3. Местные налоги и сборы:
земельный налог;
налог на имущество физических лиц;
налог на рекламу;
налог на наследование или дарение;
местные лицензионные сборы.
При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Налоговые платежи поступают в федеральный и местные бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и местные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между центральным и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях. Местные бюджеты в случае необходимости получают из субсидии.
В связи с определенными противоречиями интересов центра и регионов по поводу разделения налоговых поступлений между федеральными и местными бюджетами часто идет политическая борьба.
Структура налоговых поступлений. Роль отдельных налогов в формировании доходной части бюджета в развитых странах с рыночной экономикой обычно такова (в %):
Налоги на личные доходы 40
Налоги на прибыль корпораций (фирм) 10
Социальные взносы 30
Налог на добавленную стоимость 10
Таможенные пошлины 5
Прочие налоги и налоговые поступления 5
Принципы и механизм налогообложения:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Отсюда - дифференцированные налоговые ставки.
2. Налогообложение должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим условиям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.
В Российской Федерации проблема налогообложения далека от совершенства. Действительно, в стране в настоящее время существует 36 видов налогов. К тому же "забывается", что изъятие у налогоплательщика до 30 % его дохода - тот рубеж, за которым начинается процесс сокращения сбережений. Если же налоги лишают предприятия и население 40-50 % и даже еще большей доли доходов, то это ведет к практической ликвидации стимулов для предпринимательской инициативы и расширения производства, а также к стремлению уклониться от уплаты налогов.
Экспертные оценки показывают, что только по операциям, отраженным в бухгалтерском учете, от налогообложения уходит 10-15 % всех охватываемых средств. А если учесть расчеты за наличные деньги, то от уплаты скрывается от 30 до 40 % средств.
Налоговая база. Налоговые льготы. Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. При выплате налогов с доходов ее называют налогооблагаемым доходом (прибылью).
Налогооблагаемый доход равен разности между объемом полученного дохода (прибыли) и налоговыми льготами.
Налоговая льгота (льгота по налогам) устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот:
необлагаемый минимум объекта налога;
изъятие из обложения определенных элементов объектов налога, например, затрат на НИОКР, на инвестиции, на благотворительность;
освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, например ветеранов войны;
понижение налоговых ставок;
вычет из налоговой базы, налоговый вычет;
налоговый кредит, отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину.
Функции налогов:
1. Фискальная функция, т.е. наполнение доходов и обеспечение финансирования государственных расходов.
2. Социальная функция - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
3. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики.
Во всех государствах налоги, прежде всего, выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. В последнее время заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.
Кривая Лаффера. При подоходном налогообложении очень важно рассчитать и установить оптимальную ставку налога. Если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается трудовая активность, часть предпринимателей уходит в "теневую" экономику.
Американские эксперты во главе с профессором А. Лаффером попытались теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50 % резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Обоснованием этому служит так называемый эффект Лаффера. Графически его отображает кривая Лаффера, показывающая зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис. 25.1).
Основные точки для анализа:
- ставка налога равна нулю - поступлений в бюджет нет;
- ставка налога равна 100 %- поступлений в бюджет также нет, т.к. в легальной экономике никто не работает, а все уходят в "теневую" экономику.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Национальная экономика и ее структура.
- 2Основные показатели развития национальной экономики.
- 3Внп и ввп: сущность, методы расчета. Дефлятор ввп.
- 4 Теневая экономика: сущность, последствия и методы борьбы
- 5 Совокупный спрос и определяющие его факторы.
- Совокупное предложение и определяющие его факторы.
- 7 Макроэкономическое равновесие: его условия и факты.
- 8 Потребление, сбережения и их влияние на национальный объем производства.
- 9 Инвестиции, инвестиционный климат в России
- 10 Экономический рост, его значение, типы и показатели измерения.
- Факторы экономического роста. Роль научно-технического прогресса.
- 12 Теории и модели экономического роста.
- 13 Цикличность развития экономики. Характеристика фаз цикла.
- 14 Виды экономических циклов.
- 15 Природа циклов и теории кризисов.
- 17Совокупный труд и условия достижения полной и продуктивной занятости населения.
- 18 Безработица: виды, причины, пути снижения
- 19Денежное обращение. Количественная теория денег.
- 20Сущность, функции и формы кредита. Кредитная система.
- 21 Банковская система. Банки и виды банковских операций.
- 22 Денежно-кредитная политика: виды, методы и инструменты регулирования.
- 1. Теория перманентного дохода:
- 2. Новая концепция спроса на деньги:
- 3. Роль скорости обращения денег:
- 23Инфляция: экономическая сущность и виды.
- 25 Антиинфляционная политика России.
- 26Сущность, структура и функции финансовой системы.
- 27Государственный бюджет. Проблема сбалансированности госбюджета.
- 28Государственный долг: виды, пути сокращения
- 29 Рынок ценных бумаг и его характеристика
- 30 Ценные бумаги и их классификация.
- 31 . Налоговая система. Кривая Лаффера
- 1. Федеральные налоги:
- 2. Региональные налоги и сборы:
- 3. Местные налоги и сборы:
- Общая сумма налоговых
- 32Фискальная политика сущность и виды
- 33 Фискальная политика встроенных стабилизаторов.
- 34 Дискреционная фискальная политика
- 35 Условия и факторы развития международных экономических
- 36Структура международной экономики
- 37Международная торговля: задачи, принципы, формы.
- 38. Валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны.
- 39 Эволюция мировой валютной системы. Валютный курс и способы его исчисления.
- 40 Глобальные проблемы современности и их пути решения
- 41.Внутрение и внешние источники инвестирования
- 42. Необходимость и стратегия современных экономических реформ в России
- 43 Система национальных счетов