logo search
ЛемещШП

Вопрос 1. Наука как сфера человеческой деятельности и типы цивилизационного развития. Становление первых научных программ. Наука как институт. Метанаука.

Наука – наблюдение, классификация, описание, экспериментальное исследование, теоретическое объяснение различных явлений; структурированное, обобщенное и систематизированное отражение объективных процессов;сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

этапы развития: пре-модерн (накопление информации); модерн (классический этап науки); пост-модерн.

Цивилизация — конкретный вид общества, которое имело свою самобытную историю. Философ и историк А.Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию. Цивилизации: традиционные и техногенные.

Традиционные: замедленные темпы соц. изменений. В них возникают инновации, но прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов, поколений. В культуре этих обществ приоритет отдается традициям и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций. Древняя Индия и Китай, Древний Египет. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие государства третьего мира сохраняют черты традиционного общества, хотя их столкновение с современной западной (техногенной) цивилизацией рано или поздно приводит к радикальным трансформациям традиционной культуры и образа жизни.

техногенная:(“западная цивилизация”) - экстенсивное развитие истории заменяется интенсивным; пространственное существование — временным. Возникает новая система ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, новое. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее.

Первые научные программы возникли в античном обществе:

Платон обосновал необходимость специальной идеальной конструкции называемой теорией, которая необходима в обществе для отражения объективной реальности. Платон первый в мире создал академию.

Аристотель как ученик Платона уже в науке обосновал и вычленил ряд её структурных элементов (объект, предмет науки, метод, методологию), обозначил элементы диалектики и формальной логики.

Первой научной программой - математическая программа, представленная Пифагором, развитая Платоном. В ее основе лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией - протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела.

Вторая научная программа – атомизм (Левкипп и Демокрит). Начала всего сущего - это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе. Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей.

Третья научная программа - программа Аристотеля. Она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности, но в ней отчетливо проявляются тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом. Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Заслуга Аристотеля - «Органон» - трактата по логике, поставивший науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата.

Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в 15 - начале 16 вв. В своей эволюции прошла 3 этапа: 1) борьба с ересями; 2) эмпирическое накопление и обобщение фактов эволюции природы и общества; 3) этап возрождения науки. Наука как институт обозначила: общий образ мирохозяйственного устройства; выделились основные категории, отражающие хозяйственную практику; явление науки стало обязательным для хозяйственной практики; выделились специально и профессионально обученные индивиды.

Само существование науки в качестве социального института говорило о том, что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического знания. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Институт экономической науки возник значительно позже, в начале 19 века, когда политическая экономия стала предполагаться лишь в университетах как дисциплина факультативная. Обязательной стала в конце 19 века, когда вышли «Принципы…» Маршалла.

Для науки в целом характерно использование классической механики, научной программы термодинамики и квантовой физики.

Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

Метанаука — универсальная наука; наука, претендующая на обоснование и изучение различных наук на основе особого, общего для них метаязыка. Это обобщение какой-либо научной отрасли (когда она, в свою очередь, становится объектом исследования), может захватывать и смежные науки, с целью выявления взаимосвязей в структуре знания и методологии в рамках этой отрасли. «Мета» - попытка понять, каким образом.