logo
шпоры национальная экономика

64. Валютная политика и валютный контроль.

Национальная валютная система – форма организации валютных отношений государства,определяемая национальным законодательством. Валютное регулирование составляет часть валютной политики и включает принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций.Валютный контроль является составной частью валютного регулирования,охватывает деятельность как банков так и небанковские институты.Валютная политика служит инструментом обеспечения равновесия в валютной сфере и её нацеленности на создание условий устойчивого экономического и социального развития. Основой валютной системы РБ является белорусский рубль. Валютная политика страны определяется как совокупность мер воздействия на сферу валютных отношений в интересах достижения стратегических и тактических целей государства.Инструменты валютной политики :внешние (бюджетно-налоговая,денежно-кредитная и таможенная политика) и внутренние (инструменты регулирования собственно валютных отношений посредством выбора валютного режима и методов контроля обменного курса.) Созданный в Беларуси механизм валютного контроля направлен на полное и своевременное поступление экспортной валютной выручки в РБ с целью оздоровления гос. бюджета ,укрепления финансовой дисциплины, а также развитие внутреннего валютного рынка и формирование государственных валютных резервов. Правовой основой в области валютных отношений и валютного контроля является Указ Президента РБ «О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в РБ»,а также Закон РБ «О валютном регулировании и валютном контроле,Банковский кодекс и таможенное законодательство.Осн. направления валютного контроля: соответствие проводимых валютных операций валютному законодательству;проверка полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;предотвращение легализации доходов,полученных незаконным путём;анализ данных учёта,отчётности и информации по валютным операциям. Органами валютного контроля в РБ являются Совет Министров,Нац.банк,Комитет гос. Контроля,Государственный таможенный комитет.

65 Соц-я пол-ка и направления ее развития

Социальная политика представляет собой деятельность гос-ва и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе: росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан. СП охватывает вопросы труда, потребления быта, образования. Культуры, и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения. Она призвана противодействовать таким негативным явлениям, как безработица, резко выраженная социальная дефференциация, антиобщественные явления. Цели социальной политики реализиются посредством осуществления стртегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ.наиболее важными из них являются: гос про-а «Культура», респ пр-а «Здоровье», нац. жилищная прог., гос.прог. развития спорта и туризма, респ.прог. «Женщины РБ», прог.гос.поддержки творчески одаренных детей и молодежи, През-я прог. «дети Беларуси».

66 Пок-ли, характеризующие уровень и качество жизни народа.

Под уровнем жизни населения понимается обеспеченность населения необходимыми мат. и дух. благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и накопления, а также степень удовлетворения общественно признанных потребностей, соответствующих данному соц.-экон. развитию страны.составляющие:• натурально-вещественное содержание• отражение достигнутого уровня обеспеченности и потребления благ и услуг;• характеристика уровня удовлетворения потреб.людей в этих благах и услугах.4 уровня жизни населения: достаток ; нормальный уровень; бедность; нищета .Всестороннее развитие человека — цель, экономический рост — средство для её достижения социально-экономической политики государства . В центре внимания соц.-экон. политики гос-ва должен находиться весь круг человеческих потребностей, играющих важнейшую роль для прогрессивного развития всего общества. Личные потреб. отражают объективную необходимость в определённом наборе и количестве мат. благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потреб.подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.Физиологические потреб.: в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д. Интеллектуальные:образования, повышения квалификации, культурного развития, творческой деятельности. Соц.потреб. связаны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, обеспечение социальных прав и т.д.Потреб. в ведении домашнего хозяйства — одна из мат. Потреб., связанных с необходимостью сохранения и поддержания домашнего очага. Удовлетворяется путём трудовой деятельности в рамках домашнего хозяйства, предприятий службы быта. Домашнее хоз-во — необходимый элемент и условие жизни человека.Потреб. в передвижении .Потреб. в жилье , в труде,в отдыхе. Среди интеллектуальных — потреб. в образовании и культуре являются важнейшими социальными потребностями. Потреб. в охране и укреплении здоровья. Потреб. в социальном обеспечении . компоненты уровня жизни населения: денежные доходы и расходы населения, оплата труда; социальная защита населения, включая пенсионное обеспечение и социальные выплаты; здоровье; питание; потребление непродовольственных товаров и услуг; жилище; труд и занятость; домашнее имущество; условия образовательного и культурного развития, включая образование и культуру; использование свободного времени, включая физическую культуру и спорт, туризм и отдых; социально-бытовая обстановка; обобщающие индикаторы уровня жизни .Важную роль для повышения уровня жизни населения играют социальные нормы и нормативы. Важная роль среди социальных нормативов принадлежит системе потребительских бюджетов: прожиточному минимуму, минимальному потребительскому бюджету и бюджету высокого достатка:бедные — с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума; низкообеспеченные — с доходами ниже минимального потребительского бюджета, но выше прожиточного минимума; средние — с доходами выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка, а также относительно обеспеченные (состоятельные) и богатые, у которых текущее потребление и доходы выше бюджета высокого достатка. Качество жизни населения включает 4 блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, соц. безопасность, качество окружающей среды.

Блок 1 включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и проф. квалификации.

Блок 2 охватывает как качественные так и количественные характеристики. В первую группу входят пок. состояния здоровья, качества питания, качества жилья. Во вторую группу входят характеристики реальных доходов и расходов населения, экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, обеспеченность населения жильем, соц. обеспечение.

Блок 3 включает хар-ки уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и гос-ва.

Блок 4 охватывает пок-ли антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов

67 БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ - один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, которая находит отражение в гос.статистике, отчетах финансовых органов и внебюджетных социальных фондов. Баланс отражает ту часть валового нац. дохода, кот.поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов, явл. одним из инструментов соц.-эконом. анализа, характеризующим уровень жизни населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, а также рассчитывается распределение населения по уровню доходов и доля населения, живущего ниже уровня бедности, осуществляются др. эконом.расчеты как на федеральном, так и на региональном уровнях. Доходы:1. Оплата труда.2. Доходы рабочих и служащих от предприятий , кроме оплаты труда.3. Дивиденды.4. Поступления от продажи продуктов с-х.5. Пенсии и пособия.6. Стипендии.7. Поступления из финансовой системы.в т.ч.: страховые возмещения; ссуды на индивид.жилищное стр-во и др. цели; 8. Доходы насел.от продажи ин. валюты.9. Прочие поступления: 10. Деньги, полученные по переводам.Расходы и сбережения1. Покупка товаров и оплата услуг: покупка товаров во всех каналах реализации; оплата услуг;оплата жилья и коммунальных услуг;оплата быт.услуг;услуги системы образования;расходы на путевки в санатории и дома отдыха, туризм и мед. услуги;расходы на кино, театры и др. зрелища;расходы на все виды транспорта;оплата услуг связи;прочие расходы.2. Обязательные платежи и добровольные взносы: налоги и сборы; платежи по страхованию;взносы в общ. и кооперативные орг.; возврат ссуд; приобретение лотерейных билетов; %за товарный кредит;3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах4. Покупка жилых помещ..5. Расходы насел. на приобретение ин. валюты.6. Деньги, отосланные по переводам