61 Неоэкономика, метарынки и не-рынки. Контуры новой теории
Сам термин «неоэкономика» («новая экономика»), как показывает анализ литературы, трактуется двояко. Во-первых, он употребляется как синоним постиндустриальной, постэкономической ступени развития, в которой органически переплетаются традиционный сектор экономики с новыми элементами, придавая всей системе принципиально иное качество. Во-вторых, в узком смысле слова – это характеристика тех новых изменений, которые возникают в современной экономике. Формирование новой экономики соответственно связано с прежде всего производство и использование робототехники, электроники, развитие средств и отношений телекоммуникаций, использование достижений тонкой химии и биотехнологии, космических технологий. Новая экономика, таким образом, обусловлена прежде всего новым технологическим прыжком пятого цикла.
Неоэкономика и онтологические изменения (вопрос 60)
Мета-рынок - всеобъемливающий процесс по быстрому и удобному приобретению товаров или услуг.
По мере того как сообщества растут, развиваются и становятся более эффективными, появляются новые модели. Компании электронного бизнеса начинают интегрироваться в более крупные образования – метарынки, предоставляющие собой интегрированные наборы необходимых для всех без исключения отраслей услуг (например, информационные технологии, поставки и т.д.) различным отраслевым сообществам (нефтяным, автомобильным, телекоммуникационным и др.). Иначе говоря, метарынок – это конгломерат вертикальных и горизонтальных сообществ, перевозочные услуги могут представляться на единой основе нескольким отраслям.
Мета-рынок позволяет ускорить все процессы, связанные с приобретением товара и его использованием. Для того чтобы купить, напримар, автомобиль, необходимо найти средства, сделать выбор и застраховать обновку. Примером служит сайт Edmunds.com — это онлайновый мета-рынок, где можно найти информацию обо всех автомобилях, выбрать лучшего дилера, торгующего заинтересовавшими вас автомобилями, получить кредит и купить страховку.
(Продажа товаров (инструментов, для проведения работ; строительных и отделочных материалов; оборудования и электротехнических приборов; крупной и мелкой бытовой техники и домашней электроники). Сервисное и гарантийное обслуживание проведенных работ и закупленных товаров.).
Сегодня появилось новое проблемное поле политической экономии на границе рынка и нерынка. Тут можно выделить две линии. Первая, то что есть процессы, отношения и блага, которые по природе своей не имеют рыночного характера, но в силу всеобщности денежной экономики, получают денежный эквивалент и предстают как результат овеществления. Т.е. нерыночное благо начинает функционировать как рыночный товар. Другая линия обратная. Многие рыночные продукты (товары) в силу социальных ограничений и других причин перестают быть товарами (В.Ленин) и выпадают из нормального рыночного функционирования. Например, общественные блага («опекаемые блага» А.Рубинштейн), для которых создается «квазирынок». Все это предмет политической экономии, но иной, нежели классической, которую лучше назвать постклассическая.
Контуры новой теории
Прежде всего теория новой экономки должна строиться на методологическом подходе, принимающем во внимание два принципиально иных по сравнению с предшествующим гносеологическим достижением компонента. Первый – признание в познавательном объекте активного сознательного начала, уже владеющего в какой-то степени информацией и располагающего комплексом психологических свойств, адекватных современному экономическому социуму, позволяющих последнему реагировать на изменяющуюся в том числе и конкурентную среду. Второй аспект теории относится к тому, что экономисты игнорировали до самого последнего времени, – это признание в людях свойств и целей, выходящих за узкие утилитарные пределы, которыми традиционно экономисты ограничивают свои аналитические конструкции, и включение активных рефлексивных моделей сначала в познавательную деятельность, а потом и в управленческие решения. Информационные технологии делают не только предметом труда, но и экономической науки сознание человека, проявляющееся в различных общественных формах.
Итак, информация из разряда косвенных признаков, принимаемых во внимание экономическими агентами, становится основным ресурсом, услугой и продуктом. Впервые проблема информации как всеобщего товара была затронута в статье А. Харта. Более тридцати лет тому назад он доказал, что невозможно преодолеть производственный цикл без притока новой информации. Впоследствии концепция стоимости информации получила развитие в статистических исследованиях, некоторых инженерных науках, в науке управления. Что касается экономической теории, то включение информации в область анализа дало основание Дж. Хиксу, П. Самуэльсону, Дж. Дебре и другим современным экономистам в последующем несколько иначе поссмотреть на теорию общего экономического равновесия. В этой теории единственным фактором, определяющим поведение индивидов является цена, которая выполняет главную информационную функцию. Кроме этого неоклассическая теория в своем анализе исходила из аксиомы равного и полного доступа к информации всех субъектов хозяйствования, что далеко от реальности.
