25. Научный потенциал
Нау́ка — сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание) или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие.
Под наукой часто подразумевается вся сложная система знаний, полученных в результате этой деятельности и составляющих научную картину мира.
Сегодня научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных)
Ключевыми макропараметрами научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве, количество научных организаций. Эти параметры используются и для международных сопоставлений.
Анализ макропоказателей научного потенциала республики подтверждает вывод о том, что научный и научно-технический потенциал страны понес серьезные потери и находится в сложном положении. Но пока еще он сохраняет критическую массу для роста и развития прежде всего в рамках формируемой в Беларуси национальной инновационной системы.
Сегодня Беларусь выбрала инновационный путь развития, и наука становится основным инструментом при реализации серьезных планов. Стратегия научных исследований Беларуси на период до 2015 года нацелена на разработку и внедрение более 1500 передовых технологий, благодаря которым предполагается создание около 90 новых и модернизация свыше 30 предприятий и производств. Основными приоритетами исследований для белорусской науки определены: рациональное использование сырьевых ресурсов, альтернативные источники энергии, развитие информационных, нано- и биотехнологий, микроэлектроники, фармакологии и промышленной химии. Не остаются без внимания традиционные направления развития науки и техники в таких отраслях деятельности как автомобилестроение, тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение, радиоэлектроника, точное приборостроение, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая и пищевая промышленность, лесное и сельское хозяйство.
В настоящее время в республике отрасль «наука и научное обслуживание» располагает значительным научно-техническим потенциалом, который используется для развития и повышения конкурентоспособности экономики, решения социальных проблем, совершенствования системы образования. В Беларуси научными исследованиями занимаются более 300 научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, а также около 60 высших учебных заведений, около 25 тысяч научных работников, аспирантов и докторантов.
Значительные успехи достигнуты белорусскими учеными в развитии фундаментальных исследований в области оптики, квантовой электроники и спектроскопии, математики, теплофизики и энергетики, геологии, генетики и цитологии, биоорганической химии, лингвистики и общественных наук. В последние годы активизировалась работа в области авиакосмической техники.
Ряд научных исследований уже позволили получить результаты, имеющие мировое признание: искусственные алмазы, высокоэффективные витаминные препараты и оксиданты, экологическое оборудование для переработки отходов и другие. Далеко за пределами Беларуси получили признание передовые разработки белорусских ученых в области лазерных и плазменных технологий, новых материалов с особыми свойствами, микроэлектроники, информатики, программного обеспечения для ЭВМ, приборостроения, медицинской техники, биотехнологий, производства лекарственных средств, химикатов для сельского хозяйства и по ряду других направлений.
Высшей государственной научной организацией Республики Беларусь является Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси). Национальная Академия наук стала интеллектуальным и экспертным центром, который играет важную роль в определении направлений и конкретных путей развития страны, ядром современной системы генерации знаний и инноваций. В составе НАН Беларуси функционируют 7 отделений, которые осуществляют координацию научной деятельности институтов соответствующего профиля: физики, математики и информатики; физико-технических наук; химии и наук о Земле, биологических наук, медицинских наук, гуманитарных наук и искусств, аграрных наук.
В НАН Беларуси функционируют более 90 различных научных организаций. Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, в НАН Беларуси составляет более 11 тысяч человек, в том числе более 500 докторов наук и 2 тысячи кандидатов наук. Основными задачи НАН являются научное обеспечение экономического, социального и государственно-правового развития республики; организация, проведение и координация фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок по важнейшим направлениям естественных, социальных наук и искусств; определение приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований; обеспечение развития науки в регионах Республики Беларусь; создание условий для развития научных школ, подготовки научных работников высшей квалификации, повышения квалификации ученых и специалистов, в том числе в зарубежных научных центрах; обеспечение развития информатизации и системы научно-технической информации.
26. Научно-технический потенциал
Научно-технический потенциал - это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.
Научно-технический потенциал включает:
· материально-техническую базу;
· научные кадры;
· информационную составляющую;
· организационно-управленческую структуру.
Материально-техническая база - это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель - быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.
Средства труда в сфере научно-технического прогресса можно разделить на четыре группы.
Первая включает научные приборы, оборудование и измерительную аппаратуру, служащие для получения новой научной информации.
Ко второй группе относятся электронно-вычислительные машины, которые используются для полунатурного моделирования объектов систем, автоматизированного конструирования, планирования экспериментов и регистрации их результатов.
Третья группа - опытно-производственное оборудование, играющее особую роль в процессе разработок и освоение нововведений.
В четвертую группу входят средства механизации исследований и разработок (копировальные, множительные, вычислительные устройства, оргтехника и т.д.), которые служат для снижения трудоемкости научно-вспомогательных работ, интенсификации научно-производственного цикла.
Предметы труда в сфере научно-технического прогресса составляют всего несколько процентов общего объема потребляемых в народном хозяйстве материальных ресурсов. Для них характерны особые требования к качеству материалов, многообразие номенклатуры, быстрые темпы морального старения, небольшой объем партии поставок, неравномерность спроса, большая доля непредвиденных заказов, потребность в изделиях специального назначения, имеющих ограниченное применение.
