19. Лесные ресурсы Беларуси
Лесные ресурсы включают стволовые запасы древесины, разнообразные недревесные ресурсы: технические (живицу, пробку и др.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения, и выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохран-ные функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезащитные, противоэрозионные и др.), в том числе рекреационные и эстетические.
Лесной фонд Беларуси как совокупность всех лесов страны натурального и искусственного происхождения включает покрытые лесом земли, а также другие земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства. Общая площадь лесного фонда составила 9,2 млн га, в том числе лесопокрытая (без прогалин, высечек, гарей) — 7,8 млн га. По сравнению с 1988 г. она увеличилась на 14,8 % в основном за счет искусственного и естественного облесения малопродуктивных и неудобных для сельскохозяйственного производства земель. Лесистость территории Беларуси составила 39 %, что в целом для нашей страны можно считать оптимальным. По прогнозу на 2015 г., она может превысить 40 %.
Лесные ресурсы Беларуси достаточно хорошо изучены, и по оценке экспертов запасы древесины составляют 1,3 млрд м3, в том числе возможные для эксплуатации — около 129 млн м3. Общий прирост лесов - примерно 25 млн м3 в год. Средний возраст белорусских лесов — 45 лет. По возрастным категориям покрытая лесом площадь распределяется следующим образом: молодняки - 36,4 %, средневозрастные — 44,4, приспевающие — 14,2, спелые и перестойные - 4,7 %. Дефицит приспевающих и спелых насаждений определяет возможность дальнейшей эксплуатации лесных ресурсов страны.
Леса Беларуси в соответствии с их экологическим, экономическим и социальным значением, местоположением и выполняемыми функциями делят на две группы.
Первую группу составляют леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции. Их доля в лесном фонде страны увеличилась с 37,1 % в 1988 г. до 49,8 % в 2001 г.
Вторую группу образуют хозяйственные леса, которые наряду с экологическим имеют эксплуатационное значение (в структуре лесного фонда занимают 50,2 %). В лесах этой группы формируются высокопродуктивные древостой, обеспечивающие непрерывность и неистощительность использования лесных ресурсов.
Важной составной частью лесных ресурсов являются недревесные ресурсы (пищевые, лекарственные, технические, кормовые и др.). Расширяется использование рекреационных ресурсов белорусских лесов. Рекреационное лесопользование в настоящее время проводится на площади 1,3 млн га (17,8 % всей лесопокрытой площади); в перспективе оно расширится до 2,5 млн га.
Основные функции лесопользования и лесовоспроизводства в Республике Беларусь выполняет лесное хозяйство — отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает потребности страны в древесине и других продуктах леса, сохранение и рациональное использование всего многообразия ресурсов лесного фонда, усиление экологических функций лесов. В соответствии с этим в круг деятельности лесохозяйственных органов входят: организация и регулирование всех видов пользования с учетом сохранения средозащитных, климаторегулирующих и оздоровительных функций леса; охрана и защита лесов от пожаров, вредителей и болезней; государственный надзор за использованием лесных ресурсов; проведение комплекса лесохозяйственных мероприятий по восстановлению, выращиванию и уходу за лесом, повышению плодородия лесных земель, улучшению качества и повышению продуктивности лесов. В структуре экономики страны доля лесного хозяйства невелика — около 0,6 % ВВП.
Прогнозируется дальнейшее увеличение лесопользования: в 2006—2010 гг. объемы рубок леса могут превысить 16 млн м3, а в 2011—2015 гг. — 19 млн м3. Это, однако, не должно нанести экологического ущерба лесам, поскольку суммарный годовой прирост древесины в лесах Беларуси уже в настоящее время составляет около 25 млн м3 в год и продолжает увеличиваться по мере роста лесистости и выравнивания возрастной структуры лесов.
