48.Роль, значение и показатели развития розничной торговли в с-п комплексе.
Торговля - одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. В структуре ВВП доля торговли и общественного питания составляет 10,7 %, численность занятых в розничной торговле и общественном питании - 14,5 % занятых в экономике (2009 г.).Деятельность торговли регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».За 1991-2009 гг. наблюдался постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота. Хотя в 1995 г. он уменьшился в сопоставимых ценах к уровню 1990 г. почти в 1,5 раза, однако в 2009 г. к уровню1990 г. вырос в 2 раза и составил 54736 млрд рублей в действующих ценах.Рассматривая розничный товарооборот по формам собственности, можно проследить процесс становления в Беларуси многоукладной торговой системы. Постепенно повышается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота и снижается доля государственного сектора. Если в 1990 г. доля государственной собственности в общем объеме розничного товарооборота составляла 65,8 % , а частной - 34,2 % (в основном потребительская кооперация), то в 2009 г. доля государственной собственности уменьшилась до 14,5 %, а частной и иностранной, наоборот, возросла до 85,5 %. За анализируемый период значительно снизилась роль потребительской кооперации (в 2009 г. - 9,8 %), которая обслуживает в основном сельских жителей. В розничной торговле сформировалась иностранная собственность, ее доля в 2009 г. составила 3,6 % .Число магазинов в розничной торговле значительно расширилось за 1991-2009 гг., однако сокращается сеть магазинов потребительской кооперации на селе. Одновременно идет процесс сокращения торговой площади, приходящейся на один магазин, число палаток и киосков. Вместе с тем наблюдаются и некоторые прогрессивные тенденции, связанные с постоянным увеличением обеспеченности населения торговыми площадями. Так, если в 1990 г. обеспеченность городского населения в среднем по стране составляла 209 м2 на 1000 жителей, то в 2002 г. она достигла 253 м2 при нормативе 280 м2 (90 % норматива), сельского населения - 263 м2 при нормативе 300 м2 (88 %).Торговое обслуживание сельского населения, особенно жителей малых населенных мест, во многом определяется развитием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005-2010 годы.
- 1. Предмет и задачи курса и его место в системе экономических наук
- 2. Понятие национальной экономики
- 3. Предпосылки становления, функционирования и развития нэ
- 4. Понятие и научные основы методологии развития национальной экономики
- 5. Методологические принципы формирования развития нэ.
- 7. Система национального счетоводства (снс)
- 8. Цели, функции, методы гос. Регул-ние эк-ки
- 9. Осн. Задачи и принципы прогноз-ния нэ.
- 10. Структура органов гос. Упр-я рб
- 11. Перспективная модель нэ
- 13. Факторы формирования белорусской модели экономики
- 15. Состав совокупного экон. Потенциала (сэп) нац. Хоз. Системы
- 16. Природно-ресурсный потенциал: понятие, состав и методы оценки
- 17. Земельные ресурсы Беларуси
- 19. Лесные ресурсы Беларуси
- 20. Минерально-сырьевые ресурсы.
- 21. Экологический потенциал
- 22. Демографический потенциал
- 23. Трудовой потенциал
- 24. Занятость населения и политика на рынке труда
- 25. Научный потенциал
- 27. Организационные формы управления научным комплексом
- 28. Инновационный потенциал
- 29. Производственный потенциал
- 31. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 32. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 33.Понятие сектора, отрасли, хоз комплекса.
- 34.Отраслевая структура нац эк, его структурный анализ.
- 36.Агропромышленный комплекс и задачи его развития.
- 37.Сельское хозяйство в структуре апк.
- 39.Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса.
- 40.Отрасль связи в нац эк, задачи развития.
- 41.Состав соц-культ комплекса нац эк, задачи развития.
- 42.Образование в системе соц-культурного комплекса.
- 43.Здравоохранение в соц-культурном комплексе.
- 44.Физкультура и спорт в с-к комплексе страны.
- 45.Культура и искусство в с-к комплексе.
- 46.Соц обслуживание, его виды и задачи развития.
- 47.Состав соц-потреб комплекса.
- 48.Роль, значение и показатели развития розничной торговли в с-п комплексе.
- 49.Роль, значение и развитие общественного питания, бытового обслуживания в с-п комплексе.
- 50. Состояние, факторы и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства в системе социально-потребительского комплекса
- 51. Региональные социально-экономические комплексы
- 52. Рыночные институты и рынки факторов производства
- 53. Преобразование форм собственности и типы хозяйствующих субъектов
- 54. Реструктуризация предприятий в процессе формирования рыночной экономики,
- 55. Демонополизация и развитие конкуренции
- 56. Государственное и частное предпринимательство
- 58. Структурная трансформация национальной экономики: цели, принципы, механизмы
- 59. Модернизация структур реального сектора экономики
- 60. Фин. Система нац. Экономики.
- 61. Бюджетное регулсистема национальной экономики.
- 62. Кредитно-денежное регулирование
- 63. Налоговая система национальной экономики.
- 64. Валютная политика и валютный контроль.
- 68 Международная экономическая интеграция