Монополистическая конкуренция
В реальной жизни, как показывает практика, условия, присущие совершенной конкуренции и монополии, зачастую не соблюдаются. Монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как противоположные полюсы, реальные же рыночные структуры занимают место между ними, совмещая в себе отдельные черты и монополии, и совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, в которой превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Теория монополистической конкуренции была разработана в 30-е годы нашего столетия английским экономистом Дж. Робинсоном и американским ученым Э. Чемберлином.
Основные черты монополистической конкуренции
Строго говоря, в реальной рыночной структуре соотношение черт, присущих монополии и совершенной конкуренции, можно оценить, исследуя две характеристики: а) кривую спроса отдельной фирмы и б) возможность входа иных фирм в отрасль. Кривая спроса фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, не горизонтальна, как при совершенной конкуренции, но и не понижается так резко, как в случае монополии. Иными словами, спрос на продукцию фирмы не абсолютно эластичен, но более эластичен, чем у фирмы-монополиста. Это объясняется рядом особенностей монополистической конкуренции.
1. Количество фирм в отрасли. Для монополистической конкуренции характерно присутствие в отрасли довольно значительного количества небольших по объему фирм, выпускающих однотипные, но не одни и те же товары. В отличие от совершенной конкуренции, при которой количество фирм-производителей исчисляется сотнями и тысячами, в отрасли с монополистической конкуренцией действуют несколько десятков фирм. Что из этого следует? Во-первых, отдельная фирма производит лишь небольшую часть суммарного выпуска отрасли, поэтому обладает ограниченными возможностями влиять на рыночную цену товара. Во-вторых, исключается возможность сговора фирм и картелизации отрасли. В-третьих, каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает возможной реакции других конкурирующих фирм.
2. Дифференциация товара. При монополистической конкуренции фирмы отрасли имеют определенную возможность выпускать товар, не схожий с производимым конкурентами. Например, все кондитерские фабрики выпекают печенье, но продукция одной фирмы отличается от других по ингредиентам, вкусу, упаковке, названию. Подобное различие называется дифференциацией товара. Под дифференцированным продуктом понимается такой, качественные характеристики которого отличаются от производимого конкурентом. Дифференцированный продукт может включать группу каких-либо товаров, достаточно схожих, чтобы называться одним товаром (печеньем), но и столь отличных друг от друга («Юбилейное», «Курабье», «Овсяное» и др.), чтобы производитель каждого из них имел некоторую возможность влиять на цену своего товара. В условиях дифференциации товара отдельная фирма отрасли обладает ограниченной монопольной властью над собственным товаром, то есть может повышать цену товара, даже если остальные фирмы отрасли не делают этого, без риска потерять рынок сбыта.
В большинстве случаев дифференциация товара объясняется разным качеством изготавливаемого продукта из-за различий в технологии, в видах используемого сырья, дизайна и т.п. Например, все мужские часы можно отнести в одну группу товаров «мужские часы», но часы марки «Луч» отличаются от «Полета», «Славы», «Маяка» и часов других марок. Дифференциацию товара могут вызвать условия его реализации: быстрое обслуживание, доставка товара на дом, продажа в кредит и т.п. Это побуждает покупателей приобретать товар данной фирмы, а не другой. Отдельные экономисты относят к причинам дифференциации товара также местоположение фирмы. Например, небольшая закусочная может успешно конкурировать даже с крупными ресторанами, если расположена на бойком месте и работает круглосуточно. Однако, по мнению других авторов, «географическая» дифференциация не совсем точно согласуется с условиями монополистической конкуренции - при монополистической конкуренции каждая фирма отрасли конкурирует со всеми или с большей частью фирм отрасли. Упомянутая закусочная, небольшой магазин, парикмахерская и т.п. конкурируют (в «географическом» смысле) только с аналогичными предприятиями, расположенными в непосредственной близости от них. Наконец, на дифференциацию товара оказывают влияние реклама, применение торговых и товарных знаков, использование различной упаковки.
3. Неценовая конкуренция. При монополистической конкуренции отдельные фирмы отрасли используют в конкурентной борьбе такие неценовые факторы, как реклама, изменение качественных характеристик товара и условий продажи продукции. Это становится возможным вследствие специфики данной рыночной структуры: поскольку фирмы отрасли производят дифференцированный продукт, товар каждой отдельной фирмы оказывается восприимчивым к неценовым факторам.
4. Свобода входа в отрасль и выхода из нее. В условиях монополистической конкуренции вход фирм в отрасль относительно свободный, поскольку фирмы невелики по размеру и возможность снижения издержек за счет положительного эффекта масштаба у них небольшая. Однако в отличие от совершенной конкуренции, при которой наблюдается абсолютная свобода входа в отрасль, при монополистической конкуренции дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар (например, за счет рекламы), могут стать барьером для входа новой фирмы в отрасль.