Но как показывает более глубокий анализ, на принятие решения оказывает влияние и неценовые переменные или, иначе говоря, сигналы о множестве различных других обстоятельствах. Из этого вытекает, что представленная «традиционной» неоклассической теорией ситуация конкурентного равновесия есть также идеальный частный случай.
Информация – это не только экономическая категория, как утверждает К. Эрроу. Она своим содержанием выходит далеко за «экономическое поле».
Однако в современной экономике информация действительно приобрела устойчивый и экономический статус и, соответственно, характеристики. Прежде всего это товар, обладающий стоимостью и потребительной стоимостью. Специфичность как стоимости, так и потребительной стоимости информации придают в целом специфичность и всему товару, который имеет свойство неделимости и временного периода существования.
Информационный обмен не вписывается в закон стоимости, а также спроса и предложения, поскольку участники трансакций не отражают уровень эквивалентных отношений. К тому же механизм ценообразования на продукцию информационной деятельности влияет на покупателей и продавцов так, что равновесие между спросом и предложением приобретает несколько условный характер. Дело в том, что в оценке капитальных активов, которые играют первостепенное значение в формировании цен на продукцию, осуществляется переход к оценке нематериальных активов интеллектуальной собственности как в настоящем, так и в будущем. Информационный обмен всегда сопровождает ассиметричность операций и отношений. Во-первых, «заказчик» и произволитель информации закладывают далеко не одинаковые критерии в оценку производимого информационного продукта. Во-вторых, этот же заказчик, авансируя производство какого-то научно-информационного продукта, рискует и не получить ожидаемый продукт, контуры которого, кстати сказать, достаточно размыты как по потребительским качествам, так и по обоснованию необходимого объема финансирования. В-третьих, иформация обладает свойством целостности, когда ее необходимо полностью представить покупателю для оценки, чтобы можно было принять решение об оплате. Однако полученная информация уже может не оплачиваться по причине того, что она уже получена на этапе знакомства с нею. В-четвертых, продавец информации, получив деньги за информационную услугу, не лишается последней полностью как это бывает с материальным товаром.В-пятых, информационный продукт очень сложно оценить по потребительским качествам без квалифицированных экспертов, которых широко привлекают для этого, но которые также подвластны разного рода житейским влияниям.
Вышесказанное позволяет заключить и то, что информационный рынок имеет тенденцию к монополизации, а следовательно, к экономической и политической дискриминации.
- Вопрос 1. Наука как сфера человеческой деятельности и типы цивилизационного развития. Становление первых научных программ. Наука как институт. Метанаука.
- Вопрос 2. Понятие объекта и предмета, метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.
- Вопрос 3. Рациональность и уровни рациональности науки.
- Вопрос 4. Структура науки. Факты и теория. Функции научной теории. Структура современной науки.
- Вопрос 5. Общенаучные методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.
- 6. Структура и методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
- Вопрос 7. Структура и методы теоретического исследования: идеализация и формализация, гипотетико-дедуктивный метод, исторический и логический методы исследования.
- Вопрос 8. Проблема, идея, гипотеза, парадигма, концепция, теория как основные формы научного исследования. Закономерности, законы, модели.
- 9. Язык науки. Понятийно-категориальный аппарат. Герменевтика и идеография. От информации к знанию.
- 10. Наука экономика: начала и эволюция. Понятие и специфика объектаэкономического исследования (анализа). Картина мира как основа экономического(политико-социального) исследования.
- 11. Понятие объекта, предметной области, методологии, метод, аналитические инструменты и методики в разных научных школах.
- 1)Метод экономической двойственности
- 2) Метод единства логического и исторического
- 3)Метод абстрагирования и обобщения
- 14. Общенаучные методы в экономических исследованиях. Специальная методология исследования соц и тд
- 15. Экономическая идея и идеология в теории, практике. Метафора, ее роль и значение в исследовательском процессе хозяйственных систем.
