4. Понятие и научные основы методологии развития национальной экономики
Методология – сов-сть приемов исследования с целью познания и преобразования действительности. Она включает как общефилософский метод, так и методы конкретных наук. Научные основы методологии развития НЭ базируются на законах и категориях диалектики эк. теории. Научные основы эк. процессов опираются на положения:
- эк. развитие имеет свои объективные законы (удовлетворения потребностей; спроса и предложения; стоимости), в кот. отражены существенные причинно-следственные связи явлений, выражена их повторяемость в опр. условиях;
- развивающиеся во времени соц.-эк. явления имеют факт преемственности. Изучение прошлого и настоящего дает основу для предвидения и оценки будущих тенденций.
Объективную основу развития НЭ составляют законы. Законы по степени охвата действия подразделяются на:
всеобщие, действующие во всех явлениях действительности:
1) единство и борьбы противоположностей (баланс спроса и предложения опр-ет цену на рынке; либерализация эк. отношений влияет на благосостояние через опосредованную соц. политику; соц. направленность эк. политики воздействует на структуру общ-ва и общ. отношения). 2) переход колич. изменений в качественные (позволило создать эк. теорию; обосновать законы рын. регулирования; показать закономерности баланса между спросом и предложением). 3) отрицание отрицания (укрупнение предприятий отрицает конкуренцию в рын. эк-ке; зарождение новых соц.-эк. отношений происходит в недрах старого и всегда отрицает его).
общие, законы фундаментальных сфер деятельности – эк. теории, математики (закон планомерного развития требует пропорциональности и сбалансированности процесса пр-ва, закон стоимости обладает опр. ф-ями).
специфические, действующие в более узких областях действительности (специф. подходы и методы эк. прогнозирования).
Методология – учение о структуре, методах и средствах, а также логической организации разработки и обоснования развития НЭ. Применительно к РБ методология должна быть адекватной, т.е. обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкр. задач в сложившихся эк. условиях; ориентировать соц.-эк. развитие в соответствии с мировой концепцией нового качества эк. роста. Методология исследует развитие НЭ в трех аспектах:
онтологическом, отражающем рождение и формирование будущего, характеризующем его общую картину и факторы, кот. влияют на него; логическом, где НЭ исследуется как общенаучное понятие, сформулированное для выяснения объективного содержания процессов и результатов развития; гносеологическом, где выясняет, как будущее отображается в чел. сознании, каковы формы этого отображения, его истинность.
Основными элементами методологии являются:
1) принципы – осн. исходные положения и основополагающие правила. Они определяют направленность и комплексность разработки и обоснования развития НЭ; 2) методы – способ, с помощью кот. обеспечивается развитие НЭ; 3) показатели – форма колич. выражения развития НЭ; 4) методика – совокупность раб. методов и приемов, исп. для расчетов и осуществления разработок; 5) логика – правила, процедуры и обоснованность действий при развитии НЭ.
- 1. Предмет и задачи курса и его место в системе экономических наук
- 2. Понятие национальной экономики
- 3. Предпосылки становления, функционирования и развития нэ
- 4. Понятие и научные основы методологии развития национальной экономики
- 5. Методологические принципы формирования развития нэ.
- 7. Система национального счетоводства (снс)
- 8. Цели, функции, методы гос. Регул-ние эк-ки
- 9. Осн. Задачи и принципы прогноз-ния нэ.
- 10. Структура органов гос. Упр-я рб
- 11. Перспективная модель нэ
- 13. Факторы формирования белорусской модели экономики
- 15. Состав совокупного экон. Потенциала (сэп) нац. Хоз. Системы
- 16. Природно-ресурсный потенциал: понятие, состав и методы оценки
- 17. Земельные ресурсы Беларуси
- 19. Лесные ресурсы Беларуси
- 20. Минерально-сырьевые ресурсы.
- 21. Экологический потенциал
- 22. Демографический потенциал
- 23. Трудовой потенциал
- 24. Занятость населения и политика на рынке труда
- 25. Научный потенциал
- 27. Организационные формы управления научным комплексом
- 28. Инновационный потенциал
- 29. Производственный потенциал
- 31. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 32. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 33.Понятие сектора, отрасли, хоз комплекса.
- 34.Отраслевая структура нац эк, его структурный анализ.
- 36.Агропромышленный комплекс и задачи его развития.
- 37.Сельское хозяйство в структуре апк.
- 39.Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса.
- 40.Отрасль связи в нац эк, задачи развития.
- 41.Состав соц-культ комплекса нац эк, задачи развития.
- 42.Образование в системе соц-культурного комплекса.
- 43.Здравоохранение в соц-культурном комплексе.
- 44.Физкультура и спорт в с-к комплексе страны.
- 45.Культура и искусство в с-к комплексе.
- 46.Соц обслуживание, его виды и задачи развития.
- 47.Состав соц-потреб комплекса.
- 48.Роль, значение и показатели развития розничной торговли в с-п комплексе.
- 49.Роль, значение и развитие общественного питания, бытового обслуживания в с-п комплексе.
- 50. Состояние, факторы и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства в системе социально-потребительского комплекса
- 51. Региональные социально-экономические комплексы
- 52. Рыночные институты и рынки факторов производства
- 53. Преобразование форм собственности и типы хозяйствующих субъектов
- 54. Реструктуризация предприятий в процессе формирования рыночной экономики,
- 55. Демонополизация и развитие конкуренции
- 56. Государственное и частное предпринимательство
- 58. Структурная трансформация национальной экономики: цели, принципы, механизмы
- 59. Модернизация структур реального сектора экономики
- 60. Фин. Система нац. Экономики.
- 61. Бюджетное регулсистема национальной экономики.
- 62. Кредитно-денежное регулирование
- 63. Налоговая система национальной экономики.
- 64. Валютная политика и валютный контроль.
- 68 Международная экономическая интеграция