logo
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО Э

2. Сущность, основные элементы и функции рынка, виды рынков

В современной экономической литературе существует несколько определений рынка, в том числе:

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это механизм взаимодействия потребителей и производителей, то есть отношение спроса и предложения.

Рынок – это система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара.

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления.

Таким образом, можно сделать вывод, что:

Рынок – это механизм, раскрывающий взаимодействие покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

Он функционирует в качестве сложного механизма развития экономики, основанного на использовании разнообразных типов и форм собственности, товарно – денежных отношений и финансово – кредитной системы.

Рынок функционирует при определенных условиях, которые можно разделить на две группы:

Первая группа связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающее рыночные связи:

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования.

Рынок как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал – стихийного, конкурентного и организующего, монопольного.

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему:

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций, в том числе:

Существуют различные формы рынка:

  1. рынок продуктов;

  2. ресурсный рынок;

  3. рынок денежных доходов.

Чисто конкурентные рынки предполагают большое число независимо действующих покупателей и продавцов, заинтересованных в обмене продуктов.

Основные виды рынков:

  1. рынок товаров и услуг (различные формы оптовой и розничной торговли);

  2. финансовый рынок (состоит из рынка денег и рынка капиталов). Рынок капиталов делится на рынок ценных бумаг:

- первичный (рынок первичных эмиссий и рынок последующих эмиссий);

- вторичный (биржевой и внебиржевой).

Также к рынку капиталов относится рынок индивидуальных кредитов.

  1. рынок факторов производства: рынок земли, труда, средств производства.

Рынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно этот рынок. К этому рынку относятся товарные биржи, разнообразное количество форм оптовой и розничной торговли и маркетинговые организации.

Исторически развиваясь, этот рынок, был отделен от рынка факторов производства.

Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи выступают на этом рынке земля, рабочая сила и средства производства (капитал).

Собственно можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, труда, капитала.

На рынке земли огромную роль играет географический фактор и ограниченность самих земель.

Рынок рабочей силы организуется в форме биржи труда, где непосредственно формируется сложная инфраструктура, позволяющая сводить вместе работодателя и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу.

Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги.

На этом рынке формируется ссудный процент, курсы валют и ценных бумаг.