17. Анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат. Основные направления анализа себестоимости продукции.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
изучение уровня и структуры расходов в сопоставлении с плановыми показателями прошлого периода, взятого в качестве базы сравнения;
определение факторов, причин, повлиявших на динамику, изменение структуры показателей себестоимости;
оценка влияния себестоимости на изменение прибыли и рентабельности продукции;
выявление резервов и разработка управленческих решений по снижению себестоимости продукции и повышению эффективности использования материальных, трудовых, денежных ресурсов в процессе производства, снабжения, сбыта продукции.
Источники информации:
данные синтетического и аналитического учета затрат;
форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (анализ по функциям затрат);
Форма № 5 (по элементам затрат);
статистическая отчетность (форма № 1 — предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия»);
«Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, нормы расхода ресурсов.
Объектами анализа себестоимости продукции являются:
полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат, по статьям калькулирования;
оценка эффективности использованных ресурсов в целом и по элементам затрат;
издержкоемкость продукции или затраты на рубль товарной продукции;
себестоимость отдельных изделий;
отдельные статьи затрат;
накладные расходы;
затраты по центрам ответственности.
Методика анализа затрат в целом, по экономическим элементам и по статьям калькуляции предполагает следующую последовательность выполнения следующих исследовательских процедур.
Рассчитываются абсолютные, средние и относительные отклонения от показателей плановых и прошлого года по себестоимости продукции. Динамика показателей позволяет оценить степень выполнения плановых заданий, рассчитать общую сумму затрат на выпуск валовой продукции, а также по каждому элементу, определить потребности в оборотных средствах и материально-техническом снабжении на новый планируемый период, выявить возникающие в процессе производства отклонения фактических расходов от нормативных.
Определяется удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат и отклонение удельного веса фактических затрат по соответствующим элементам, что дает возможность проследить основные тенденции развития производства.
Дается оценка изменению общих базовых затрат за счет изменения отдельных статей. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что в свою очередь свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации.
Дается оценка эффективности использованных ресурсов в целом и по элементам затрат. Затраченные ресурсы по экономическим элементам оцениваются с точки зрения степени их экономного и рационального использования как факторов снижения себестоимости и увеличения прибыли и рентабельности. Для характеристики эффективности использования затраченных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.
Обобщающими показателями являются ресурсоемкость продукции, ресурсоотдача, удельный вес затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования ресурсов, прибыль на рубль затрат.
Прибыль на рубль затрат является наиболее обобщающим показателем эффективности использования ресурсов:
.
Ресурсоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму затрат. Этот показатель характеризует отдачу, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных ресурсов:
Ресурсоемкость продукции — отношение суммы затрат к стоимости произведенной продукции — показывает, сколько затрат фактически приходится на производство единицы продукции. Ресурсоемкость продукции характеризует уровень влияния ресурсоемкости производства на себестоимость продукции. Изменение материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, фондоемкости производства показывает основные направления поиска резервов снижения себестоимости продукции:
Коэффициент соотношения темпов роста объема реализации и затрат определяется отношением индекса товарной продукции к индексу затрат. Он характеризует в относительном выражении динамику ресурсоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста:
Коэффициент использования затрат представляет собой отношение фактической суммы затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает, насколько экономно используются ресурсы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы использовались более экономно:
Прирост затрат на 1% прироста выпуска продукции:
Относительная экономия затрат:
Определение раздельного влияния на изменение себестоимости инфляции и ресурсоемкости. На себестоимость продукции оказывают влияние изменение цен на потребленные ресурсы (фактор инфляции) и уровень ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости). Чтобы учесть инфляционный фактор, необходимо фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и результаты сложить:
,
где Зi ф — фактическое количество потребленных ресурсов.
Рассчитав увеличение себестоимости за счет инфляционного фактора (увеличение цены ресурсов), можно определить влияние изменения уровня ресурсоемкости по следующей формуле:
Относительное влияние рассчитывается через долю влияния внешних факторов (цены) и внутренних факторов (ресурсоемкости) в росте себестоимости.
Доля влияния изменения цены:
Доля влияния изменения ресурсоемкости:
Проводится факторный анализ общей суммы затрат.
Факторы, влияющие на динамику производственных затрат (в зависимости от выбранной факторной модели для анализа), можно разделить на следующие группы:
объем выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ );
структура (УДi );
уровень переменных затрат на единицу продукции (ПрЗi );
сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции (ПЗ).
Влияние факторов рассчитывается способом ценой подстановки по следующему алгоритму.
Последовательность расчета для факторной модели общей суммы затрат
Прямые затраты - это затраты, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на носитель затрат (объект калькулирования) на основе первичных документов (накладных, нарядов и т.д.). Это упрощенная формулировка, но она отражает суть вопроса. Косвенные затраты не могут быть отнесены в момент возникновения прямо на носитель затрат (объект калькулирования), для их отнесения необходимы дополнительные расчеты по распределению пропорционально той или иной выбранной базе.
