50. Рациональность, гносеологические принципы (подходы), уровни анализа, предметные рамки. (институционализм)
Рациональность. М. Вебер выделяет четыре типа рационального поведения: 1)аффективное поведение (эмоциональное состояние индивида, его чувства и ощущения, не позволяющими выделять цели и сред-ва их достижения). 2) традиционное– в основе лежат традиции, обычаи и привычки, которые цели и средства как бы задают извне. 3) ценностно-рациональное поведение, при котором цели формируются верой и самодовлеющими ценностями (идеологическими, религиозными, политическими и пр.). 4) целерациональное - вытекает из продуманных заранее целей и средств их достижения, данный тип поведения лежит в основе рыночного взаимодействия. Люди сами формулируют свои цели, выделяют средства для их достижения, полагая, что другие поступают также. Основным критерием здесь выступает интерес человека и его выгода. Можно разграничить «повседневную» (главная норма поведения индивидов) и «научную» рациональность. Повседневную рациональность раскрывают ее следующие элементы:1) сравнение ситуаций и попытка их типологизации; 2) определение предельных ошибок; 3) поиск средств для достижения целей; 4) анализ альтернативных планов; 5) определение условий, при которых каждая альтернатива будет реализована; 6) определение периода времени для принятия решений и достижения поставленных целей; 7) предсказание развития ситуаций; 8) формулировка и определение алгоритма принятия решений; 9) осознание необходимости и возможности свободного выбора; 10) «фильтрация» имеющейся информации и выбор с учетом накопленного опыта (профессионального и житейского).
Научное рационального поведения включает:1) обращение при выборе целей и средств кформальной логике; 2) соблюдение «чистоты» используемых наукой категорий и достижение герменевтической четкости;3) ясная и четкая формулировка принимаемых решений, исключающая двусмысленность их толкования; 4) соответствие определения научному знанию.
Г. Саймон сформулировал теорию неполной рациональности - в ее основе естественные когнитивные (познавательные)ограничения, которые в той или иной степени свойственны для любого индивида. Кроме этого, на поиск лучшего варианта решения влияют такие факторы как время, имеющее в распоряжении клиента для освоения проблемы, возможность нести материальные и финансовые издержки, наличие обученного персонала, возможность повышать свою квалификацию и пр.
Уровни анализа.
Макроуровень (уровни, формирующие институты, определяющие правила игры): законодательные и нормативные акты; контрактное право; режим прав собственности; система принуждения к исполнению контрактов; социокультурные нормы; институциональное доверие.
Микроуровень (институциональные структуры производства): параметры рыночных трансакций; альтернативные организационные структуры, обеспечивающие эффективный обмен; исследование рынков, интегрированных структур и гибридных соглашений; межличностное доверие.
Предметные рамки.
В основе термина «институционализм» лежит одно из толкований понятия «институт». Последнее рассматривается в качестве первичного элемента движущей силы общества в экономике и вне ее. К «институтам»- идеологии институционализма относят самые разнообразные категории и явления (например, государство, семья, предпринимательство, монополии, частная собственность, профсоюзы, религия, нравы и т.п.), предопределяющие обычаи, привычки, этику, правовые решения, общественную психологию и главное — эволюцию экономики. Согласно теории институционализма индивидуум, хозяйствующий субъект, делающий выбор, находятся не в вакууме, а в определенной социокультурной среде. Поэтому и институты не являются какими-то внешними, экзогенными факторами, а вполне реальными эндогенными параметрами, влияющими на многие решения и действия хозяйствующего агента. Таким образом, происходит закрепление экономических и правовых норм, которые изменяются в процессе реформ.
- Вопрос 1. Наука как сфера человеческой деятельности и типы цивилизационного развития. Становление первых научных программ. Наука как институт. Метанаука.
- Вопрос 2. Понятие объекта и предмета, метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.
- Вопрос 3. Рациональность и уровни рациональности науки.
- Вопрос 4. Структура науки. Факты и теория. Функции научной теории. Структура современной науки.
- Вопрос 5. Общенаучные методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.
- 6. Структура и методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
- Вопрос 7. Структура и методы теоретического исследования: идеализация и формализация, гипотетико-дедуктивный метод, исторический и логический методы исследования.
- Вопрос 8. Проблема, идея, гипотеза, парадигма, концепция, теория как основные формы научного исследования. Закономерности, законы, модели.
- 9. Язык науки. Понятийно-категориальный аппарат. Герменевтика и идеография. От информации к знанию.
- 10. Наука экономика: начала и эволюция. Понятие и специфика объектаэкономического исследования (анализа). Картина мира как основа экономического(политико-социального) исследования.
- 11. Понятие объекта, предметной области, методологии, метод, аналитические инструменты и методики в разных научных школах.
