8. Анализ ассортимента и структуры и качества произведенной продукции.
Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей на селения необходимо не только выполнение плана по общему объему выпуска, но и по номенклатуре и в ассортименте.
Номенклатура перечень наименований изделий с указанием ко дов, установленных для соответствующих видов продукции в дейст вующем на территории СНГ общесоюзном классификаторе промышлен ной продукции (ОКПП), а также шифров или порядковых номеров изделий по плану.
Ассортимент перечень наименований изделий с указанием ко личества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновид ностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.
Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется либо по методу наименьшего процента, либо среднего процента. При этом изделия, выпущенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются.
Процент выполнения плана по ассортименту составляет: по способу наименьшего процента 82,5%; ■ по среднему проценту 2299,9:2374,3 * 100 = 96,9%.
Далее определяют причины недовыполнения плана по ассортименту. Они могут быть внешними: конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции и т. д. и внутренними: простои оборудования, низкая культура производства, недостатки в системе управления производством.
Анализ структуры продукции. Структура продукции это соотношение удельных весов отдельных изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Невыполнение плана по номенклатуре и ассортименту изделий приводит к структурным сдвигам в составе продукции. Сдвиги в структуре, в свою очередь, оказывают влияние на величину производительности тру да, себестоимости и прибыли продукции. Для расчета влияния структурных сдвигов на экономические показатели используются различные методы: метод прямого счета, метод средних цен, метод цепных подстановок. При использовании средних цен расчет производится по формуле:
Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.
Анализ качества продукции. Качество продукции совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество продукции характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия. Единый порядок систематической оцен ки технического уровня и качества машин, оборудования и другой техники, а также аттестации продукции по категориям качества был введен в 1981 г. Существовавшая система аттестации в 1993 г. с целью прибли жения к международным стандартам качества была заменена на систему сертификации.
Различают единичные (индивидуальные) показатели качества, характеризующие одно из свойств продукции, комплексные, характеризующие несколько свойств, и обобщающие, отражающие совокуп ность ее свойств. Для оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы. Показатели качества продукции анализи руются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодами, планом, аналогичными данными других родственных предприятий. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. Средний ко эффициент сортности можно определить двумя способами (табл. 5.4):
а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;
б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.
Отсюда коэффициент сортности равен: по плану – 30500 : 36000 = 0,847; фактически 30000:32400 = 0, 926. Выполнение плана по качеству 109% (0,926 : 0,847). Кроме этого определяют, увеличился ли удельный вес аттестованной продукции, экспортной, произошло ли снижение забракованной и зарекламированной продукции и определяют факторы, повлиявшие на качество выпускаемой продукции.
- 1. Предмет, объект и содержание экономического анализа. Цель и задачи. Информационная база экономического анализа.
- 2. Классификация видов экономического анализа, как база обоснованности и принятия управленческих решений. История и перспективы развития экономического анализа
- 3. Сущность комплексного экономического анализа. Виды. Отличие и взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
- 4. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе. Сущность элиминирования факторов
- 1. Способ цепной подстановки
- 2. Индексный метод
- 3. Способ абсолютных разниц
- 4. Способ относительных разниц
- 5. Способ пропорционального деления или долевого участия
- 6. Интегральный способ
- 7. Способ логарифмирования
- 5. Анализ в системе маркетинга. Этапы маркетингового исследования. Стратегии ценообразования.
- 6. Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
- 7. Анализ производства и реализации продукции. Валовая и товарная продукция.
- 8. Анализ ассортимента и структуры и качества произведенной продукции.
- 9. Анализ ритмичности производства. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
- 10. Анализ технико-организационного уровня производства. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов
- 11. Анализ использования производственных фондов предприятия.
- 12. Анализ трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи.
- 13. Анализ использования рабочего времени, производительности труда, эффективности трудозатрат.
- 14. Анализ показателей трудовых ресурсов и расходов на оплату труда.
- 15. Анализ материальных ресурсов предприятия. Повышение эффективности использования материалов.
- 16. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета.
- 17. Анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат. Основные направления анализа себестоимости продукции.
- 18. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли.
- 19. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
- 20. Маржинальный анализ. Экономический расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности.
- 21. Показатели рентабельности и методы их расчета.
- Где оСсрг – среднегодовая стоимость основных средств.
- 22. Сущность и факторы финансового состояния предприятия. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества предприятия.
- 23. Оценка структуры собственного и заемного капитала. Порядок расчета чистых активов и методика их анализа.
- Раздел III пассивной части баланса «Капитал и резервы» объединяет собственные источники организации и состоит из статей:
- Раздел IV «Долгосрочные обязательства» содержит статьи:
- Раздел V «Краткосрочные обязательства» состоит из статей:
- 24. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности и эффективности управления производством.
- 25. Анализ деловой активности предприятия. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
- 26. Анализ и оценка платежеспособности организации.
- Коэффициент абсолютной ликвидности:
- Коэффициент срочной ликвидности:
- Коэффициент текущей ликвидности:
- 27. Основные показатели оценки финансовой устойчивости организации
- 28. Диагностика кризисного состояния предприятия. Основные критерии оценки и показатели.
- 29. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
- 30. Гибкая и жесткая смета расходов. Анализ выполнения бюджета по жесткой и гибкой смете расходов.