63. Асимметричность информации как источник разрушения представлений об эффективности рынков. Преодоление асимметричности информации.
Началом изучения информационной экономики считается осознание того факта, что информация имеет свою экономическую ценность, так как владение достоверной информацией позволят индивидам сделать тот выбор, принять то решение, которое принесет им более высокую прибыль или ожидаемую полезность, чем в ситуации владения недостоверной информацией или ее отсутствия. Одна из важных черт информации – асимметрия. Информационная асимметрия означает, что индивиды владеют различной информацией: некоторые экономические агенты знают более достоверную информацию, имея преимущество перед другими при принятии важных решений.
Обеспечение информацией весьма затруднительно. По большей части, главная сложность заключается именно в том, чтобы раздобыть достоверную информацию. Однако известно, что получение любой информации приводит неизбежно к затратам. Поэтому важно не только определить необходимую информацию, но и соизмерить, стоят ли данные затраты желаемой информации.
Еще одна существенная проблема – информации свойственно быстро изменяться, особенно в современном мире. Поэтому сложность составляет также и своевременно ее отслеживать, так как устаревшая информация приводит к тем же последствиям, что и недостоверная.
Неполнота информации – одна из непосредственных причин рыночной неопределенности. Заключается она в том, что субъектам в экономике приходится принимать решения, где трудно предугадать изменения, а результат не всегда можно определить. И так, как асимметричность информации присутствует всегда, то и рыночная неопределенность тоже будет иметь место.
Существует два типа асимметрии информации: скрытые характеристики (одна из сторон сделки имеет более полную, надежную информацию, чем другая) и скрытые действия (тот, у кого более верная информация, может совершать действия, которые будут незаметны для менее информированного участника сделки).
Следует также учесть следующие моменты:
Во-первых, скрытые характеристики – это качества и полезность самого объекта сделки. Качество одних объектов можно выявить до их потребления, других в процессе потребления, однако есть такие объекты, качество которых может быть не выявлено ни до потребления, ни в процессе, ни после потребления (как, например, лекарства). Именно две последние черты объектов сами по себе уже создают асимметричность информации, если, конечно, таковые черты у объекта имеются. Такая же ситуация возможна при заключении сделки, когда намерения одной стороны сделки неизвестны другой, то есть, они являются скрытыми характеристиками.
Во-вторых, наличие этих самых скрытых характеристик и, следовательно, асимметричной информации «подталкивает» продавца к продажам менее качественной продукции по более высокой цене, чем если бы информация была совершенной. Ведь если такие скрытые характеристики некоторых товаров так сложно обнаружить на вид и даже после их потребления, то такое поведение вполне рационально и выгодно для продавца.
Стиглиц дает следующие рекомендации по преодолению проблемы асимметрии информации:
Тот факт, что в процессе исправления провалов рынка и перераспределения доходов возникают проблемы нарушения несправедливости и неэффективности при размещении средств, не означает необходимость ликвидации государственных программ. Он означает лишь наличие дополнительных издержек программы, которые должны учитываться при принятии решений. Средством, способствующим снижению вероятности отрицательных явлений, связанных с функцией перераспределения, служит открытость.
В частном секторе законодательством закреплены определенные требования к предоставлению информации. Информация является общественным благом, и правительство несет ответственность за предоставление информации и снижение издержек информационного обеспечения для тех, кто желает ее получить.
- Вопрос 1. Наука как сфера человеческой деятельности и типы цивилизационного развития. Становление первых научных программ. Наука как институт. Метанаука.
- Вопрос 2. Понятие объекта и предмета, метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.
- Вопрос 3. Рациональность и уровни рациональности науки.
- Вопрос 4. Структура науки. Факты и теория. Функции научной теории. Структура современной науки.
- Вопрос 5. Общенаучные методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.
- 6. Структура и методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
- Вопрос 7. Структура и методы теоретического исследования: идеализация и формализация, гипотетико-дедуктивный метод, исторический и логический методы исследования.
- Вопрос 8. Проблема, идея, гипотеза, парадигма, концепция, теория как основные формы научного исследования. Закономерности, законы, модели.
- 9. Язык науки. Понятийно-категориальный аппарат. Герменевтика и идеография. От информации к знанию.
- 10. Наука экономика: начала и эволюция. Понятие и специфика объектаэкономического исследования (анализа). Картина мира как основа экономического(политико-социального) исследования.
- 11. Понятие объекта, предметной области, методологии, метод, аналитические инструменты и методики в разных научных школах.
