29. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
Бизнес – план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого дела, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам:
1. Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.
2. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.
Можно достигнуть существенных преимуществ, если начать с бизнес-плана для внутреннего использования. В процессе его написания рассматриваются многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем варианте бизнес-плана. Однако инвесторы наверняка зададут подобные вопросы, чтобы "почувствовать" серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении. Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если привлечение инвестора окажется оправданным, тогда и инвестор, и фирма будут иметь твердую основу для сделки. Таким образом, составление в первую очередь внутренне ориентированного бизнес-плана - в интересах обеих сторон.
Бизнес-план обычно пишется на перспективу, и составляют его примерно на 3 года вперед, при этом для первого года основные показатели обычно делают в месячной разбивке, для второго – поквартально, и лишь начиная с 3-го года, ограничиваются годовыми показателями. К сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики пока не представляется возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро меняется. Планирование на время более года будет заведомо ошибочным. Многие сейчас ограничиваются написанием плана на год. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения.
Основными целями разработки бизнес – плана являются:
· осуществление инвестиционных проектов;
· реализация отдельных коммерческих операций;
· эмиссия ценных бумаг;
· определение перспектив развития фирмы;
· проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство);
· финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.
Бизнес – план выполняет следующие функции:
1. Хорошо отпечатанный и оформленный бизнес - план – лучшая визитная карточка для бизнесмена. С его помощью стандартизируется процесс ознакомления с предприятием.
2. Наличие бизнес – плана - обязательное требование со стороны современного рынка, подтверждающее серьезность намерений предпринимателей.
3. Привлечение денег для развития дела невозможно без того материала, который содержится в бизнес-плане.
4. Процесс планирования заставляет адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые предпринимательские действия.
5. Бизнес-план помогает обнаружить в задаточном состоянии те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьёзные препятствия и существенно осложнят работу.
6. Придаёт бизнесу целенаправленность т.е. чёткое определение конечных и промежуточных целей.
7. Бизнес-план – это инструмент контроля и управления позволяющий обеспечить планомерное продвижение предприятия к поставленным целям.
8. В процессе составления бизнес-план является мощным инструментом самообучения, основой для сопоставления с фактическими достижениями.
Бизнес – план помогает решить 4 основные задачи:
1. изучить ёмкость рынка;
2. оценить затраты;
3. обнаружить «подводные камни»;
4. Определить финансово-экономические показатели.
По общему построению бизнес-план (смета) состоит из двух частей:
1) резюме (краткое описание);
2) основное содержание.
В самом начале годового бизнес-плана дается характеристика деятельности предприятия, раскрывается, за счет чего она осуществляется, чем привлекается покупатель, приводятся финансовые показатели.
Основная часть состоит из нескольких разделов:
1) описание товаров и услуг;
2) оценка рынка сбыта товаров – маркетинговые исследования, прогноз рынка;
3) массовость рынка;
4) основные направления плана–маркетинга;
5) план производства, где отражается количество продукции и затраты на ее производство;
6) организационный план – определяются поставщики, в какой форме организуется производственный процесс;
7) оценка, прогнозирование, управление рисками;
8) юридический план – правовое обеспечение коллективного договора, контракта;
9) финансовый план;
10) стратегия финансирования.
Как составление бизнес-плана, так и сам процесс планирования невозможен без использования экономического анализа. При составлении плана используются практически все виды анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, анализ относительных показателей, сравнительный анализ.
В основе планирования лежат в основном экономико-математические методы экономического анализа, в том числе моделирование.
Особенно важен экономический анализ при составлении плана производства, при исследовании и анализе рынка и конкурентной среды, при составлении финансового плана и финансовой стратегии.
Целью экономической деятельности предприятия всегда является некий результат, который зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Очевидно, что, чем более детально будет изучено влияние факторов на величину результата, тем точнее и достовернее будет прогноз о возможности его достижения. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать бизнес-план и принять управленческое решение.
Факторный анализ
Факторным анализом, по определению, является методика, включающая в себя единые методы измерения (постоянного и системного) факторных показателей, комплексного изучения их воздействия на величину результативных показателей.
