logo
Вопросы к ГОСу по анализу

20. Маржинальный анализ. Экономический расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности.

Маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя важнейшими экономическими показателями: затраты, объем производства и прибыль, играет большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе. Данный метод называют еще анализом безубыточности. Разработан он был в 1930 г. году американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования.

Методика маржинального анализа позволяет изучить зависимость прибыли от наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования величины прибыли.

Основные достоинства и возможности маржинального анализа состоят в определении:

С помощью маржинального анализа обосновываются управленческие решения в части:

Безубыточность — это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж — это зона безопасности (зона прибыли), чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности — основные показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия.

Расчет данных показателей основывается на взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли.

Определение безубыточного объема продаж проводят в натуральном и стоимостном выражении зоны безопасности предприятия.

Согласно системе «директ-костинг» затраты делятся на постоянные и переменные, и в себестоимость включаются только переменные затраты (часть себестоимости).

Современный директ-костинг основан на вычитании из выручки переменных расходов и определении предельной (маржинальной) прибыли, которая отличается от реальной прибыли на сумму постоянных расходов, что позволяет уточнить порог рентабельности. Маржинальный доход предприятия (МД) — это выручка минус переменные затраты или прибыль в сумме с постоянными затратами:

РП - ПрЗ = МД = ПЗ + ПЗ.

Тогда прибыль от реализации можно представить как разность между маржинальным доходом и постоянными затратами:

П = МД – ПЗ.

Маржинальный доход на единицу продукции, ставка маржинального дохода (Дс ), в свою очередь, — это разность между ценой единицы продукции и переменными затратами на нее (ПрЗед )

Дс = Цед - ПрЗед .

Сумму маржинального дохода можно в свою очередь представить в виде произведения количества проданной продукции (Х) и ставки маржинального дохода на единицу продукции (Дс ):

МД = Х ∙ Дс .

Тогда формула прибыли от реализации будет иметь следующий вид:

П = Х (Ц - ПрЗ) - ПЗ или П = Х ∙ Дс - ПЗ.

Исходя из уравнения общей прибыли П = (Цi - ПрЗi ) ∙ Х - ПЗ, можно рассчитать точку безубыточности при выпуске одного вида продукции. Если нет прибыли, формула имеет следующий вид:

РП = Ц ∙ Х = ПрЗед ∙ Х + ПЗ.

Из уравнения нетрудно найти значение Х, т.е. точки безопасности, безубыточности в натуральных единицах (порога рентабельности ):

или

,

где Тv — точка безопасности, выраженная в натуральных единицах.

Точка безубыточного объема продаж в денежном измерении (критический оборот) вычисляется по формуле:

или

,

где Ду — норма маржинального дохода, или удельный вес маржинального дохода в выручке.

Точка критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть рассчитана по формуле:

.

Зона безопасности — это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж, рассчитывается по стоимостным показателям в процентах:

.

Если ставится задача определить объем реализации продукции в натуральном измерении (РПv ) для получения планируемой суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:

или

.

Для стоимостного выражения требуемого объема реализации при прогнозируемой прибыли применяется формула:

.

Если организация реализует несколько видов групп однотипных товаров, тогда уровень безубыточности необходимо рассчитывать для общей суммы реализации и для каждой номенклатурной группы.

Общий объем продаж в точке безубыточности принимается за Х. В развернутом виде и по группам товаров общая сумма реализация будет иметь следующий вид:

УдА ∙ Х + УдБ ∙ Х,

где УдА и УдБ — удельные веса групп реализованных товаров А и Б, соответственно, в общей сумме реализации.

Состояние равновесия (безубыточности) наступает, когда выручка от реализации равна понесенным суммарным затратам:

РП = ПрЗед ∙ Х + ПЗ.

Представим выручку от реализации следующим уравнением:

РП - ПрЗед ∙ Х = ПЗ

или

ЦА ∙ УдА + ЦБ ∙ УдБ - ПрЗА ∙ УдА - ПрЗБ ∙ УдБ = ПЗ.

В условиях многономенклатурного производства и реализации, например, при торговле широким спектром товаров, необходимо говорить об объеме безубыточной выручки, т.е. находить ее в стоимостном выражении по формуле:

или

.

С помощью маржинального анализа можно установить не только критический уровень объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.

Критический уровень постоянных затрат рассчитывается следующим образом:

ПЗ = Х ∙ (Цед - ПрЗед )

или

ПЗ = Х ∙ Дс .

Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены, уровне переменных затрат на единицу продукции. Критический уровень постоянных затрат, следовательно, равен маржинальному доходу. Если постоянные затраты превысят эту величину, то предприятие понесет убыток.

При такой сумме постоянных затрат предприятие не будет иметь прибыли, но не будет и убытка. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации они окажутся непосильными для предприятия.

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции:

ПрЗед = Ц – ПЗ / Х.

Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат.

Цкр = ПЗ / Х + ПрЗед .

Насколько далеко предприятие от точки безубыточности показывает запас финансовой прочности. Это разность между фактическим объемом выпуска и объемом выпуска в точке безубыточности. Часто рассчитывают процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему. Эта величина показывает на сколько процентов может снизиться объем реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка.

Введем обозначения:В — выручка от продаж.

Рн — объем реализации в натуральном выражении.

Тбд — точка безубыточности в денежном выражении.

Тбн — точка безубыточности в натуральном выражении.

Формула запаса финансовой прочности в денежном выражении:

ЗПд = (B -Тбд )/B * 100%, где

ЗПд — запас финансовой прочности в денежном выражении.

Формула запаса финансовой прочности в натуральном выражении:

ЗПн = (Рн -Тбн )/Рн * 100%, где

ЗПн — запас финансовой прочности в натуральном выражении.

Запас прочности быстро изменяется вблизи точки безубыточности и все медленне по мере удаления от нее. Хорошее представление о характере этого изменения можно получить, если построить график зависимости запаса прочности от объема реализации.

На приведенном ниже графике точка безубыточности Тбн = 20 штук, запас финансовой прочности в точке безубыточности равен 0.

Как видно на графике, для объема реализации 40 штук запас финансовой прочности 50%, т.е. если реализация уменьшится на 20 штук мы окажемся в точке безубыточности.

Запас прочности более объективная характеристика, чем точка безубыточности. Например, точки безубыточности маленького магазина и большого супермаркета могут отличаться в тысячи раз, и только запас финансовой прочности покажет какое из предприятий более устойчиво.