logo
ответы по экономике 1-43

37Международная торговля: задачи, принципы, формы.

Задачи:

1.Распределение мирового продукта( в Росси сырье, Японии технологии, мы им продаем сырье а они нам технологии, Африка – бананы, мы им зерновые)Не которые страны зачёт своего географического положения имеют конкурентное преимущество над другими странами, в производстве отдельных видов товара.

2. Экономия в издержках зачёт специализаций(Не которые страны зачёт своего географического положения имеют конкурентное преимущество над другими странами, в производстве отдельных видов товара. экономия в издержках может быть не только зачет географического положения, но и за чет специализации. Пример Япония

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ (СВОБОДЫ ТОРГОВЛИ)

Обязанность международного экономического сотрудни¬чества прямо закреплена Уставом ООН. При этом роль МТ подчеркивается рядом резолюций ГА ООН: № 1421 (XIV) от 25.12.59 г. (мировая торговля как фактор развития мирных отношений между государствами); № 1519 (XV) от 15.12.60 г. (расширение международной торговли способст¬вует укреплению мира); №№ 1785 (XVII), 2205 (XXII) от 28.12.66 г. (сотрудничество в области МТ как фактор, способ¬ствующий установлению дружественных отношений).

Право «свободно торговать с другими странами» зафик¬сировано в «Принципах» ЮНКТАД 1964 года. Многие поло¬жения, развивающие этот принцип, содержатся в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года.

Данный принцип означает:

— право на участие в МТ;

— право свободно заключать двусторонние и многосто¬ронние международные договоры по вопросам МТ;

— право объединяться в международные организации, в том числе в организации производителей товаров;

— право участвовать в решении мировых проблем в облас¬ти МТ;

— право пользоваться выгодами от МТ;

— обязанность государств развивать взаимную торговлю, не наносить ущерба торговым интересам других стран, учи¬тывать растущую взаимозависимость государств в междуна¬родной торговой системе, укреплять принцип универсаль¬ности в МП;

— обязанность не устанавливать норм ВП, препятствую¬щих торговле;

— обязанность воздерживаться от любых форм демпинга;

— обязанность укреплять многостороннюю торговую сис¬тему, поддерживать дисциплину в системе ВТО;

— право государств, не имеющих выхода к морю, на сво¬бодный доступ к морю в целях МТ.

Формы международной торговли. Формы международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли.

Ознакомиться с классификацией форм международной торговли можно на рис. 1.

Рис. 1. Классификация форм международной торговли

Теоретики международной торговли приводят такую типизацию международной кооперации:

1. По количеству предметов

- однопредметная;

- многопредметная;

2. По количеству сторон

- двухсторонняя;

- многосторонняя;

3. По территориальному охвату

- локальная;

- региональная;

- межрегиональная;

- глобальная;

4. По стадиям процесса

- производственная;

- коммерческая;

5. По структуре связей

- внутрифирменная;

- внутриотраслевая;

- межотраслевая;

- горизонтальная;

- вертикальная;

- смешанная;

6. По организационной форме

- договорная;

- совместные программы;

- совместное предприятие;

7. По объектам связей

- производственная;

- научно-техническая;

- сбытовая;

- маркетинговая;

- промышленное сотрудничество.

Торговля в сочетании с кооперацией предусматривает заключение контрактов связывающих производственные процессы независимых фирм. В зависимости от степени интеграции различают производственную, сбытовую, производственно-сбытовую и торговлю в составе консорциумов.

Популярной разновидностью международной торговли в последнее время стала компенсационная торговля в форме товарообменной (бартерной торговли), встречной торговли в виде обратной закупки продукции или компенсационных соглашений. Последние могут заключаться в виде: собственно, компенсационных соглашений, обратной закупки, соглашения, предусматривающие возмещение.

Говоря о регулировании мирового рынка сырья, необходимо отметить, что оно происходит двумя методами это заключение международных товарных соглашений (Маракерское соглашение по созданию Мировой организации торговли) с учетом программ развития, стабилизации, административного управления и создание международных отраслевых организаций, как например объединений стран экспортеров нефти (ОПЕК).