logo
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО Э

Совершенная конкуренция

Рынку в условиях совершенной конкуренции присущи следующие черты:

Спрос отдельной фирмы. Поскольку в условиях совершенной конкуренции любая фирма отрасли в границах изменения объемов ее выпуска не оказывает существенного влияния на цену товара и реализует любое количество товара по неизменной цене, спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным, а кривая спроса каждой фирмы горизонтальна. Кроме того, каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, величины средней и предельной выручек равны цене товара Р, то есть МR = АR = Р, поэтому кривые спроса, средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне цены товара.

Равновесие в краткосрочном периоде

Согласно правилам 1 и 2, действуя в любой рыночной структуре, фирма, чтобы максимизировать прибыль, должна производить такой объем товаров и услуг qЕ, при котором МR = МС (правило 2) и Р > АVС (правило 1). Но в условиях совершенной конкуренции предельная выручка МR равняется средней выручке АR и цене товара, т.е. МR = АR = Р. Значит, функционируя на совершенно конкурентном рынке, фирма максимизирует прибыль, если будет выпускать такой объем товаров, при котором предельные издержки сравняются с ценой товара, устанавливаемой рынком независимо от действий фирмы. Указанная ситуация отражена на рисунке.

Производя Qе единиц товара, когда МС = Р, фирма максимизирует прибыль, и любые отклонения от этого объема уменьшают прибыль фирмы. Если фирма будет выпускать Q1 < Qе единиц товара, то цена товара (которая не меняется) станет превосходить предельные издержки, и фирма обязана в этих условиях увеличить производство, иначе она не максимизирует прибыль. Когда же Qz > Qе, предельные издержки начинают превосходить цену, и фирме необходимо снизить объемы выпуска.

Обратим внимание, что в точке Е предельные издержки МR также равняются цене товара Р, но в этой точке кривая МС пересекает линии МR = Р сверху, а не снизу. Наконец, в точке Е (а не Е1) цена Р превосходит средние переменные издержки АУС, то есть удовлетворяется правило 1. Значит, именно в точке Е, а не Е1 фирма имеет равновесие в краткосрочном периоде.

Р МС

AVC

MR = AR = P

Q1 Qe Q2

Q