logo
шпоры национальная экономика

48.Роль, значение и показатели развития розничной торговли в с-п комплексе.

Торговля - одна из крупных отраслей экономики Рес­публики Беларусь. В структуре ВВП доля торговли и обще­ственного питания составляет 10,7 %, численность занятых в розничной торговле и общественном питании - 14,5 % за­нятых в экономике (2009 г.).Деятельность торговли регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».За 1991-2009 гг. наблюдался постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота. Хотя в 1995 г. он уменьшился в сопоставимых ценах к уровню 1990 г. почти в 1,5 раза, однако в 2009 г. к уровню1990 г. вырос в 2 раза и составил 54736 млрд рублей в действующих ценах.Рассматривая розничный товарооборот по формам собс­твенности, можно проследить процесс становления в Бела­руси многоукладной торговой системы. Постепенно повы­шается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота и снижается доля государственного сектора. Если в 1990 г. доля государственной собственности в общем объеме розничного товарооборота составляла 65,8 % , а час­тной - 34,2 % (в основном потребительская кооперация), то в 2009 г. доля государственной собственности уменьшилась до 14,5 %, а частной и иностранной, наоборот, возросла до 85,5 %. За анализируемый период значительно снизилась роль потребительской кооперации (в 2009 г. - 9,8 %), кото­рая обслуживает в основном сельских жителей. В рознич­ной торговле сформировалась иностранная собственность, ее доля в 2009 г. составила 3,6 % .Число магазинов в розничной торговле значительно рас­ширилось за 1991-2009 гг., однако сокращается сеть мага­зинов потребительской кооперации на селе. Одновременно идет процесс сокращения торговой площади, приходящейся на один магазин, число палаток и киосков. Вместе с тем на­блюдаются и некоторые прогрессивные тенденции, связан­ные с постоянным увеличением обеспеченности населения торговыми площадями. Так, если в 1990 г. обеспеченность городского населения в среднем по стране составляла 209 м2 на 1000 жителей, то в 2002 г. она достигла 253 м2 при норма­тиве 280 м2 (90 % норматива), сельского населения - 263 м2 при нормативе 300 м2 (88 %).Торговое обслуживание сельского населения, особенно жителей малых населенных мест, во многом определяется развитием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятель­ности потребительской кооперации на 2005-2010 годы.