1. Предмет, объект и содержание экономического анализа. Цель и задачи. Информационная база экономического анализа.
Экономический анализ -- прикладная наука, представляющая собой систему специальных знаний, позволяющих оценить эффективность деятельности того или иного субъекта рыночной экономики. Опираясь на теорию познания, она обеспечивает практическую полезность деятельности человека, позволяет рационально обосновать не только текущую деятельность, но и ближайшую перспективу развития субъекта хозяйствования. С помощью экономического анализа создаются предпосылки для оценки целесообразности принимаемых управленческих решений на перспективу.
Предметом экономического анализа является вся доступная информация по тем или иным направлениям деятельности субъектов рыночной экономики, находящаяся в диалектической взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействии, выражающая изменение состояния того или иного субъекта хозяйствования.
Первоначальным источником экономической информации служат данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета о состоянии и использовании всех видов ресурсов производства, процессе производства продукции, ее реализации, финансовых результатов и др. Однако данные учёта сами по себе не обеспечивают достаточной информированности работников управления о ходе выполнения плановых заданий, достижения высоких или низких показателен, влияющих на них факторов причинах положительных и отрицательных отклонений в работе предприятия. Для управления важно изучить учетные и отчетные данные. т.е. обработать, осмыслить хозяйственные процессы и явления, принять решения по улучшению деятельности предприятия. Изучение учетных данных путем превращения их в широкий круг экономической информации, ее уяснение и использование в управлении достигается с помощью анализа.
Экономический анализ -- это система способов изучения (на основе данных учета, отчетности, планов и других источников) достигнутых результатов и состояния хозяйственной деятельности, возможных вариантов ее улучшения в целях контроля за производством и обоснования управленческих решений, направленных на повышение его эффективности. Одна из основных задач и конечная цель экономического анализа -- выявление хозяйственных резервов и разработка мероприятий по их использованию.
В процессе анализа экономические показатели сопоставляются с плановыми данными, с показателями прошлых периодов различных предприятий; определяется положительное и отрицательное влияние факторов на изучаемые показатели, исследуются причины их изменения, формулируются выводы и предложения по дальнейшему, перспективному развитию субъектов хозяйствования.
Классификация задач экономического анализа
Значением, содержанием и предметом экономического анализа определяются и стоящие перед ним задачи. К числу важнейших из них следует отнести:
1. Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки).
2. Объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдение нормативов (по данным учета и отчетности).
3. Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности).
4. Контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (в его полной и незавершенной форме).
5. Выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса).
6. Испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы).
Первая задача - повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов достигается в первую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективного анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данного предприятия (ассоциаций, обществ, концернов и др.). Особое внимание обращается на анализ хозяйственной деятельности за текущий период, которое является в то же время и предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обособленном виде используются в плановых расчетах. В связи с тем, что плановая работа опережает отчетную за текущий период, здесь возникает необходимость предпланового анализа; изучение ожидаемого выполнения плана производится, как правило, за 4 квартал.
Ретроспективный и текущий анализ завершается перспективным (прогнозным), который дает прямой выход на планово-предположительные показатели. Сокращение числа плановых показателей привело к значительному перемещению плановых разработок с макро- на микроуровень.
Вторая задача - объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдение нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг.
На промышленных предприятиях, например, в процессе анализа тщательно исследуется выполнение производственной программы по количеству и ассортименту важнейших изделий, сортности, комплектности и качеству продукции, ритмичности производства, реализации продукции, выполнению договоров поставки: на транспорте - по грузообороту; в организациях связи - по числу оказанных услуг и т.д. В торговле основное внимание обращается на объем оптового и розничного товарооборота, на его ассортиментную структуру, на соотношение элементов товарного баланса, качество торгового обслуживания населения.
Третья задача - определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На промышленных предприятиях, например, в этом плане отдельно исследуется эффективность использования: средств и предметов труда; рабочей силы; финансовых ресурсов, взятых в их совокупности (т.е. собственных и заемных, основанных и оборотных).
В сельском хозяйстве и в некоторых отраслях промышленности анализ использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов непосредственно увязывается с анализом использования природных богатств, со строгим соблюдением определенных экологических требований.Четвертая задача экономического анализа - контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценка конечных финансовых результатов.
Вся производственная деятельность предприятий и их финансовые результаты зависят прежде всего от соблюдения принципов коммерческого расчета. Он способствует осуществлению планомерной связи между предприятиями, объединяемыми одной формой собственности, между предприятиями и государством. Самостоятельность предприятий в рамках закона и ответственность их перед государством по налогообложению, эффективность использования ресурсов - отличительные особенности коммерческого расчета.
При оценке финансовых результатов деятельности предприятий используются количественные и качественные показатели (в их необходимой увязке).
Правильная оценка соблюдения принципов коммерческого расчета и финансовых результатов требует подразделение факторов, повлиявших на исследуемые показатели, на зависящие и не зависящие от предприятий. Устранение влияния сторонних факторов позволяет правильно проанализировать результаты усилий коллектива того или иного предприятия или частного собственника.
При анализе деятельности внутренних подразделений аналитические разработки несколько сужаются.
Пятая задача - выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса.
Экономический анализ, являясь дисциплиной прикладной, оправдывает себя лишь тогда, когда он приносит реальную пользу. Действительная полезность экономического анализа состоит и в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственного процесса. Повышение темпов развития экономики непосредственно зависит от того, приведены ли в действие все имеющиеся хозяйственные резервы, соблюден ли непреложный принцип режима экономии - достижение наибольших результатов с наименьшими затратами.
