logo
шпоры национальная экономика

49.Роль, значение и развитие общественного питания, бытового обслуживания в с-п комплексе.

Общественное питание определяется как вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, орга­низацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населения/Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республи­ки Беларусь.Одним из главных показателей развития общественно­го питания является удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте, который на про­тяжении последних лет составляет от 70 % до 75 %. За 2007 г; он составил 75, 7 %, наиболее высокий этот показатель в г. Минске (82,5 %) и Могилевской области(79,8 %).Сеть общественного питания Республики Беларусь в 2009 г. представлена 11,7 тыс. объектов на 696,2 тыс. мест, из них 12,5 % расположены при производственных органи­зациях, 38,6 % - при учреждениях образования и 42,6 % -в общедоступной сети.Положительную тенденцию имеет развитие общедо­ступных объектов общественного питания, сеть которых составляет 4,6 тыс. единиц на 193 тыс. мест. Приоритетным является открытие объектов общественного питания, осно­ванных на традициях белорусской национальной кухни и национальными кухнями народов мира. Около 70 % общедоступных предприятий - это рестора­ны, кафе, бары. Правительством республики утверждена система го­сударственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, в которой предусмотрен норма­тив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания по республике не менее 17 на 1000 человек. Постоянное внимание направлено на выполнение задач, поставленных Правительством Республики Беларусь по развитию придорожного сервиса. За 2004-2006 гг. число данных предприятий увеличилось на 44,4 %. В соответс­твии с Программой «Дороги Беларуси», утвержденной пос­тановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 г. № 468, на республиканских и местных авто­мобильных дорогах открыто 52 объекта общественного пи­тания придорожного сервиса при годовом задании - 40.Бытовое обслуживание населения объединяет предпри­ятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового обслуживания населения приходится 15 % общего объема предоставляемых платных услуг.Систему управления бытовым обслуживанием населе­ния образуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения («Бел-быт») и управления бытового обслуживания облисполко­мов и Минского горисполкома. Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промышленности и индивидуаль­ного (по патентам) бизнеса.В бытовом обслуживании выделяют девять основных отраслевых групп услуг: химическая чистка и крашение, ус­луги прачечных; ремонт и строительство жилья; ремонт, ок­раска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; услуги парикмахерских, бань и душевых, услуги организа­ций по прокату, ритуальные и обрядовые услуги; услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, прочие услуги про­изводственного характера; ремонт и техническое обслу­живание бытовой теле- и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовле­ние металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; изготовле­ние и ремонт мебели.Основную долю в бытовом обслуживании занимают про­изводственные услуги, которые в общем объеме реализации бытовых услуг достигают 80 %. В общегосударственном классификаторе Республики Беларусь 015-97 «Услуги населению» к бытовым услугам отнесено более 600 видов деятельности. В сфере бытового обслуживания работает более 8 тыс. предприятий, из кото­рых 40% - частные. При этом рост частных структур продол­жается, особенно в крупных городах. Число занятых состав­ляет примерно 220 тыс. Экономическая эффективность предприятий бытово­го обслуживания населения зависит от многих факторов. Главными из них являются срок выполнения заказа и ка­чество услуг. Например, в Беларуси срок оказания услуг по ремонту бытовой техники составляет до 12 дней, а в странах Западной Европы - один день.В стране функционирует Программа развития бытового обслуживания населения в Республике Беларусь на 2006-2010 годы.