logo
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО Э

4. Экономическая конкуренция, ее сущность, виды

Взаимоотношение предприятий, фирм, действующих в условиях рыночной экономики, объективно приобретают форму конкурентной борьбы или конкуренции (лат. – сталкиваться).

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, за рынки сбыта товаров и заказы потребителей.

Она порождается объективными условиями:

Экономическая конкуренция имеет важное значение в жизни общества.

Она:

По составу участников борьбы конкуренция бывает:

Внутриотраслевая – соперничество предпринимателей одной отросли за более выгодный доступ к сырью, другим условиям производства и реализации товаров. Результатом этой конкуренции является формирование продажной цены товара. Внутриотраслевая конкуренция – это мощный стимул для предприятий, фирм к восприимчивости достижений НТП, усилению деловой активности, поиску новых рынков сбыта товаров.

Межотраслевая – соперничество предпринимателей разных отраслей экономики за сферы более выгодного производственного использования своих средств (инвестиций). Результатом такой конкуренции является перелив ресурсов из одной отрасли в другую и проявление тенденции усреднения доходов (по принципу: равный доход на равные инвестиции).

По методам соперничества различают следующие виды конкуренции:

Ценовая – борьба в области ценовой стратегии предприятий, фирм. В зависимости от конкретных условий, складывающиеся на рынке, предприятия могут применять высокие или низкие (демпинговые) цены. Ценовая конкуренция – это наиболее жесткий вид конкурентной борьбы.

Неценовая – это вид конкуренции, включающий разнообразные формы борьбы за потребителя (улучшение качества товара, рекламная деятельность, сервис и т.п.).

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Именно поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает борьба по обеспечению своих интересов. Как экономический закон, конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.