Различают следующие типы факторного анализа:
· анализ функциональных зависимостей и корреляционный анализ (вероятностных зависимостей);
· прямой и обратный;
· одноступенчатый и многоступенчатый;
· статический и динамичный;
· ретроспективный и перспективный.
Факторный анализ функциональных зависимостей представляет собой методику исследования влияния факторов в том случае, когда результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Корреляционный анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем является вероятностной (корреляционной). Например, производительность труда на разных предприятиях при одном и том же уровне капиталовооруженности может зависеть и от других факторов, воздействие которых на этот показатель предсказать сложно.
При прямом факторном анализе исследование ведется от общего к частному (дедуктивным способом). Обратный факторный анализ осуществляет исследование от частных, отдельных факторов, к обобщающим (способом индукции).
Одноступенчатый факторный анализ используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у=А·В. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов А и В: разделение их на составные элементы с целью изучения взаимозависимостей.
Статический факторный анализ применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату.
Динамический – представляет собой методику исследования взаимосвязей факторных показателей в динамике.
Ретроспективный факторный анализ изучает причины изменений результативных показателей за прошлые периоды, перспективный - прогнозирует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
Основными задачами факторного анализа являются следующие:
отбор, классификация и систематизация факторов, которые влияют на исследуемые результативные показатели;
определение формы зависимости между факторами и результативным показателем;
разработка (применение) математической модели взаимосвязей между результатом и факторными показателями;
расчет влияния различных факторов на изменение величины результата;
показателя и сравнение этого влияния;
составление прогноза на основе факторной модели.
С точки зрения воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, факторы делятся на основные и второстепенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные, общие и специфические, постоянные и переменные, экстенсивные и интенсивные.
Внутренними называют факторы, на которые предприятие может воздействовать. Им должно уделяться наибольшее внимание. Однако внешние факторы (конъюнктура рынка, инфляционные процессы, условия поставок сырья, материалов, их качество, стоимость и др.), безусловно, отражаются на результатах работы предприятия. Их исследование позволяет точнее определить степень воздействия внутренних факторов и обеспечить более достоверный прогноз развития производства.
Объективные факторы не зависят от воли и желаний людей, (в договорах для обозначения этих факторов используют термин – непреодолимая сила; это может быть стихийное бедствие, неожиданная смена политического режима и т.п.). В отличие от объективных субъективные причины зависят от деятельности отдельных людей и организаций.
Общие факторы характерны для всех отраслей экономики. Специфическими являются те, которые действуют в условиях отдельной отрасли или предприятия. Такое деление факторов позволяет полнее учесть особенности отдельных предприятий и сделать более точную оценку их деятельности.
Постоянные и переменные факторы различают по сроку воздействия на результаты производства. Постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно на протяжении всего исследуемого периода (отчётного периода, производственного цикла, срока жизни товара и т.п.). Воздействие же переменных факторов – разовое, нерегулярное.
К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественным, а не качественным приростом результативного показателя, например, увеличение объема производства продукции путем расширения посевной площади, увеличения поголовья скота, количества рабочих и т.д.
Интенсивные факторы характеризуют качественные изменения в процессе производства, например, повышение урожайности сельскохозяйственных культур в результате применения новых видов удобрений.
Факторы разделяют также на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные. Количественные факторы, по определению, можно измерить (количество рабочих, оборудования, сырья, производительность труда и т.д.). Но, часто процесс измерения или поиска информации бывает затруднён, и тогда влияние отдельных
SWOT-анализ.
В бизнес-плане важно быстро и четко разъяснить свою идею читателю. Гладкость изложения и точность в использовании языка, наглядные иллюстрации (графики, таблицы, схемы) и добротная верстка (разбивка, жирный шрифт, интервалы между строк, структуризация текста) крайне необходимы при оформлении бизнес-плана. Ниже я представлю использование одного быстрого, четкого и легкого в применении метода анализа при оценке и иллюстрировании бизнес-плана. Речь идет о SWOT-анализе. Название «SWOT-анализ» - это аббревиатура начальных букв английских слов:
S - strengths (силы)
W - weaknesses (слабости)
O - opportunities (возможности)
T - threats (угрозы)
Strеenghts – силы
Необходимо определить внутренние силы предприятия - это факторы, которые составляют сильные стороны предприятия. Внутренние силы действующего и работающего или начинающего деятельность предприятия составляют нанятые им работники или приобретенная техника, либо наличие достаточных финансов, используя которые можно реализовать свой бизнес-план. Внутренними силами являются, например:
длительное сохранение лидирующих позиций на рынке;
современная технология и обученный персонал;
очень хорошее финансовое положение;
сильное решение в сфере логистики;
близость сырья, и в связи с этим низкие заготовительные затраты;
низкие постоянные расходы;
опытное и компетентное руководство.
