58. Структурная трансформация национальной экономики: цели, принципы, механизмы
Структурная трансформация экономики осуществляется на базе научно обоснованной инвестиционной политики. К важнейшим инвестиционным проектам относятся следующие:
в промышленности – модернизация базовых отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроения; точного станкостроения; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности) с целью увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, выпускающих продукцию экспортного назначения, а также импортозамещающих производств;
в строительном комплексе – модернизация и расширение производства высокоэффективных строительных материалов и конструкций, освоение новых мощностей на базе энергосберегающих технологий;
в АПК – углубление специализации сельскохозяйственного производства (развитие животноводства, картофелеводства и льноводства); интенсификация производства, техническое и технологическое переоснащение отраслей АПК с целью снижения себестоимости продукции и повышения ее качества;
в производственной и социальной инфраструктурах – реализация инвестиционных проектов, предусматривающих решение проблем энерго- и водоснабжения, транспорта и телекоммуникаций, оздоровления населения.
Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику с многоотраслевой структурой, где преимущественную роль играли такие отрасли специализации, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, животноводство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей (коэффициент товарности превышал 0,3) в больших объемах вывозилась за пределы республики для удовлетворения общесоюзных потребностей.
Основой трансформации экономики должна была стать структурная перестройка. Структурная перестройка экономики на первом этапе рыночных преобразований осуществлялась стихийно (так называемая пассивная ее форма).
Важным показателем трансформации экономики является институциональная структура экономики, характеризующая прежде всего складывающиеся пропорции секторов экономики по формам собственности и уровень развития рыночных отношений в стране. В 2003 г. доля государственной собственности по численности работников составляла 52,9%, частной (негосударственной) - 46,1, иностранной- 1,0 %. В институциональной структуре белорусской экономики численность занятого в ней населения характеризуется невысоким удельным весом частной собственности (50,9 % в 2009 г.), в том числе смешанной с иностранным участием-(3,2 %), а также иностранной (1,6 %) (табл. 10).
Отраслевая структура экономики Беларуси характеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими странами удельным весом в ВВП сферы производства товаров. Традиционно в национальных экономиках выделяют три сектора: 1) сельскохозяйственный сектор, 2) промышленный сектор, 3) сектор услуг. В Республике Беларусь прослеживается следующая структура ВВП: 41,2 % приходится на производство товаров (7,8 % ВВП формируется в сельскохозяйственном секторе, 25,3 % ВВП - в промышленном секторе) и 44,7 % ВВП - в секторе услуг. Согласно НСУР Республики Беларусь до 2020 года прогнозируется провести структурную трансформацию национальной экономики Распределение численности занятого населения (в процетах к итогу) Распределение численности занятого населения по отраслям экономики (в процентах к итогу) Республики Беларусь в следующем направлении: 7 % ВВП должно формироваться в сельскохозяйственном секторе, 28 % ВВП - в промышленном секторе и 65 % ВВП должно создаваться в секторе услуг, с учетом роста производства по всем секторам национальной экономики.
Путь от индустриальной к постиндустриальной стадии социально-экономического развития определяет главные черты современного этапа структурной трансформации Республики Беларусь.
Структурная перестройка неразрывно связана с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика представляет собой совокупность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. В 2009 году инвестиции в основной капитал осуществлялись в основном за счет средств бюджета - 22,2 %.
- 1. Предмет и задачи курса и его место в системе экономических наук
- 2. Понятие национальной экономики
- 3. Предпосылки становления, функционирования и развития нэ
- 4. Понятие и научные основы методологии развития национальной экономики
- 5. Методологические принципы формирования развития нэ.
- 7. Система национального счетоводства (снс)
- 8. Цели, функции, методы гос. Регул-ние эк-ки
- 9. Осн. Задачи и принципы прогноз-ния нэ.
- 10. Структура органов гос. Упр-я рб
- 11. Перспективная модель нэ
- 13. Факторы формирования белорусской модели экономики
- 15. Состав совокупного экон. Потенциала (сэп) нац. Хоз. Системы
- 16. Природно-ресурсный потенциал: понятие, состав и методы оценки
- 17. Земельные ресурсы Беларуси
- 19. Лесные ресурсы Беларуси
- 20. Минерально-сырьевые ресурсы.
- 21. Экологический потенциал
- 22. Демографический потенциал
- 23. Трудовой потенциал
- 24. Занятость населения и политика на рынке труда
- 25. Научный потенциал
- 27. Организационные формы управления научным комплексом
- 28. Инновационный потенциал
- 29. Производственный потенциал
- 31. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 32. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 33.Понятие сектора, отрасли, хоз комплекса.
- 34.Отраслевая структура нац эк, его структурный анализ.
- 36.Агропромышленный комплекс и задачи его развития.
- 37.Сельское хозяйство в структуре апк.
- 39.Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса.
- 40.Отрасль связи в нац эк, задачи развития.
- 41.Состав соц-культ комплекса нац эк, задачи развития.
- 42.Образование в системе соц-культурного комплекса.
- 43.Здравоохранение в соц-культурном комплексе.
- 44.Физкультура и спорт в с-к комплексе страны.
- 45.Культура и искусство в с-к комплексе.
- 46.Соц обслуживание, его виды и задачи развития.
- 47.Состав соц-потреб комплекса.
- 48.Роль, значение и показатели развития розничной торговли в с-п комплексе.
- 49.Роль, значение и развитие общественного питания, бытового обслуживания в с-п комплексе.
- 50. Состояние, факторы и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства в системе социально-потребительского комплекса
- 51. Региональные социально-экономические комплексы
- 52. Рыночные институты и рынки факторов производства
- 53. Преобразование форм собственности и типы хозяйствующих субъектов
- 54. Реструктуризация предприятий в процессе формирования рыночной экономики,
- 55. Демонополизация и развитие конкуренции
- 56. Государственное и частное предпринимательство
- 58. Структурная трансформация национальной экономики: цели, принципы, механизмы
- 59. Модернизация структур реального сектора экономики
- 60. Фин. Система нац. Экономики.
- 61. Бюджетное регулсистема национальной экономики.
- 62. Кредитно-денежное регулирование
- 63. Налоговая система национальной экономики.
- 64. Валютная политика и валютный контроль.
- 68 Международная экономическая интеграция