- 16. Функции экономической науки (теории). Функции «создания тенденций» и институционализации теории.
- 17. Экономическое явление и экономический факт. Структура экономической науки (критерий процедуры, алгоритма). Роль эксперимента в теории экономики. Идеальныйэксперимент и его возможности.
- 18. Факты эмпирики (явления), идея (парадигма, аксиоматика), гипотеза, аксиоматические предпосылки, логика исследования, концепция, теория.
- 19. Язык экономической науки. Система понятий, категорий и законов.
- Вопрос 24. Теоретическое и эмпирическое экономическое знание. Теория экономики и ее главные атрибуты и свойства.
- Вопрос 26. Эмпирическое экономическое знание. Понятие «Экономический факт». Факты и здравый смысл. Абстракция и идеализация в экономической науке.
- Вопрос 29. Рациональность человеческого поведения. Уровни экономической рациональности, используемые в теоретическом анализе. Уровень рациональности современной экономической науки.
- 30. Классическая политэкономия: признаки классицизма. Объект классической политэкономии. Предмет и парадигмальное основание. Уровень рациональности классической политэкономии.
- 33. Общее и особенное в традициях классической политэкономии и политэкономии капитала (Маркса). Базовые категории и основные открытия
- 35. Сущность капитала в исследовании к. Маркса и его феноменологические, функциональные формы. Прибыль, процент, рента, заработная плата: сущность и формы проявления.
- 36. Политэкономия Маркса и ее место в системе знания осоциально-экономической системе. Пост- и неомарксизм. Немарксизм. Марксизм наивный, вульгарный, антимарксизм
- 40. Теория равновесия и рынок. Понятие рынка в трактовке Курно и Маршалла
- Вопрос 41: о распределении
- Вопрос 42: доходы в неоклассической интерпретации
- Вопрос 43: рынок труда и его базовые понятия
- Вопрос 45: Дж.М. Кейнс и его критика неоклассической теории.
- Вопрос46. Изменение объектной области в исследовании и предметно-методологические отличия.
- Вопрос 47: Сравнительный анализ подходов в неоклассической и кейнсианской теории.
- Вопрос 48: Нео- и посткейнсианство: проблемы и особенности исследовательской процедуры.
- 49. Причины возникновения теории институтов. Первые школы классического институционализма и некоторый итог их развития и влияния на экономическую мысль.
- 50. Рациональность, гносеологические принципы (подходы), уровни анализа, предметные рамки. (институционализм)
- 51. Парадигмальная структура теории институционализма. Разновидности течений ипричины дифференциации.
- 52. Институты и проблема познания мирохозяйственного устройства, коммуникативных отношений. Теория игр в исследовательском процессе институтов и институциональной динамики.
- 53. Значение институтов для теории экономики и решения современных прикладных задач.
- 54. Категории «развитие, изменение» и их отражение экономической наукой.
- 55. Смитовская концепция эволюционизма, марксистская теория развития.
- 56. А. Маршалл. Неоэкономика.
- 57. Трактовка эволюционизма «традиционным» институционализмом (Веблен)
- Вопрос 58. Теория развития Шумпетера и объяснение развития Хайеком.
- 60. «Новая экономика» и основные онтологические изменения, возникшие хозяйственные проблемы и проблемы экономического познания
- 61 Неоэкономика, метарынки и не-рынки. Контуры новой теории
- 62. Информация как средство коммуникации и экономический ресурс. От парадигмы конкурентного равновесия к информационной парадигме.
- 63. Асимметричность информации как источник разрушения представлений об эффективности рынков. Преодоление асимметричности информации.
- Вопрос 64. Применение новой парадигмы. Новая теория фирмы и основания современной макроэкономики
- Вопрос 65. Политическая экономия информации. Некоторые итоги и практические выводы.
- Вопрос 66. Компаративистика как вид научной деятельности.
- Вопрос 67 «Новая компаративистика» и изменение объектно-предметной области исследования.
- Вопрос 68 Научное сообщество и проблема признания (непризнания) альтернативных и иных экономических идей.
- Вопрос 69 Маргинальная экономика и маргинальная «теория». Условия и пути перехода, превращения маргинальной «теории» в академическую теорию.
- Вопрос 70 «Смешанная» и «переходная» экономика и возможности ее теоретического отражения «чистой наукой»