Итак, все изложенное позволяет выделить три основные черты, присущие монополистической конкуренции.
• В отрасли присутствует достаточное число фирм, каждая из которых конкурирует со значительным количеством соперничающих фирм и поэтому не учитывает их возможной реакции на изменение цены своего товара.
• Фирмы отрасли производят дифференцированный товар, поэтому каждая из них имеет возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара и кривая спроса отдельной фирмы имеет «падающий» характер. Это «монополистическая» часть модели. Однако кривая спроса данной фирмы довольно эластичная, поскольку товары, реализуемые другими фирмами, являются близкими заменителями товара, производимого этой фирмой. «Падающий» характер кривой спроса предполагает возможность получения фирмами монопольной прибыли в краткосрочном периоде.
• Существует довольно свободный вход иных фирм в отрасль и выход из нее. Это, как мы знаем, должно приводить к тому, что в долгосрочном периоде каждая фирма отрасли не имеет экономической прибыли.
Ценообразование при монополистической конкуренции
Для начала, предположим, что каждая фирма отрасли производит какую-то определенную модификацию товара и тратит неизменную сумму на то, чтобы выделить свой товар из массы родственных товаров других фирм. Обратимся к рисунку.
Величины Р и Q определяются по точке Е пересечения кривых МС и МR. Если точка А лежит ниже кривой АТС2, то фирма несет убытки (прямоугольник РFВА); когда цена превосходит средние издержки на единицу продукции, фирма имеет прибыль (прямоугольник РАСD).
Р Убытки
МС АТС2
F
Р
АТС2
D Е Прибыль D
MR
Q Q
Определение цены товара
- Содержание
- Пояснительная записка
- Тематический план дисциплины
- Введение
- Раздел 1. Предмет и история экономической науки
- Тема 1.1. Предмет, структура, методология и функции экономической теории
- 1. Предмет изучения экономической теории
- 2. Структура общей экономической теории Структура общей экономической теории
- 3. Функции экономической теории
- 4. Основные методы экономической анализа
- Задания Верно / неверно
- Решение тренировочных заданий, проблемных ситуаций
- Заполните структурно-логическую схему
- Тема 1.2. История развития экономической теории
- 1. Возникновение экономической теории, ее история.
- 2. Современный этап развития экономической теории.
- 1. Возникновение экономической теории, ее история
- Истоки экономической науки
- 2. Современный этап развития экономической теории
- Задания
- Решение тренировочных заданий, проблемных ситуаций
- Раздел 2. Общие проблемы экономической теории
- Тема 2.1. Производство и экономика
- 1. Производство как процесс создания экономических благ, его виды
- 2. Экономический кругооборот. Воспроизводство и его типы
- Общая схема общественного воспроизводства
- 3. Ресурсы и факторы производства, их классификация
- Кругооборот оборотных средств
- 4. Потребности как экономическая категория, их виды и роль в активизации производственной деятельности. Закон возвышения потребностей
- Задания Верно / неверно
- Проблемные ситуации
- Заполните структурно-логическую схему
- Решение тренировочных заданий, проблемных ситуаций
- Тема 2.2. Экономические системы, их основные типы
- 1. Классификация экономических систем.
- 2. Характеристика экономических систем.
- 1. Классификация экономических систем
- 2. Характеристика экономических систем
- Задания Тесты
- Тема 2.3. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики
- 1. Производственные возможности. Проблема выбора
- 2. Кривая производственных возможностей
- Задания Верно / неверно
- Проблемная ситуация
- Тема 2.4. Собственность как основа производственных отношений
- 1. Собственность как основа производственных отношений.
- 2. Основные типы и формы собственности.