- 1)Метод экономической двойственности
- 2) Метод единства логического и исторического
- 3)Метод абстрагирования и обобщения
- 14. Общенаучные методы в экономических исследованиях. Специальная методология исследования соц и тд
- 15. Экономическая идея и идеология в теории, практике. Метафора, ее роль и значение в исследовательском процессе хозяйственных систем.
- 16. Функции экономической науки (теории). Функции «создания тенденций» и институционализации теории.
- 17. Экономическое явление и экономический факт. Структура экономической науки (критерий процедуры, алгоритма). Роль эксперимента в теории экономики. Идеальныйэксперимент и его возможности.
- 18. Факты эмпирики (явления), идея (парадигма, аксиоматика), гипотеза, аксиоматические предпосылки, логика исследования, концепция, теория.
- 19. Язык экономической науки. Система понятий, категорий и законов.
- Вопрос 24. Теоретическое и эмпирическое экономическое знание. Теория экономики и ее главные атрибуты и свойства.
- Вопрос 26. Эмпирическое экономическое знание. Понятие «Экономический факт». Факты и здравый смысл. Абстракция и идеализация в экономической науке.
- Вопрос 29. Рациональность человеческого поведения. Уровни экономической рациональности, используемые в теоретическом анализе. Уровень рациональности современной экономической науки.
- 30. Классическая политэкономия: признаки классицизма. Объект классической политэкономии. Предмет и парадигмальное основание. Уровень рациональности классической политэкономии.
- 33. Общее и особенное в традициях классической политэкономии и политэкономии капитала (Маркса). Базовые категории и основные открытия
- 35. Сущность капитала в исследовании к. Маркса и его феноменологические, функциональные формы. Прибыль, процент, рента, заработная плата: сущность и формы проявления.
- 36. Политэкономия Маркса и ее место в системе знания осоциально-экономической системе. Пост- и неомарксизм. Немарксизм. Марксизм наивный, вульгарный, антимарксизм
- 40. Теория равновесия и рынок. Понятие рынка в трактовке Курно и Маршалла
- Вопрос 41: о распределении
- Вопрос 42: доходы в неоклассической интерпретации
- Вопрос 43: рынок труда и его базовые понятия
- Вопрос 45: Дж.М. Кейнс и его критика неоклассической теории.
- Вопрос46. Изменение объектной области в исследовании и предметно-методологические отличия.
- Вопрос 47: Сравнительный анализ подходов в неоклассической и кейнсианской теории.
- Вопрос 48: Нео- и посткейнсианство: проблемы и особенности исследовательской процедуры.
- 49. Причины возникновения теории институтов. Первые школы классического институционализма и некоторый итог их развития и влияния на экономическую мысль.
- 50. Рациональность, гносеологические принципы (подходы), уровни анализа, предметные рамки. (институционализм)
- 51. Парадигмальная структура теории институционализма. Разновидности течений ипричины дифференциации.
- 52. Институты и проблема познания мирохозяйственного устройства, коммуникативных отношений. Теория игр в исследовательском процессе институтов и институциональной динамики.
- 53. Значение институтов для теории экономики и решения современных прикладных задач.
- 54. Категории «развитие, изменение» и их отражение экономической наукой.
- 55. Смитовская концепция эволюционизма, марксистская теория развития.
- 56. А. Маршалл. Неоэкономика.
- 57. Трактовка эволюционизма «традиционным» институционализмом (Веблен)
- Вопрос 58. Теория развития Шумпетера и объяснение развития Хайеком.
- 60. «Новая экономика» и основные онтологические изменения, возникшие хозяйственные проблемы и проблемы экономического познания
- 61 Неоэкономика, метарынки и не-рынки. Контуры новой теории
- 62. Информация как средство коммуникации и экономический ресурс. От парадигмы конкурентного равновесия к информационной парадигме.
- 63. Асимметричность информации как источник разрушения представлений об эффективности рынков. Преодоление асимметричности информации.
- Вопрос 64. Применение новой парадигмы. Новая теория фирмы и основания современной макроэкономики
- Вопрос 65. Политическая экономия информации. Некоторые итоги и практические выводы.
- Вопрос 66. Компаративистика как вид научной деятельности.
- Вопрос 67 «Новая компаративистика» и изменение объектно-предметной области исследования.
- Вопрос 68 Научное сообщество и проблема признания (непризнания) альтернативных и иных экономических идей.
- Вопрос 69 Маргинальная экономика и маргинальная «теория». Условия и пути перехода, превращения маргинальной «теории» в академическую теорию.
- Вопрос 70 «Смешанная» и «переходная» экономика и возможности ее теоретического отражения «чистой наукой»