logo
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО Э

2. Кривые безразличия и их свойства

Метод исследования спроса отдельного потребителя с помощью кривых безразличия был предложен итальянским ученым В. Парето в начале ХХ века, а затем в 1939 г. углублен английским экономистом Дж. Р. Хиксом.

В основе метода лежит геометрическое совмещение двух типов кривых – бюджетной линии и кривых безразличия.

Экономическая модель потребительского выбора на основе кривых безразличия базируется на нескольких основополагающих предположениях товаров и услуг.

Данные предположения включают следующее:

1. Способность ранжировать альтернативы. Если перед потребителем расположены два различных набора, содержащие различные количества или виды товаров, предполагается, что он способен указать, что предпочитает один набор другому, или не делает различия между ними.

Если набор А предпочитается набору В, можно сделать заключение, что А дает потребителю большее удовлетворение, чем В. Если потребитель не делает различия между А и В, то оба набора обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения.

2. Предпочтения транзитивны. Транзитивность означает, что если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, он также должен предпочитать набор А набору С. Из свойства ранжирования следует, что А дает большее удовлетворение, чем В. Аналогично В дает большее удовлетворение, чем С. Следовательно, А должен давать большее удовлетворение, чем С.

3. Большее количество товара предпочитается меньшему. Предполагается, что потребители предпочитают большее количество товара или услуги меньшему. Это подразумевает, что потребности в товарах или услугах не имеют насыщения. Потребитель всегда дал бы более высокий ранг набору, содержащему 2А + 3В, чем другому, содержащему 2А + 2В или 1А + 3В, и т.п.

Предположения потребителя можно представить в графической форме, задавая вопросы о том, как бы он ранжировал альтернативы. Предположения, сделанные относительно предпочтений, гарантируют, что потребители могут указать на предпочтение, отдаваемое одной из альтернатив, или на отсутствие различия между ними, например, (таблица).