logo
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО Э

2. Мировой рынок, его сущность

Международное движение товаров и услуг изначально выступает в форме развития внешнеторговых отношений. Сначала обменивались излишками товаров возникающих в отдельных странах. С ростом производительности труда, развития международного разделения труда, отдельные страны начали специализироваться на производстве товаров, продажа которых на внешнем рынке была более выгодна, чем на внутреннем.

Условия формирования мирового хозяйства и дальнейший процесс интернационализации производства привели к становлению новой формы международного обмена товарами – мировому рынку.

Мировой рынок – характеризуется отношениями купли-продажи, складывающимися между национальными хозяйствами. При этом продаваться и покупаться могут товары и услуги, рабочая сила, капиталы, технология, валюта. Специфические мировые рынки взаимозависимы, воздействуют друг на друга и в своей совокупности образуют сложный мировой рынок.

Мировой рынок представляет совокупность национальных рынков, однако объем товарооборота на мировом рынке меньше, чем сумма товарооборотов всех национальных рынков. Каждый национальный рынок является составной частью мирового рынка только в той мере, в какой товарные потоки связаны с международным разделением труда, валютными отношениями.

Отличие мирового рынка от совокупности национальных рынков станет более отчетливым при сравнении мирового ВНП с объемом мирового экспорта.

Современный мировой рынок – представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений по объему произведенных национальных продуктов.

Субъектами этих отношений могут выступать государства, отдельные организации и предприятия, частные лица. В структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг; рынки труда, капитала; рынки достижений науки и техники. По региональному признаку – европейский, азиатский, южно-американский, дальневосточный и др.

Для того, чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, то есть запасы конкурентоспособных товаров, услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и т.п. Расчеты по внешнеторговым связям и операциям производятся банками, и страховые компании осуществляют страхование перевозок грузов.