49.Роль, значение и развитие общественного питания, бытового обслуживания в с-п комплексе.
Общественное питание определяется как вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населения/Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь.Одним из главных показателей развития общественного питания является удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте, который на протяжении последних лет составляет от 70 % до 75 %. За 2007 г; он составил 75, 7 %, наиболее высокий этот показатель в г. Минске (82,5 %) и Могилевской области(79,8 %).Сеть общественного питания Республики Беларусь в 2009 г. представлена 11,7 тыс. объектов на 696,2 тыс. мест, из них 12,5 % расположены при производственных организациях, 38,6 % - при учреждениях образования и 42,6 % -в общедоступной сети.Положительную тенденцию имеет развитие общедоступных объектов общественного питания, сеть которых составляет 4,6 тыс. единиц на 193 тыс. мест. Приоритетным является открытие объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской национальной кухни и национальными кухнями народов мира. Около 70 % общедоступных предприятий - это рестораны, кафе, бары. Правительством республики утверждена система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, в которой предусмотрен норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания по республике не менее 17 на 1000 человек. Постоянное внимание направлено на выполнение задач, поставленных Правительством Республики Беларусь по развитию придорожного сервиса. За 2004-2006 гг. число данных предприятий увеличилось на 44,4 %. В соответствии с Программой «Дороги Беларуси», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 г. № 468, на республиканских и местных автомобильных дорогах открыто 52 объекта общественного питания придорожного сервиса при годовом задании - 40.Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового обслуживания населения приходится 15 % общего объема предоставляемых платных услуг.Систему управления бытовым обслуживанием населения образуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения («Бел-быт») и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома. Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промышленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.В бытовом обслуживании выделяют девять основных отраслевых групп услуг: химическая чистка и крашение, услуги прачечных; ремонт и строительство жилья; ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; услуги парикмахерских, бань и душевых, услуги организаций по прокату, ритуальные и обрядовые услуги; услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера; ремонт и техническое обслуживание бытовой теле- и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; изготовление и ремонт мебели.Основную долю в бытовом обслуживании занимают производственные услуги, которые в общем объеме реализации бытовых услуг достигают 80 %. В общегосударственном классификаторе Республики Беларусь 015-97 «Услуги населению» к бытовым услугам отнесено более 600 видов деятельности. В сфере бытового обслуживания работает более 8 тыс. предприятий, из которых 40% - частные. При этом рост частных структур продолжается, особенно в крупных городах. Число занятых составляет примерно 220 тыс. Экономическая эффективность предприятий бытового обслуживания населения зависит от многих факторов. Главными из них являются срок выполнения заказа и качество услуг. Например, в Беларуси срок оказания услуг по ремонту бытовой техники составляет до 12 дней, а в странах Западной Европы - один день.В стране функционирует Программа развития бытового обслуживания населения в Республике Беларусь на 2006-2010 годы.
- 1. Предмет и задачи курса и его место в системе экономических наук
- 2. Понятие национальной экономики
- 3. Предпосылки становления, функционирования и развития нэ
- 4. Понятие и научные основы методологии развития национальной экономики
- 5. Методологические принципы формирования развития нэ.
- 7. Система национального счетоводства (снс)
- 8. Цели, функции, методы гос. Регул-ние эк-ки
- 9. Осн. Задачи и принципы прогноз-ния нэ.
- 10. Структура органов гос. Упр-я рб
- 11. Перспективная модель нэ
- 13. Факторы формирования белорусской модели экономики
- 15. Состав совокупного экон. Потенциала (сэп) нац. Хоз. Системы
- 16. Природно-ресурсный потенциал: понятие, состав и методы оценки
- 17. Земельные ресурсы Беларуси
- 19. Лесные ресурсы Беларуси
- 20. Минерально-сырьевые ресурсы.
- 21. Экологический потенциал
- 22. Демографический потенциал
- 23. Трудовой потенциал
- 24. Занятость населения и политика на рынке труда
- 25. Научный потенциал
- 27. Организационные формы управления научным комплексом
- 28. Инновационный потенциал
- 29. Производственный потенциал
- 31. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 32. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 33.Понятие сектора, отрасли, хоз комплекса.
- 34.Отраслевая структура нац эк, его структурный анализ.
- 36.Агропромышленный комплекс и задачи его развития.
- 37.Сельское хозяйство в структуре апк.
- 39.Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса.
- 40.Отрасль связи в нац эк, задачи развития.
- 41.Состав соц-культ комплекса нац эк, задачи развития.
- 42.Образование в системе соц-культурного комплекса.
- 43.Здравоохранение в соц-культурном комплексе.
- 44.Физкультура и спорт в с-к комплексе страны.
- 45.Культура и искусство в с-к комплексе.
- 46.Соц обслуживание, его виды и задачи развития.
- 47.Состав соц-потреб комплекса.
- 48.Роль, значение и показатели развития розничной торговли в с-п комплексе.
- 49.Роль, значение и развитие общественного питания, бытового обслуживания в с-п комплексе.
- 50. Состояние, факторы и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства в системе социально-потребительского комплекса
- 51. Региональные социально-экономические комплексы
- 52. Рыночные институты и рынки факторов производства
- 53. Преобразование форм собственности и типы хозяйствующих субъектов
- 54. Реструктуризация предприятий в процессе формирования рыночной экономики,
- 55. Демонополизация и развитие конкуренции
- 56. Государственное и частное предпринимательство
- 58. Структурная трансформация национальной экономики: цели, принципы, механизмы
- 59. Модернизация структур реального сектора экономики
- 60. Фин. Система нац. Экономики.
- 61. Бюджетное регулсистема национальной экономики.
- 62. Кредитно-денежное регулирование
- 63. Налоговая система национальной экономики.
- 64. Валютная политика и валютный контроль.
- 68 Международная экономическая интеграция