27. Организационные формы управления научным комплексом
По состоянию на 2003 г., в республике 295 организаций и предприятий выполняли исследования и разработки (ИР), в которых было задействовано около 30 тыс. работников. Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Белорусском государственном университете, концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 72 % организаций, 82 % работников, выполнявших ИР, и 85 % внутренних текущих затрат на науку.
Традиционно научные организации делятся на три основные сферы, представляющие относительно обособленные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку (ранее выделялась еще и заводская наука).
Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организацией является Национальная академия наук Беларуси, в которой сосредоточены 92 научные организации и свыше 11 тыс. работников, выполняющих ИР. В 2002 г. по инициативе Президента Республики Беларусь осуществлена реорганизация научной системы страны. В состав Академии передан ряд организаций сельскохозяйственного и технического профилей. Сегодня НАНБ осуществляет организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных исследований и разработок с отдельными функциями республиканского органа управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Вузовская наука представлена 34 университетами и другими вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики. Наряду с участием в выполнении государственных научно-технических и других программ деятельность вузовской науки направлена на подготовку специалистов для народного хозяйства, на проведение ИР, обеспечивающих единство научного и образовательного процессов и создающих задел для перспективных научных направлений.
Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности — 57 организаций и свыше 8 тыс. работников, выполняющих ИР (2003 г.). К сожалению, в последние годы сократилось количество КБ и проектно-конструкторских организаций. Снизилась и доля специалистов промышленных предприятий, выполнявших ИР (около 60 % в 1990 г. и 36 % в 2003 г.) в общей структуре научно-технического потенциала страны. А это наиболее инновационно активная отрасль экономики, во многом определяющая ее конкурентоспособность.
Аналогичные тенденции прослеживаются в динамике отраслевых структурных характеристик научно-технического потенциала, показывающих реальные приоритеты научной и научно-технической деятельности. Несмотря на очевидное снижение, доля промышленности в объеме научно-технических работ и численности специалистов, занятых ИР, остается высокой — около 35 %. Реорганизация научной сферы в 2002 г. привела к резкому росту доли НАНБ почти до 33 % в объемах работ и 38 % в численности специалистов. Далее идут отрасли сельского хозяйства и здравоохранения. Нынешняя структура потенциала в основном соответствует приоритетам Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 гг.
Важной качественной характеристикой научного и научно-технического потенциала является его структура по отраслям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные науки. В последние несколько лет (1997— 2003 гг.) преобладающие позиции занимают технические науки — 50— 65 % затрат. Затем идут естественные науки — свыше 20 %, сельскохозяйственные — свыше 6, общественные — свыше 5, медицинские — около 5 и гуманитарные науки — менее 2 %. Такие же пропорции имеют место и по количеству проводимых в них исследований.
Преобладание технических и естественных наук, отражающее специализацию Беларуси на машино- и приборостроении, создает потенциальные возможности для поддержания и развития известных белорусских научных школ в области математики, физики, механики, химии, биологии, а также разработок в области лазерных и плазменных технологий, оптоэлектроники, новых материалов с особыми свойствами, методов технической диагностики, машиностроения, химического синтеза веществ, селекции растений, биотехнологии, способов обработки информации, специальной вычислительной техники.
- 1. Предмет и задачи курса и его место в системе экономических наук
- 2. Понятие национальной экономики
- 3. Предпосылки становления, функционирования и развития нэ
- 4. Понятие и научные основы методологии развития национальной экономики
- 5. Методологические принципы формирования развития нэ.
- 7. Система национального счетоводства (снс)
- 8. Цели, функции, методы гос. Регул-ние эк-ки
- 9. Осн. Задачи и принципы прогноз-ния нэ.
- 10. Структура органов гос. Упр-я рб
- 11. Перспективная модель нэ
- 13. Факторы формирования белорусской модели экономики
- 15. Состав совокупного экон. Потенциала (сэп) нац. Хоз. Системы
- 16. Природно-ресурсный потенциал: понятие, состав и методы оценки
- 17. Земельные ресурсы Беларуси
- 19. Лесные ресурсы Беларуси
- 20. Минерально-сырьевые ресурсы.
- 21. Экологический потенциал
- 22. Демографический потенциал
- 23. Трудовой потенциал
- 24. Занятость населения и политика на рынке труда
- 25. Научный потенциал
- 27. Организационные формы управления научным комплексом
- 28. Инновационный потенциал
- 29. Производственный потенциал
- 31. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 32. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 33.Понятие сектора, отрасли, хоз комплекса.
- 34.Отраслевая структура нац эк, его структурный анализ.
- 36.Агропромышленный комплекс и задачи его развития.
- 37.Сельское хозяйство в структуре апк.
- 39.Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса.
- 40.Отрасль связи в нац эк, задачи развития.
- 41.Состав соц-культ комплекса нац эк, задачи развития.
- 42.Образование в системе соц-культурного комплекса.
- 43.Здравоохранение в соц-культурном комплексе.
- 44.Физкультура и спорт в с-к комплексе страны.
- 45.Культура и искусство в с-к комплексе.
- 46.Соц обслуживание, его виды и задачи развития.
- 47.Состав соц-потреб комплекса.
- 48.Роль, значение и показатели развития розничной торговли в с-п комплексе.
- 49.Роль, значение и развитие общественного питания, бытового обслуживания в с-п комплексе.
- 50. Состояние, факторы и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства в системе социально-потребительского комплекса
- 51. Региональные социально-экономические комплексы
- 52. Рыночные институты и рынки факторов производства
- 53. Преобразование форм собственности и типы хозяйствующих субъектов
- 54. Реструктуризация предприятий в процессе формирования рыночной экономики,
- 55. Демонополизация и развитие конкуренции
- 56. Государственное и частное предпринимательство
- 58. Структурная трансформация национальной экономики: цели, принципы, механизмы
- 59. Модернизация структур реального сектора экономики
- 60. Фин. Система нац. Экономики.
- 61. Бюджетное регулсистема национальной экономики.
- 62. Кредитно-денежное регулирование
- 63. Налоговая система национальной экономики.
- 64. Валютная политика и валютный контроль.
- 68 Международная экономическая интеграция