- 1. Собственность как основа производственных отношений
- 2. Основные типы и формы собственности
- Экономические формы собственности
- Задания Тесты
- 1. Если какое-либо имущество взять в аренду, то арендатор:
- 2. Существование государственной собственности обусловлено:
- Заполните структурно-логическую схему
- Решение тренировочных заданий, проблемных ситуаций
- Раздел 3. Микроэкономика
- Тема 3.1. Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие
- 1. Обмен и его роль в системе общественного разделения труда
- 2. Сущность, основные элементы и функции рынка, виды рынков
- 3. Товар как экономическая категория, его свойства
- 4. Закон спроса и предложения
- Соотношение цены одного изделия и количества изделий, на которое предъявлен спрос
- Кривая спроса
- Влияние факторов на кривую спроса
- Зависимость qs от р
- Кривая предложения яблок
- Сдвиг кривой предложения
- 5. Рыночное равновесие и равновесная цена
- Равновесие спроса и предложения
- Сдвиг равновесия при одновременном сдвиге спроса и предложения
- 6. Эластичность спроса и предложения
- Эластичность спроса по цене
- Перекрестная эластичность спроса
- Задания Верно / неверно
- Проблемные ситуации
- Решение тренировочных заданий, проблемных ситуаций
- Тема 3.2. Рынок как регулятор производства товаров
- 1. Издержки производства. Производственная функция
- Расчет бухгалтерской и экономической прибыли
- 2. Производство продукции и издержки фирмы в краткосрочном периоде
- Выпуск продукции фирмой
- Кривые общего (суммарного), среднего и предельного продукта
- Изменение издержек производства
- Кривые издержек
- 3. Производство продукции и издержки фирмы в долгосрочном периоде
- Возможные комбинации труда и капитала для производства
- 5 Единиц товара
- Изокванта
- К c b арта изоквант
- Кривая полных издержек в долгосрочном периоде
- Кривая средних издержек
- 4. Экономическая конкуренция, ее сущность, виды
- 5. Рыночные структуры. Функционирование фирмы в различных рыночных структурах
- Основные правила поведения фирм в различных рыночных структурах
- Совершенная конкуренция
- Равновесие в краткосрочном периоде
- Возможные варианты равновесия в краткосрочном периоде
- Монополия
- Максимизация прибыли фирмой-монополистом
- Монополистическая конкуренция
- И объема выпуска в краткосрочном периоде
- Равновесие фирмы
- Олигополия
- Кривые аvс и мс фирмы-олигополиста
- Установление цены товара и объемов его выпуска фирмой-олигополистом
- 6. Антимонопольное законодательство
- Задания
- Проблемные ситуации
- Заполните таблицу
- Тема 3.3. Теория поведения потребителя
- 1. Потребительское поведение. Закон убывающей предельной полезности
- Достижение равновесия потребления (максимизация общей полезности) при доходе потребителя 10 р. (условные данные)
- Последовательность закупок в процессе достижения потребительского равновесия
- 2. Кривые безразличия и их свойства
- Альтернативные наборы товаров
- Предельная норма замещения у на х
- 3. Бюджетные ограничения в потребительском выборе
- Влияние изменения относительных цен на бюджетную линию
- 4. Определение точки потребительского равновесия
- 5. Построение кривой спроса на основе рационального поведения потребителя
- Построение кривой спроса на основе кривой «цена – потребление» Задания
- 1. Гипотеза о рациональном поведении потребителя заключается в том, что:
- 2. Предельная полезность – это:
- 3. Среди следующих утверждений одно является неправильным. Укажите на него:
- 4. Увеличение дохода потребителя графически выражается:
- 5. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется:
- 6. Закон убывающей предельной полезности означает, что:
- Верно / неверно
- Проблемные ситуации
- Тема 3.4. Рынки производственных ресурсов
- 1. Рынки производственных ресурсов. Спрос и предложение основных факторов производства
- 2. Рынок труда
- 3. Рынок капиталов. Дисконтирование
- 4. Рынок земли и рентные отношения
- Задания Зачеркните ненужный знак
- Продолжите фразы
- Проблемные ситуации
- Верно /неверно
- Экономический тренинг
- Раздел 4. Макроэкономика
- Тема 4.1. Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели
- 1. Национальное хозяйство и его структура.
- 2. Основные макроэкономические показатели:
- 3. Система национальных счетов (снс).
- 1. Национальное хозяйство и его структура
- 2. Основные макроэкономические показатели
- Структура внп
- 3. Система национальных счетов (снс)
- Задания Заполните структурно логическую схему
- Проблемные ситуации
- 1. Какие из перечисленных ниже доходов Вы включили бы в внп:
- 2. Что не включается в состав внп:
- 3. Если номинальный внп, увеличится в два с половиной раза, а дефлятор останется без изменения, как это отразится на величине реального внп? Ответ объясните.
- Верно / неверно
- Тема 4.2. Макроэкономическое равновесие и экономическая динамика. Модели макроравновесной динамики
- 1. Экономическое равновесие на макроуровне. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 2. Модели макроравновесной динамики.
- 1. Экономическое равновесие на макроуровне. Совокупный спрос и совокупное предложение
- Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения
- 2. Модели макроравновесной динамики
- Задания Заполните таблицу
- Проблемные ситуации
- 1. Как поведет себя кривая ад:
- 2. Как поведет себя кривая as:
- 3. На графике изображена кривая совокупного спроса (ад):
- Верно / неверно
- Тема 4.3. Экономический рост и его типы
- 1. Экономический рост
- 2. Типы экономического роста
- Тема 4.4. Цикличность развития рыночной экономики
- 1. Макроэкономическая нестабильность. Экономический цикл и его фаза.