В процессе экономического анализа выявление резервов происходит путем сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного использования отечественного и зарубежного передового опыта. Критическая оценка самих плановых разработок также может укать на возможные их перевыполнения.
Шестая задача экономического анализа состоит в обосновании и испытании (проверке) оптимальности управленческих решений. Успех хозяйственной деятельности на всех ступенях управленческой иерархии непосредственно зависит и от уровня руководства, от своевременно принимаемых управленческих решений. Принять правильное решение, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе предварительного экономического анализа.
Экономический анализ базируется на разнообразной исходной информации, т.е. совокупных данных, которые всесторонне характеризуют хозяйственную деятельность на различных уровнях. Информация эта неоднородна по содержанию. Это могут быть нормативные, плановые, статистические, бухгалтерские, оперативные сведения и т.п. Состав информации, необходимый для экономического анализа, можно представить в виде следующих блоков.
Официальные документы и нормативно-плановые источники:
директивная информация (законы, указы, приказы, постановления высших законодательных органов, приказы вышестоящих органов), например, положение о составе затрат, инструкция о налогообложении, методические указания по проведению финансового анализа;
нормативная информация (нормы амортизации, нормы обслуживания, расхода, трудозатрат);
отраслевая информация (среднеотраслевые показатели фондоотдачи);
плановая информация (планы-задания, расчетные данные);
хозяйственно-правовые документы (договоры, решения арбитражных, судебных органов, соглашения, рекламации.);
решения собраний акционеров.
Учетные источники информации включают различного вида отчетность и учетные данные: финансовую отчетность, бухгалтерский учет и отчетность, статистический учет и отчетность, оперативный учет и отчетность, данные управленческого учета и отчетности.
Внеучетные источники информации — это материалы, акты различного рода ревизий, проверок (например, налоговой службы, кредитных учреждений, отделов статистики и т.д.), внутреннего и внешнего аудита, наблюдений, экспертиз, техническая и технологическая документация, специальные обследования (хронометражи), докладные записки, переписка с контрагентами, реклама.
Деловая итоговая информация: рейтинговые оценки, документально оформленные результаты ранее проводимых различных видов анализа, графики, диаграммы.
Исходная информация в экономическом анализе должна отвечать следующим требованиям:
уместность (релевантность) информации, т.е. ее своевременность;
ценность;
полезность;
достоверность и точность;
согласованность и сопоставимость;
рациональность (предполагает отсутствие излишних данных и высокий коэффициент использования имеющейся информации);
полнота охвата всех сторон деятельности объекта;
преемственность показателей.
- 1. Предмет, объект и содержание экономического анализа. Цель и задачи. Информационная база экономического анализа.
- 2. Классификация видов экономического анализа, как база обоснованности и принятия управленческих решений. История и перспективы развития экономического анализа
- 3. Сущность комплексного экономического анализа. Виды. Отличие и взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
- 4. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе. Сущность элиминирования факторов
- 1. Способ цепной подстановки
- 2. Индексный метод
- 3. Способ абсолютных разниц
- 4. Способ относительных разниц
- 5. Способ пропорционального деления или долевого участия
- 6. Интегральный способ
- 7. Способ логарифмирования
- 5. Анализ в системе маркетинга. Этапы маркетингового исследования. Стратегии ценообразования.
- 6. Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
- 7. Анализ производства и реализации продукции. Валовая и товарная продукция.
- 8. Анализ ассортимента и структуры и качества произведенной продукции.
- 9. Анализ ритмичности производства. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
- 10. Анализ технико-организационного уровня производства. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов
- 11. Анализ использования производственных фондов предприятия.
- 12. Анализ трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи.
- 13. Анализ использования рабочего времени, производительности труда, эффективности трудозатрат.
- 14. Анализ показателей трудовых ресурсов и расходов на оплату труда.
- 15. Анализ материальных ресурсов предприятия. Повышение эффективности использования материалов.
- 16. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета.
- 17. Анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат. Основные направления анализа себестоимости продукции.
- 18. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли.
- 19. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
- 20. Маржинальный анализ. Экономический расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности.
- 21. Показатели рентабельности и методы их расчета.
- Где оСсрг – среднегодовая стоимость основных средств.
- 22. Сущность и факторы финансового состояния предприятия. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества предприятия.
- 23. Оценка структуры собственного и заемного капитала. Порядок расчета чистых активов и методика их анализа.
- Раздел III пассивной части баланса «Капитал и резервы» объединяет собственные источники организации и состоит из статей:
- Раздел IV «Долгосрочные обязательства» содержит статьи:
- Раздел V «Краткосрочные обязательства» состоит из статей:
- 24. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности и эффективности управления производством.
- 25. Анализ деловой активности предприятия. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
- 26. Анализ и оценка платежеспособности организации.
- Коэффициент абсолютной ликвидности:
- Коэффициент срочной ликвидности:
- Коэффициент текущей ликвидности:
- 27. Основные показатели оценки финансовой устойчивости организации
- 28. Диагностика кризисного состояния предприятия. Основные критерии оценки и показатели.
- 29. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
- 30. Гибкая и жесткая смета расходов. Анализ выполнения бюджета по жесткой и гибкой смете расходов.