Ведение лесного хозяйства предполагает как вырубку, так и восстановление лесов. В порядке лесовосстановления в разные периоды на территории Беларуси создавались искусственные насаждения (лесные культуры). Их площадь в настоящее время составляет около 3 млн га, или 25 % покрытых лесом земель. Объемы лесовосстановления находятся в пределах 40-45 тыс. га, в том числе создания лесных культур - 30—35 тыс. га. Масштабы лесовосстановительных работ по прогнозу на 2015 г. намечается значительно увеличить - ежегодно пополнять белорусские леса молодняками на 70 тыс. га.
Экономический механизм лесопользования охватывает все виды экономического стимулирования рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Финансирование лесного хозяйства осуществляется, прежде всего, за счет средств государственного бюджета. Экономические преобразования в лесном хозяйстве, вместе с тем, связаны с развитием финансовой самостоятельности лесохозяйственных предприятий
Перспективная деятельность в лесах Беларуси определена Концепцией устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь до 2015 г. Ее направления:
сохранение многогранной роли и разнообразных функций всех видов лесов;
совершенствование мероприятий по охране, рациональному использованию и сохранению лесов, увеличению лесистости малолесных районов;
содействие эффективному использованию всего комплекса товаров и услуг, получаемых за счет эксплуатации лесных угодий и лесных массивов.
- 1. Предмет и задачи курса и его место в системе экономических наук
- 2. Понятие национальной экономики
- 3. Предпосылки становления, функционирования и развития нэ
- 4. Понятие и научные основы методологии развития национальной экономики
- 5. Методологические принципы формирования развития нэ.
- 7. Система национального счетоводства (снс)
- 8. Цели, функции, методы гос. Регул-ние эк-ки
- 9. Осн. Задачи и принципы прогноз-ния нэ.
- 10. Структура органов гос. Упр-я рб
- 11. Перспективная модель нэ
- 13. Факторы формирования белорусской модели экономики
- 15. Состав совокупного экон. Потенциала (сэп) нац. Хоз. Системы
- 16. Природно-ресурсный потенциал: понятие, состав и методы оценки
- 17. Земельные ресурсы Беларуси
- 19. Лесные ресурсы Беларуси
- 20. Минерально-сырьевые ресурсы.
- 21. Экологический потенциал
- 22. Демографический потенциал
- 23. Трудовой потенциал
- 24. Занятость населения и политика на рынке труда
- 25. Научный потенциал
- 27. Организационные формы управления научным комплексом
- 28. Инновационный потенциал
- 29. Производственный потенциал
- 31. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 32. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 33.Понятие сектора, отрасли, хоз комплекса.
- 34.Отраслевая структура нац эк, его структурный анализ.
- 36.Агропромышленный комплекс и задачи его развития.
- 37.Сельское хозяйство в структуре апк.
- 39.Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса.
- 40.Отрасль связи в нац эк, задачи развития.
- 41.Состав соц-культ комплекса нац эк, задачи развития.
- 42.Образование в системе соц-культурного комплекса.
- 43.Здравоохранение в соц-культурном комплексе.
- 44.Физкультура и спорт в с-к комплексе страны.
- 45.Культура и искусство в с-к комплексе.
- 46.Соц обслуживание, его виды и задачи развития.
- 47.Состав соц-потреб комплекса.
- 48.Роль, значение и показатели развития розничной торговли в с-п комплексе.
- 49.Роль, значение и развитие общественного питания, бытового обслуживания в с-п комплексе.
- 50. Состояние, факторы и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства в системе социально-потребительского комплекса
- 51. Региональные социально-экономические комплексы
- 52. Рыночные институты и рынки факторов производства
- 53. Преобразование форм собственности и типы хозяйствующих субъектов
- 54. Реструктуризация предприятий в процессе формирования рыночной экономики,
- 55. Демонополизация и развитие конкуренции
- 56. Государственное и частное предпринимательство
- 58. Структурная трансформация национальной экономики: цели, принципы, механизмы
- 59. Модернизация структур реального сектора экономики
- 60. Фин. Система нац. Экономики.
- 61. Бюджетное регулсистема национальной экономики.
- 62. Кредитно-денежное регулирование
- 63. Налоговая система национальной экономики.
- 64. Валютная политика и валютный контроль.
- 68 Международная экономическая интеграция