Weaknesses - слабости
Выявление внутренних слабостей фирмы - это факторы, которые вызывают недовольство на предприятии или которые могут тормозить развитие. Внутренние слабости - это узкие места, которые, при необходимости, возможно устранить самостоятельно. Внутренними слабостями являются, например:
неудовлетворительное управление качеством;
большие общие расходы;
низкая квалификация рабочей силы;
отсутствие навыков в сфере сбыта, производства, развития продукции;
продукт морально устарел;
плохая репутация продукции или товарного знака среди покупателей;
низкая кредитоспособность.
Opportunities - возможности
Оцениваются внешние возможности - это внешние факторы, которые могут способствовать быстрому развитию предприятия. Внешние возможности - это факторы, возникновению которых руководитель способствовать не может, но зато может использовать с пользой для своего бизнеса. Внешними возможностями являются, например:
исчезновение двойного таможенного обложения на внешнем рынке;
возникновение новых и дешевых транспортных возможностей (железнодорожный маршрут или линия морских перевозок);
поддержка отрасли государством;
возникновение новой группы покупателей;
уход с рынка конкурентов;
возрастающий спрос на внешних рынках в связи с подъемом в мировой экономике.
Threats - угрозы
Нужно определить внешние угрозы - внешние факторы, которые могут препятствовать развитию предприятия. Внешние угрозы - это такие факторы, для предупреждения которых руководитель непосредственно ничего не может сделать, но от которых может тем или иным способом застраховаться (страхование, рассеивание экспортных рисков и т.д.). Внешними угрозами являются, например:
приостановление роста рынка;
сокращение народонаселения в регионе и в связи с этим дефицит клиентов или рабочей силы;
агрессивное вторжение на рынок опытных конкурентов;
рост затрат в связи с изменениями в законодательстве;
изменение предпочтений покупателей;
изменения в технологии.
Составленный таким образом анализ создает адекватное представление о предприятии. Можно быстро оценить состояние предприятия: способно ли оно за счет внутренней деятельности противостоять внешним угрозам, а также препятствуют ли внутренние слабости использованию внешних возможностей.
Рекомендуется приложить SWOT-анализ в конец текстовой части бизнес-плана перед финансовыми прогнозами. Обычно анализ занимает всего одну страницу. О каждой части необходимо писать кратко, точно и ясно. Указать от 3 до 10 сильных сторон, слабостей, возможностей или угроз. Советуют ограничиться одной фразой по каждому показателю. Цель - предоставить читателю возможность быстро охватить всю общую информацию, характеризующую бизнес-план.
Не советуется воздерживаться от указания в SWOT-анализе слабостей и угроз. На первый взгляд может показаться, что глупо самому указывать на свои слабости, но такое впечатление обманчиво. Не нужно забывать, что бизнес-план читают специалисты, которые помимо сильных сторон бизнес-идеи и бизнес-плана оценивают и то, насколько основательно учтены угрозы и слабости. А, зная о своих слабостях и угрозах, легче их избежать или предупредить.
Оценка конкурентов
Каждому предприятию важно знать свою позицию относительно конкурентов. Существует множество различных факторов, которые можно использовать при оценке конкурентов. Поэтому достижение ясного понимания в этом вопросе может оказаться сложным. Для иллюстрации конкуренции и выяснения собственной позиции относительно конкурентов можно использовать матрицу ранжирования силы.