При анализе смешанных затрат необходимо применять методы, позволяющие выделить из них постоянную и переменную части. Наиболее простыми из них считаются метод анализа счетов, графический метод, метод "высшей и низшей точек". Для более тщательного изучения поведения затрат используются статистические и экономико - математические методы (метод наименьших квадратов (регрессионный анализ), метод корреляции и др.).
Следовательно, проблема разделения затрат на постоянные - переменные поддается решению, а современные средства вычислительной техники и программные продукты способны обеспечить не только оперативное и нетрудоемкое решение, а также хорошее качество информации для принятия управленческих решений.
Анализ прямых затрат
Прямые затраты: затраты на сырье и материалы (основные материалы, которые идут непосредственно на продукцию, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, энергия), заработная плата производственных рабочих.
Сумму расходов по материалам определяют путем умножения нормы расхода на цену приобретения вида материала с учетом транспортно-заготовительных расходов. Т.е. эти затраты включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся. Если затраты производятся в инвалюте, то эти затраты определяются путем пересчета в сумму, которая определяется по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. Зарплата производственных рабочих производится следующим образом: по основной сдельной зарплате на основе норм выработок и расценок. При повременной оплате исходят из числа часов работы в установленное время и установленных тарифов. Отчисления рассчитываются по установленной законодательством норме по основной зарплате.
Все прямые затраты анализируются путем сравнения достигнутого уровня с фактической величиной; с прошлым периодом; в динамике. Анализируется либо на единицу, либо на весь товарный выпуск, т.е. оценка использования затрат по месту их возникновения.
В составе прямых затрат выделяют при анализе прямые материальные и прямые трудовые затраты. При этом оценивается динамика и структура прямых затрат как в целом так и в отдельности по материальным и трудовым затратам, проводится факторный анализ прямых материальных и прямых трудовых затрат.
Прямые материальные (факторы влияния: объем производства товарной продукции, структура продукции, уровень затрат на единицу, расхода сырья и материалов на единицу и средней стоимости единицы сырья и материалов)
Прямые трудовые затраты (факторы влияния: объем производства продукции, структура производства, удельная оплата на единицу продукции, которая в свою очередь зависит от трудоемкости единицы продукции и уровня оплаты труда за один человеко-час).
Также возможно некоторое упрощение анализа- не рассматриваются отдельные виды материалов, а лишь расход всех материалов и продолжительность всех операций. Используется ср цена материалов и ср тариф ставка.
Анализ по косвенным расходам осуществляется по следующим направлениям:
Изменение их суммы и уровней (по отношению к себ-ти и выручке
Отклонения факт от план
Определяются относительные и абс изменения.
Особенности анализа: корректировка расчетных заданий в зависимости от изменения объема производства.
При анализе расходов на содержание и эксплуатацию пользуются шкалой коэффициентов, отражающих допустимые величины роста переменной части этих расходов при росте объема производства.
Уменьшение по сравнению с предыдущим значением -не всегда положительно, т к может быть из-за невыполнения мероприятий по охране туда, переподготовки кадров. необходим сбор дополнительной информации. Эта экономия может привести к большим потерям в будущем.
Представляет интерес и практическую значимость анализ переменных затрат предприятия в той их части, что представлена косвенными затратами. Так к переменным можно отнести часть общепроизводственных расходов (расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования (РСЭМО): эксплуатация оборудования, транспортных средств, ремонт, внутризаводское перемещение грузов; содержание зданий, обслуживающих производственный процесс (освещение, отопление); оплата труда произв.персонала, занятого обслуживанием производства; расходы по страхованию производственных помещений и работников предприятия; арендная плата за производственные помещения; командировочные расходы цехового персонала; подготовка кадров цех. персонала; прочие), часть коммерческих расходов.
Коммерческие расходы.
К коммерческим расходам относятся:
1) расходы на тару, упаковку готовой продукции,
2) на доставку, погрузку, разгрузку и хранение,
3) на рекламу,
4) на оплату труда работников сбыта,
5) командировочные расходы.
Особенности анализа:
а) нужна корректировка 1) и 2) элементов, входящих в состав коммерческих расходов, т.к. они относятся к переменным. Корректировка проводится исходя из темпов роста выручки от реализации продукции (в сопоставимых ценах);
б) анализируется влияние коммерческих расходов на финансовый результат. Он проводится в случае определения выручки от реализации по оплате;
в) необходимость распределения коммерческих расходов между реализованной продукцией и остатками нереализованной продукции. К нереализованной продукции относят: остатки готовой продукции на складе и товары отгруженные. Также необходимо выяснить причины возникновения остатков нереализованной продукции.
МЕТОДЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА 1 РУБЛЬ ПРОДУКЦИИ
Факторный анализ себестоимости включает в себя исследование факторов, влияющих на величину затрат на 1 рубль товарной продукции. Затраты на 1 руб. товарной (реализованной) продукции определяются:
Полная себестоимость
З = ————————————————————
Выпуск (реализация) продукции в оптовых ценах
Метод индексного анализа:
n
∑ zi × qi
i=1
З = ———— ,
n
∑ pi × qi
i=1
где z – себестоимость i единицы продукции, p – цена i единицы продукции, q – количество i единицы продукции.
Для определения влияния факторов на изменение уровня затрат на 1 руб. продукции рассчитывают:
З1 – З0 = ∆З(p) + ∆З(z) + ∆З(q)
Общее изменение затрат должно быть равно общему изменению факторов p, z, q.
К достоинствам показателя затрат на 1 руб. продукции относят:
характеристика сравнимой и несравнимой продукции;
характеристики уровня рентабельности производства.
Оценка затрат на 1 руб. продукции может производиться как по объему выпуска, так и по объему реализации.
Внешний анализ (по данным финансовой отчетности) позволяет определить только общую величину затрат на 1 руб. реализованной продукции. Для оценки затрат на 1 руб. товарной продукции необходимо исследовать оперативную бухгалтерскую отчетность и документацию.
Анализ затрат на 1 руб. продукции проводится по следующим направлениям:
анализ динамики затрат (З) и выполнения плана;
сопоставление темпов роста себестоимости и темпов роста выпуска (реализации) продукции. Опережение темпа роста последнего над темпами роста себестоимости вызывает снижение показателя затрат (З);
факторный анализ затрат на 1 руб. продукции с исследованием влияния таких факторов, как: отпускные цены; себестоимость продукции; структура продукции.
При проведении анализа затрат следует учитывать, что на многих предприятиях с многономенклатурным выпуском продукции, в условиях непрерывного развития производственного процесса и обновления отдельных видов продукции и услуг постоянно происходят изменения как в структуре и характере издержек, так и в самой товарной продукции по ее видам. Поэтому появляются особенности в исчислении сводных показателей динамики себестоимости продукции, в определении вклада каждого конкретного изделия в общее изменение сводного показателя.
- 1. Предмет, объект и содержание экономического анализа. Цель и задачи. Информационная база экономического анализа.
- 2. Классификация видов экономического анализа, как база обоснованности и принятия управленческих решений. История и перспективы развития экономического анализа
- 3. Сущность комплексного экономического анализа. Виды. Отличие и взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
- 4. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе. Сущность элиминирования факторов
- 1. Способ цепной подстановки
- 2. Индексный метод
- 3. Способ абсолютных разниц
- 4. Способ относительных разниц
- 5. Способ пропорционального деления или долевого участия
- 6. Интегральный способ
- 7. Способ логарифмирования
- 5. Анализ в системе маркетинга. Этапы маркетингового исследования. Стратегии ценообразования.
- 6. Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
- 7. Анализ производства и реализации продукции. Валовая и товарная продукция.
- 8. Анализ ассортимента и структуры и качества произведенной продукции.
- 9. Анализ ритмичности производства. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
- 10. Анализ технико-организационного уровня производства. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов
- 11. Анализ использования производственных фондов предприятия.
- 12. Анализ трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи.
- 13. Анализ использования рабочего времени, производительности труда, эффективности трудозатрат.
- 14. Анализ показателей трудовых ресурсов и расходов на оплату труда.
- 15. Анализ материальных ресурсов предприятия. Повышение эффективности использования материалов.
- 16. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета.
- 17. Анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат. Основные направления анализа себестоимости продукции.
- 18. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли.
- 19. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
- 20. Маржинальный анализ. Экономический расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности.
- 21. Показатели рентабельности и методы их расчета.
- Где оСсрг – среднегодовая стоимость основных средств.
- 22. Сущность и факторы финансового состояния предприятия. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества предприятия.
- 23. Оценка структуры собственного и заемного капитала. Порядок расчета чистых активов и методика их анализа.
- Раздел III пассивной части баланса «Капитал и резервы» объединяет собственные источники организации и состоит из статей:
- Раздел IV «Долгосрочные обязательства» содержит статьи:
- Раздел V «Краткосрочные обязательства» состоит из статей:
- 24. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности и эффективности управления производством.
- 25. Анализ деловой активности предприятия. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
- 26. Анализ и оценка платежеспособности организации.
- Коэффициент абсолютной ликвидности:
- Коэффициент срочной ликвидности:
- Коэффициент текущей ликвидности:
- 27. Основные показатели оценки финансовой устойчивости организации
- 28. Диагностика кризисного состояния предприятия. Основные критерии оценки и показатели.
- 29. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
- 30. Гибкая и жесткая смета расходов. Анализ выполнения бюджета по жесткой и гибкой смете расходов.