24. Занятость населения и политика на рынке труда
Под занятостью понимается - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения : с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.
Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам. Профессиональные рынки труда - это сегменты национального рынка труда, в которых работники объединены профессиональными интересами. Могут быть рынки труда учителей, врачей, шахтеров, научных работников,сельхозпроизводителей и др.
Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени.
Под гибкими формами занятости понимаются: занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.
Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность
Существует две противоположных трактовки данного феномена: либо как неполной занятости, либо как формы скрытой безработицы. Некоторые авторы занимают промежуточную позицию, называя неполную занятость скрытой безработицей, но не соглашаясь с позицией тех, кто предлагает ее учитывать при определении фактического уровня безработицы.
Различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест)
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)- совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.)
Основными принципами государственной политики в области занятости являются: - обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд; - поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду; - координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики; - участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления; - предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным; - обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать; - международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных трудовых норм.
Реализация государственной политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям: а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных; Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный. б) создание условий со стороны государства для самозанятости населения.
- 1. Предмет и задачи курса и его место в системе экономических наук
- 2. Понятие национальной экономики
- 3. Предпосылки становления, функционирования и развития нэ
- 4. Понятие и научные основы методологии развития национальной экономики
- 5. Методологические принципы формирования развития нэ.
- 7. Система национального счетоводства (снс)
- 8. Цели, функции, методы гос. Регул-ние эк-ки
- 9. Осн. Задачи и принципы прогноз-ния нэ.
- 10. Структура органов гос. Упр-я рб
- 11. Перспективная модель нэ
- 13. Факторы формирования белорусской модели экономики
- 15. Состав совокупного экон. Потенциала (сэп) нац. Хоз. Системы
- 16. Природно-ресурсный потенциал: понятие, состав и методы оценки
- 17. Земельные ресурсы Беларуси
- 19. Лесные ресурсы Беларуси
- 20. Минерально-сырьевые ресурсы.
- 21. Экологический потенциал
- 22. Демографический потенциал
- 23. Трудовой потенциал
- 24. Занятость населения и политика на рынке труда
- 25. Научный потенциал
- 27. Организационные формы управления научным комплексом
- 28. Инновационный потенциал
- 29. Производственный потенциал
- 31. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 32. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 33.Понятие сектора, отрасли, хоз комплекса.
- 34.Отраслевая структура нац эк, его структурный анализ.
- 36.Агропромышленный комплекс и задачи его развития.
- 37.Сельское хозяйство в структуре апк.
- 39.Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса.
- 40.Отрасль связи в нац эк, задачи развития.
- 41.Состав соц-культ комплекса нац эк, задачи развития.
- 42.Образование в системе соц-культурного комплекса.
- 43.Здравоохранение в соц-культурном комплексе.
- 44.Физкультура и спорт в с-к комплексе страны.
- 45.Культура и искусство в с-к комплексе.
- 46.Соц обслуживание, его виды и задачи развития.
- 47.Состав соц-потреб комплекса.
- 48.Роль, значение и показатели развития розничной торговли в с-п комплексе.
- 49.Роль, значение и развитие общественного питания, бытового обслуживания в с-п комплексе.
- 50. Состояние, факторы и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства в системе социально-потребительского комплекса
- 51. Региональные социально-экономические комплексы
- 52. Рыночные институты и рынки факторов производства
- 53. Преобразование форм собственности и типы хозяйствующих субъектов
- 54. Реструктуризация предприятий в процессе формирования рыночной экономики,
- 55. Демонополизация и развитие конкуренции
- 56. Государственное и частное предпринимательство
- 58. Структурная трансформация национальной экономики: цели, принципы, механизмы
- 59. Модернизация структур реального сектора экономики
- 60. Фин. Система нац. Экономики.
- 61. Бюджетное регулсистема национальной экономики.
- 62. Кредитно-денежное регулирование
- 63. Налоговая система национальной экономики.
- 64. Валютная политика и валютный контроль.
- 68 Международная экономическая интеграция