Матрица ранжирования сил
Ключевой фактор успеха | Удельный вес | Свое предприятие | Конкуренты | |||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||
Качество продукции |
|
|
|
|
| |||||
Репутация предприятия/ продукции/ товарного знака |
|
|
|
|
| |||||
Квалификация/доступность рабочей силы |
|
|
|
|
| |||||
Современность/ эффективность/ оперативность |
|
|
|
|
| |||||
Эффективность рекламы |
|
|
|
|
| |||||
Финансовая помощь |
|
|
|
|
| |||||
Иное… |
|
|
|
|
| |||||
ИТОГО |
|
|
|
|
|
В различных сферах деятельности различные факторы по-разному влияют на конкурентоспособность. Например, в производстве рыбных консервов очевидно очень большую роль играют доступность рабочей силы и сырья, в то время как в электронной промышленности наверняка большое значение придается современности производства и квалификации рабочей силы.
При составлении матрицы не надо ограничиваться ключевыми факторами, приведенными в данном примере. Исходя из специфики предприятия и сферы деятельности, необходимо вывести собственные факторы.
Конкретное число конкурентов, с которыми необходимо провести сравнения, указать довольно-таки сложно. Однако следует следить за тем, чтобы сравнение проводилось между анализируемой фирмой и сравнимыми с ней конкурентами. Так, никакой существенной информации не даст сравнение начинающего предприятия, занимающегося программированием, с мировыми лидерами в разработке программного обеспечения или сравнение подвального магазинчика с международной торговой сетью.
Рекомендуется привлекать к оценке различных факторов специалистов своего предприятия или консультантов со стороны. Консультантом может стать и компетентный друг. Подготовленная в сотрудничестве матрица даст как общее представление о предприятии относительно его конкурентов, так и сравнение в разрезе по отдельным факторам. Таким образом, можно увидеть, на что следует обращать внимание, чтобы быть лучше своих конкурентов.
- 1. Предмет, объект и содержание экономического анализа. Цель и задачи. Информационная база экономического анализа.
- 2. Классификация видов экономического анализа, как база обоснованности и принятия управленческих решений. История и перспективы развития экономического анализа
- 3. Сущность комплексного экономического анализа. Виды. Отличие и взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
- 4. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе. Сущность элиминирования факторов
- 1. Способ цепной подстановки
- 2. Индексный метод
- 3. Способ абсолютных разниц
- 4. Способ относительных разниц
- 5. Способ пропорционального деления или долевого участия
- 6. Интегральный способ
- 7. Способ логарифмирования
- 5. Анализ в системе маркетинга. Этапы маркетингового исследования. Стратегии ценообразования.
- 6. Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
- 7. Анализ производства и реализации продукции. Валовая и товарная продукция.
- 8. Анализ ассортимента и структуры и качества произведенной продукции.
- 9. Анализ ритмичности производства. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
- 10. Анализ технико-организационного уровня производства. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов
- 11. Анализ использования производственных фондов предприятия.
- 12. Анализ трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи.
- 13. Анализ использования рабочего времени, производительности труда, эффективности трудозатрат.
- 14. Анализ показателей трудовых ресурсов и расходов на оплату труда.
- 15. Анализ материальных ресурсов предприятия. Повышение эффективности использования материалов.
- 16. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета.
- 17. Анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат. Основные направления анализа себестоимости продукции.
- 18. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли.
- 19. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
- 20. Маржинальный анализ. Экономический расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности.
- 21. Показатели рентабельности и методы их расчета.
- Где оСсрг – среднегодовая стоимость основных средств.
- 22. Сущность и факторы финансового состояния предприятия. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества предприятия.
- 23. Оценка структуры собственного и заемного капитала. Порядок расчета чистых активов и методика их анализа.
- Раздел III пассивной части баланса «Капитал и резервы» объединяет собственные источники организации и состоит из статей:
- Раздел IV «Долгосрочные обязательства» содержит статьи:
- Раздел V «Краткосрочные обязательства» состоит из статей:
- 24. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности и эффективности управления производством.
- 25. Анализ деловой активности предприятия. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
- 26. Анализ и оценка платежеспособности организации.
- Коэффициент абсолютной ликвидности:
- Коэффициент срочной ликвидности:
- Коэффициент текущей ликвидности:
- 27. Основные показатели оценки финансовой устойчивости организации
- 28. Диагностика кризисного состояния предприятия. Основные критерии оценки и показатели.
- 29. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
- 30. Гибкая и жесткая смета расходов. Анализ выполнения бюджета по жесткой и гибкой смете расходов.