Информационная составляющая в научно-техническом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.
По характеру материальных носителей можно выделить следующие виды информации:
· нормативно-техническую документацию - технические задания, рекомендации, методики, нормативы, стандарты и технические условия, патенты;
· научные отсчеты - ими чаще всего заканчиваются фундаментальные исследования;
· образцы нововведений - технологические процессы, режимы и регламенты, лабораторные и опытные образцы;
· проектно-конструкторскую документацию - комплекты рабочих чертежей;
· Публикации и диссертации.
Для сотрудников, занятых в научно-производственном цикле, главный источник информации - техническая документация, эксперименты, командировки и экспедиции, индивидуальное общение с коллегами.
Организационно-управленческая структура научной сферы - это структура научно-исследовательских организаций и ее гибкость, т.е. возможность быстрого формирования научно-исследовательских групп для решения срочных задач; система управления научными исследованиями в масштабах компании или страны.
В зарубежной практике выделяют три базовые формы организации инновационного процесса:
· административно-хозяйственную;
· программно-целевую;
· инициативную.
Административно-хозяйственная форма предполагает наличие научно-производственного центра, представляющего собой крупную или среднюю корпорацию, объединяющую под общим руководством научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции. При этом значительное большинство фирм, выполняющие научные исследования и опытно-конструкторские разработки, функционирует в промышленности. Это подтверждает, что курс на создание крупных научно-производственных объединений, принятый в нашей стране, в целом соответствует мировым тенденциям организации управления научно-техническим развитием.
Решению задач научно-технических прорывов, особенно в таких прогрессивных отраслях как электроника, биотехнология, робототехника и др., служит программно-целевая форма организации НИОКР. Координационная форма управления научно-техническими программами предусматривает работу участков программ в своих организациях и согласование их деятельности из центра управления программы. Однако более эффективным оказывается формирование (даже на временной основе) новых организаций для решения тех или иных крупных научно-технических задач (чистая программно-целевая структура).
- 1. Предмет и задачи курса и его место в системе экономических наук
- 2. Понятие национальной экономики
- 3. Предпосылки становления, функционирования и развития нэ
- 4. Понятие и научные основы методологии развития национальной экономики
- 5. Методологические принципы формирования развития нэ.
- 7. Система национального счетоводства (снс)
- 8. Цели, функции, методы гос. Регул-ние эк-ки
- 9. Осн. Задачи и принципы прогноз-ния нэ.
- 10. Структура органов гос. Упр-я рб
- 11. Перспективная модель нэ
- 13. Факторы формирования белорусской модели экономики
- 15. Состав совокупного экон. Потенциала (сэп) нац. Хоз. Системы
- 16. Природно-ресурсный потенциал: понятие, состав и методы оценки
- 17. Земельные ресурсы Беларуси
- 19. Лесные ресурсы Беларуси
- 20. Минерально-сырьевые ресурсы.
- 21. Экологический потенциал
- 22. Демографический потенциал
- 23. Трудовой потенциал
- 24. Занятость населения и политика на рынке труда
- 25. Научный потенциал
- 27. Организационные формы управления научным комплексом
- 28. Инновационный потенциал
- 29. Производственный потенциал
- 31. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 32. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 33.Понятие сектора, отрасли, хоз комплекса.
- 34.Отраслевая структура нац эк, его структурный анализ.
- 36.Агропромышленный комплекс и задачи его развития.
- 37.Сельское хозяйство в структуре апк.
- 39.Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса.
- 40.Отрасль связи в нац эк, задачи развития.
- 41.Состав соц-культ комплекса нац эк, задачи развития.
- 42.Образование в системе соц-культурного комплекса.
- 43.Здравоохранение в соц-культурном комплексе.
- 44.Физкультура и спорт в с-к комплексе страны.
- 45.Культура и искусство в с-к комплексе.
- 46.Соц обслуживание, его виды и задачи развития.
- 47.Состав соц-потреб комплекса.
- 48.Роль, значение и показатели развития розничной торговли в с-п комплексе.
- 49.Роль, значение и развитие общественного питания, бытового обслуживания в с-п комплексе.
- 50. Состояние, факторы и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства в системе социально-потребительского комплекса
- 51. Региональные социально-экономические комплексы
- 52. Рыночные институты и рынки факторов производства
- 53. Преобразование форм собственности и типы хозяйствующих субъектов
- 54. Реструктуризация предприятий в процессе формирования рыночной экономики,
- 55. Демонополизация и развитие конкуренции
- 56. Государственное и частное предпринимательство
- 58. Структурная трансформация национальной экономики: цели, принципы, механизмы
- 59. Модернизация структур реального сектора экономики
- 60. Фин. Система нац. Экономики.
- 61. Бюджетное регулсистема национальной экономики.
- 62. Кредитно-денежное регулирование
- 63. Налоговая система национальной экономики.
- 64. Валютная политика и валютный контроль.
- 68 Международная экономическая интеграция