- 2. Длинные волны н.Д. Кондратьева.
- 1. Макроэкономическая нестабильность. Экономический цикл и его фаза
- 2. Длинные волны н.Д. Кондратьева
- Задания Проблемная ситуация
- Верно / неверно
- Экономический тренинг
- Раздел 5. Механизм макроэкономического регулирования
- Тема 5.1. Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне
- 1. Государственное регулирование экономики: основные цели, формы и методы.
- 2. Экономические функции государства.
- 3. Модели макроэкономического регулирования.
- 1. Государственное регулирование экономики: основные цели, формы и методы
- 2. Экономические функции государства
- 3. Модели макроэкономического регулирования
- Задания Проблемные ситуации
- Верно / неверно
- 1. Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве:
- Тема 5.2. Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики
- 1. Денежное обращение и его законы. Уравнение Фишера
- Кругооборот товаров и доходов в рыночной экономике
- 2. Денежная масса и основные денежные агрегаты
- 3. Денежный рынок: спрос и предложение денег. Банковский мультипликатор
- Структура финансового рынка
- Задания
- Экономическая задача
- Проблемные ситуации
- Дополнив таблицу, определите: м1, м2, м4
- Верно / неверно
- Тема 5.3. Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства
- 1. Кредитная система: сущность кредита, принципы, основные формы и функции
- 2. Банки и банковская система: сущность, виды и функции банков в условиях рыночной экономики
- 3. Финансы, их сущность и виды
- 4. Государственный бюджет, его доходы и расходы
- 5. Налоги: их сущность, виды, функции. Кривая Лаффера
- 6. Макроэкономическое регулирование экономики посредством фискальной политики государства
- Задания Экономическая задача
- Проблемные ситуации
- Верно / неверно
- Дополните мысль:
- Заполните структурно-логическую схему
- Тема 5.4. Инфляция и антиинфляционная политика
- 1. Инфляция, ее сущность, типы и виды
- Типы инфляции
- Основные виды инфляции
- 2. Измерение инфляции. Кривая Филлипса
- Кривая Филлипса
- 3. Антиинфляционная политика государства
- Задания Проблемная ситуация
- Заполните структурно-логическую схему
- Верно /неверно
- Тема 5.5. Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике
- 1. Основные направления социальной политики государства
- Социальная ситуация в Российской Федерации в начале ххі века
- Становление политики социального партнерства и механизмы ее развития в России
- Процесс установления нового социального контракта и «субсидиарного государства» в России
- Приоритетные пути решения социально-экономических проблем в современной России
- 2. Заработная плата, ее сущность, формы и системы. Номинальная и реальная заработная плата
- 3. Прибыль, ее сущность, виды и функции. Распределение и использование прибыли
- Распределение и использование прибыли
- 4. Ссудный процент как плата за капитал
- 5. Рента как вид дохода, несвязанного с предпринимательством, ее виды
- Задания Экономическая задача
- Проблемные ситуации
- Тема 5.6. Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы
- 1. Безработица, ее сущность и виды. Измерение безработицы. Закон а. Оукена.
- 2. Государственная политика занятости и регулирование безработицы.
- 1. Безработица, ее сущность и виды. Измерение безработицы. Закон а. Оукена
- Существуют следующие основные виды безработицы:
- 1. Структурная безработица
- 2. Фрикционная безработица
- 3. Естественная безработица
- 4. Циклическая безработица
- 5. Сезонная безработица
- 6. Частичная безработица
- 7. Застойная безработица
- 8. Зарегистрированная безработица
- 9. Безработица по обследованию
- 10. Скрытая безработица
- 2. Государственная политика занятости и регулирование безработицы
- Сферы деятельности Минтруда рф и их содержание
- Задания Экономическая задача
- Проблемные ситуации
- Экономический тренинг
- Тема 5.7. Основные направления экономической реформы в России
- 1. Ориентиры Российской экономики.
- 2. Сценарий модернизации Российской экономики.
- 1. Ориентиры Российской экономики
- 2. Сценарий модернизации Российской экономики
- Тема 5.8. Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую
- 1. Мировая экономика. Основные формы международных экономических отношений
- 2. Мировой рынок, его сущность
- 3. Международная торговля
- 4. Международная валютная система. Регулирование валютного курса
- 5. Россия и ее роль в систем международных экономических отношений
- Задания
- Проблемные ситуации
- Заполните структурно логическую схему
- Вопросы к экзамену по дисциплине
- Литература