28Государственный долг: виды, пути сокращения
Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, – это показатель запаса , поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2006 г.), в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока , поскольку он рассчитывается за определенный период времени (за год).
Различают два вида государственного долга: 1) внутренний , который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций); 2) внешний , образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.
Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:
отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);
отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);
отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).
По сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:
другие государства;
международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);
Частные фонды – нерезиденты.
Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.
Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:
погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.
действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.
Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:
население;
корпорации;
банки;
другие финансовые и кредитные учреждения.
Наличие значительного государственного долга, во-первых, снижает эффективность экономики, поскольку предполагает отвлечение средств из производственного сектора как на обслуживание, так и на выплату долга; во-вторых, перераспределяет доход от частного сектора к государственному; в-третьих, обусловливает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочной перспективе может привести к сокращению запаса капитала и уменьшению производственного потенциала страны, к валютному кризису и высокой инфляции; в-четвертых, возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может способствовать снижению уровня их благосостояния.
Сокращение гос.долга
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.
1. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.
2. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.
Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев – частично списывали долги.
3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.
4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Национальная экономика и ее структура.
- 2Основные показатели развития национальной экономики.
- 3Внп и ввп: сущность, методы расчета. Дефлятор ввп.
- 4 Теневая экономика: сущность, последствия и методы борьбы
- 5 Совокупный спрос и определяющие его факторы.
- Совокупное предложение и определяющие его факторы.
- 7 Макроэкономическое равновесие: его условия и факты.
- 8 Потребление, сбережения и их влияние на национальный объем производства.
- 9 Инвестиции, инвестиционный климат в России
- 10 Экономический рост, его значение, типы и показатели измерения.
- Факторы экономического роста. Роль научно-технического прогресса.
- 12 Теории и модели экономического роста.
- 13 Цикличность развития экономики. Характеристика фаз цикла.
- 14 Виды экономических циклов.
- 15 Природа циклов и теории кризисов.
- 17Совокупный труд и условия достижения полной и продуктивной занятости населения.
- 18 Безработица: виды, причины, пути снижения
- 19Денежное обращение. Количественная теория денег.
- 20Сущность, функции и формы кредита. Кредитная система.
- 21 Банковская система. Банки и виды банковских операций.
- 22 Денежно-кредитная политика: виды, методы и инструменты регулирования.
- 1. Теория перманентного дохода:
- 2. Новая концепция спроса на деньги:
- 3. Роль скорости обращения денег:
- 23Инфляция: экономическая сущность и виды.
- 25 Антиинфляционная политика России.
- 26Сущность, структура и функции финансовой системы.
- 27Государственный бюджет. Проблема сбалансированности госбюджета.
- 28Государственный долг: виды, пути сокращения
- 29 Рынок ценных бумаг и его характеристика
- 30 Ценные бумаги и их классификация.
- 31 . Налоговая система. Кривая Лаффера
- 1. Федеральные налоги:
- 2. Региональные налоги и сборы:
- 3. Местные налоги и сборы:
- Общая сумма налоговых
- 32Фискальная политика сущность и виды
- 33 Фискальная политика встроенных стабилизаторов.
- 34 Дискреционная фискальная политика
- 35 Условия и факторы развития международных экономических
- 36Структура международной экономики
- 37Международная торговля: задачи, принципы, формы.
- 38. Валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны.
- 39 Эволюция мировой валютной системы. Валютный курс и способы его исчисления.
- 40 Глобальные проблемы современности и их пути решения
- 41.Внутрение и внешние источники инвестирования
- 42. Необходимость и стратегия современных экономических реформ в России
- 43 Система национальных счетов