logo search
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО Э

1. Государственное регулирование экономики: основные цели, формы и методы

Рыночная экономика – это сложный, постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. В условиях рынка множество субъектов экономики преследуют в первую очередь свои частные интересы. Вместе с тем, решая свои задачи, все они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества. Взаимная увязка частных интересов и потребностей общества обусловлена закономерностями и внутренней логикой функционирования рыночной системы. Современная экономика – это сотни тысяч предприятий и фирм, организаций и учреждений, производителей и потребителей.

Между ними существуют экономические отношения, которые рынок в состоянии развивать и совершенствовать. Но вместе с тем, в условиях современной экономики существуют явления, решение которых рынку неподвластно (инфляция, безработица, циклические колебания, монополизм и т.д. Все это не отрицает роли, которую призвано играть государство в современной экономике. Модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Существуют две основные формы вмешательства государства в макроэкономику: прямое и косвенное.

Прямое вмешательство, при котором используются следующие методы:

а) вмешательство государства в экономику через государственную собственность. Практически во всех странах, особенно развитых, существует значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разных формах (кредит, долевое участие в акционерных обществах, является собственником предприятий и т.д.). Это делает государство владельцем части общественного капитала;

б) принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развить экономические отношения между всеми субъектами рыночной экономики.

в) управление.

Косвенное вмешательство, которое может быть направлено на:

а) стимулирование инвестиций;

б) обеспечение полной занятости;

в) стимулирование экспорта и импорт товаров, капитала, рабочей силы;

г) воздействие на общий уровень цен;

д) поддержку устойчивого экономического роста;

е) перераспределение доходов в обществе и т. д.

Таким образом, государственное регулирование макроэкономики – это система мер, направленных на развитие и совершенствование экономической системы общества.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночных хозяйств представляет собой системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые невозможно решать автоматически на базе частной собственности. Появились потребности в значительных инвестициях, нерешенными остались проблемы занятости, произошло нарушение денежного обращения, обострилась конкуренция, на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. необходимость в решении этих проблем связана с нестабильной обстановкой в стране, решать эти проблемы призвано ГРЭ.

Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, по отраслевым и региональным интересам (это наемные работники и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и средние предприниматели).

Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в СМИ, на митингах, на различных семинарах.

Исполнители хозяйственных интересов являются органы трех ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной), построенные по иерархическому принципу, а также ЦБ РФ. Эти органы избираются по воле народа и на определенный срок.

Объекты государственного регулирования экономики – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли и могут возникнуть трудности, проблемы, которые не решаются автоматическим путем и не могут быть решены в ближайшее будущее, причем снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержание социальной стабильности.

Основные объекты ГРЭ:

  1. Суть государственной антициклической политики или регулирования хозяйственной конъюнктуры состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги капитальные вложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляется дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции.

  2. ГРЭ в области отраслевой и территориальной структур также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капитальных вложений, которые обеспечивают привилегированные условия в отдельных отраслях и регионах.

  3. Важнейшими объектами ГРЭ является накопление капитала.

  4. Регулирование занятости – это поддержка нормального сточки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых является достаточной мотивацией к труду.

  5. Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения – это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.

  6. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путем торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Объекты ГРЭ экономики различаются в зависимости от уровня решаемых задач. Это следующие иерархические уровни: фирмы, регионы, отрасли, сектора экономики (промышленность, с/х), хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены), глобальный социальные отношения, экология), наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы). Генеральной целью ГРЭ являются экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны, адаптация к изменяющимся условиям жизни.

Средства (инструменты) ГРЭ:

- административные средства – это средства, которые связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

- экономические средства ГРЭ подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Налоги в ГРЭ – это с одной стороны не источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, то есть налоги составляют значительную часть формирования доходов бюджета, а с другой стороны, это инструмент регулирования.

Особую роль среди средств ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала имеет возможность временного стимулирования капитальных вложений независимо от состояния конъюнктуры основного капитала.

Наряду с перечисленными инструментами ГРЭ существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования. Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. Его задача – это комплексное использование в глобальных целях всех элементов ГРЭ.

Этапы развития ГРЭ.

  1. создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денежного обращения.

  2. несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

  3. эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства.

  4. переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию.

  5. все более адресное, комплексное использование инструментов регулирования.

  6. меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений (ЕС).

Важнейшие относительные границы эффективности ГРЭ:

  1. границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности.

  2. социальные границы налогообложения.

  3. границы прироста ВВП (конъюнктурные границы).