации в составах научных и координационных советов по проблемам науки и техники, науч­но-технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создавае­мых органами государственной власти Российской Федерации;

• взаимной передачи отдельных полномочий на координацию науч­но-технической деятельности, затрагивающей совместные интере­сы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

• подготовки и реализации совместных мер по содержанию и раз­витию социальной сферы научных организаций.