- 1)Метод экономической двойственности
- 2) Метод единства логического и исторического
- 3)Метод абстрагирования и обобщения
- 14. Общенаучные методы в экономических исследованиях. Специальная методология исследования соц и тд
- 15. Экономическая идея и идеология в теории, практике. Метафора, ее роль и значение в исследовательском процессе хозяйственных систем.
- 16. Функции экономической науки (теории). Функции «создания тенденций» и институционализации теории.
- 17. Экономическое явление и экономический факт. Структура экономической науки (критерий процедуры, алгоритма). Роль эксперимента в теории экономики. Идеальныйэксперимент и его возможности.
- 18. Факты эмпирики (явления), идея (парадигма, аксиоматика), гипотеза, аксиоматические предпосылки, логика исследования, концепция, теория.
- 19. Язык экономической науки. Система понятий, категорий и законов.
- Вопрос 24. Теоретическое и эмпирическое экономическое знание. Теория экономики и ее главные атрибуты и свойства.
- Вопрос 26. Эмпирическое экономическое знание. Понятие «Экономический факт». Факты и здравый смысл. Абстракция и идеализация в экономической науке.
- Вопрос 29. Рациональность человеческого поведения. Уровни экономической рациональности, используемые в теоретическом анализе. Уровень рациональности современной экономической науки.
- 30. Классическая политэкономия: признаки классицизма. Объект классической политэкономии. Предмет и парадигмальное основание. Уровень рациональности классической политэкономии.
- 33. Общее и особенное в традициях классической политэкономии и политэкономии капитала (Маркса). Базовые категории и основные открытия
- 35. Сущность капитала в исследовании к. Маркса и его феноменологические, функциональные формы. Прибыль, процент, рента, заработная плата: сущность и формы проявления.
- 36. Политэкономия Маркса и ее место в системе знания осоциально-экономической системе. Пост- и неомарксизм. Немарксизм. Марксизм наивный, вульгарный, антимарксизм
- 40. Теория равновесия и рынок. Понятие рынка в трактовке Курно и Маршалла
- Вопрос 41: о распределении
- Вопрос 42: доходы в неоклассической интерпретации
- Вопрос 43: рынок труда и его базовые понятия
- Вопрос 45: Дж.М. Кейнс и его критика неоклассической теории.
- Вопрос46. Изменение объектной области в исследовании и предметно-методологические отличия.
- Вопрос 47: Сравнительный анализ подходов в неоклассической и кейнсианской теории.
- Вопрос 48: Нео- и посткейнсианство: проблемы и особенности исследовательской процедуры.
- 49. Причины возникновения теории институтов. Первые школы классического институционализма и некоторый итог их развития и влияния на экономическую мысль.
- 50. Рациональность, гносеологические принципы (подходы), уровни анализа, предметные рамки. (институционализм)
- 51. Парадигмальная структура теории институционализма. Разновидности течений ипричины дифференциации.
- 52. Институты и проблема познания мирохозяйственного устройства, коммуникативных отношений. Теория игр в исследовательском процессе институтов и институциональной динамики.
- 53. Значение институтов для теории экономики и решения современных прикладных задач.
- 54. Категории «развитие, изменение» и их отражение экономической наукой.
- 55. Смитовская концепция эволюционизма, марксистская теория развития.
- 56. А. Маршалл. Неоэкономика.
- 57. Трактовка эволюционизма «традиционным» институционализмом (Веблен)
- Вопрос 58. Теория развития Шумпетера и объяснение развития Хайеком.
- 60. «Новая экономика» и основные онтологические изменения, возникшие хозяйственные проблемы и проблемы экономического познания
- 61 Неоэкономика, метарынки и не-рынки. Контуры новой теории
- 62. Информация как средство коммуникации и экономический ресурс. От парадигмы конкурентного равновесия к информационной парадигме.
- 63. Асимметричность информации как источник разрушения представлений об эффективности рынков. Преодоление асимметричности информации.
- Вопрос 64. Применение новой парадигмы. Новая теория фирмы и основания современной макроэкономики
- Вопрос 65. Политическая экономия информации. Некоторые итоги и практические выводы.
- Вопрос 66. Компаративистика как вид научной деятельности.
- Вопрос 67 «Новая компаративистика» и изменение объектно-предметной области исследования.
- Вопрос 68 Научное сообщество и проблема признания (непризнания) альтернативных и иных экономических идей.
- Вопрос 69 Маргинальная экономика и маргинальная «теория». Условия и пути перехода, превращения маргинальной «теории» в академическую теорию.
- Вопрос 70 «Смешанная» и «переходная» экономика и возможности ее теоретического отражения «чистой наукой»