logo
ЛемещШП

Вопрос 58. Теория развития Шумпетера и объяснение развития Хайеком.

"Теория экономического развития" Шумпетера вышла в свет в 1911г. Шумпетер ввел в экономическую науку разграничение между экономическим ростом и экономическим развитием. "Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у Вас при этом не получится". Экономический рост — это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем. Экономическое развитие — это прежде всего появление чего-то нового, неизвестного ранее (например, железных дорог), или, иначе говоря, инновация.

Эта концепция включает пять случаев: (1) Создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара. (2) Создание нового метода производства, еще не испытанного в данной отрасли промышленности, который совершенно не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара. (3) Открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране еще не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее. (4) Открытие нового источника факторов производства, опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново. (5) Создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции.

В обществе, переживающем экономический рост, товары и деньги движутся навстречу друг другу по давно установившимся путям. Шумпетер называл такое движение циркулярным потоком экономической жизни. Экономическое развитие нарушает ход циркулярного потока, вызывает к жизни новые отрасли промышленности и прекращает существование устаревших. Например, изобретение автомобиля привело не только к созданию автомобильной промышленности, но и очень значительным изменениям в производстве стали, резины и стекла. В то же время автомобиль "похоронил" конные заводы и шорные фабрики — разведение лошадей и изготовление упряжи для них из промышленности превратилось в полукустарное ремесло.

Однако экономическое развитие не может происходить непрерывно просто потому, что новые идеи появляются не каждый день. Инновация, а с ней и экономическое развитие, носитпрерывистый характер. Именно прерывистым характером инновации Шумпетер объяснял экономический цикл. Людей, которые задумывают и осуществляют инновации, Шумпетер называл предпринимателями. Принимая инновативные решения, предприниматели создают новые, ранее неизвестные комбинации факторов производства. Именно поэтому Шумпетер полагал, что предпринимательство (или предпринимательская способность) есть четвертый фактор производства, неизвестный классикам.

Близкими к представлениям Й. Шумпетера являются взгляды другого видного представителя новоавстрийской школы – Ф.фон Хайека, рассматривающего предпринимательство как поиск и исследование новых экономических возможностей, причем потенциальным предпринимателем выступает любой индивид, деятельность которого носит поисковый характер.Вслед за Й. Шумпетером представители новоавстрийской школы не связывают предпринимательскую деятельность с определенной формой собственности, отрицая причинную связь между ними, в отличие от последователей теории К. Маркса. Новоавстрийская экономическая школа в лице Л. Мизеса и Ф.фон Хаека расширила понимание предпринимательских функций в рыночном процессе, связав их не с конкретным субъектом определенной социальной группы, а со всей деятельностью экономических субъектов, реализуемой ими всеми.Предпринимательство, по мнению представителей новоавстрийской школы, представляет собой созидательную деятельность по реализации новых возможностей удовлетворения потенциала платежеспособного спроса в условиях неравновесного состояния экономической системы.Отличием исследований ученых этой школы от марксизма явилось то, что они рассматривали предпринимательство не как социально-экономический и политический (что невозможно при признании принадлежности предпринимательской функции любому члену общества), а как функционально-экономический и социально-культурный феномен, обращая внимание на организационно-творческую сторону предпринимательской деятельности.

Хайек показывает, что эволюционное развитие государства на основе укрепления прав частной собственности и, в связи с этим, прав граждан дает наилучшие экономические и социальные результаты. "Пожалуй, еще ни одна развитая цивилизация не добивалась успехов без правительства, видящего главную свою цель в попечении о частной собственности, тогда как "сильное правительство" вновь и вновь тормозило рост и процветание того, чему так помогали эти попечения".