logo
ЛемещШП

63. Асимметричность информации как источник разрушения представлений об эффективности рынков. Преодоление асимметричности информации.

Началом изучения информационной экономики считается осознание того факта, что информация имеет свою экономическую ценность, так как владение достоверной информацией позволят индивидам сделать тот выбор, принять то решение, которое принесет им более высокую прибыль или ожидаемую полезность, чем в ситуации владения недостоверной информацией или ее отсутствия. Одна из важных черт информации – асимметрия. Информационная асимметрия означает, что индивиды владеют различной информацией: некоторые экономические агенты знают более достоверную информацию, имея преимущество перед другими при принятии важных решений.

Обеспечение информацией весьма затруднительно. По большей части, главная сложность заключается именно в том, чтобы раздобыть достоверную информацию. Однако известно, что получение любой информации приводит неизбежно к затратам. Поэтому важно не только определить необходимую информацию, но и соизмерить, стоят ли данные затраты желаемой информации.

Еще одна существенная проблема – информации свойственно быстро изменяться, особенно в современном мире. Поэтому сложность составляет также и своевременно ее отслеживать, так как устаревшая информация приводит к тем же последствиям, что и недостоверная.

Неполнота информации – одна из непосредственных причин рыночной неопределенности. Заключается она в том, что субъектам в экономике приходится принимать решения, где трудно предугадать изменения, а результат не всегда можно определить. И так, как асимметричность информации присутствует всегда, то и рыночная неопределенность тоже будет иметь место.

Существует два типа асимметрии информации: скрытые характеристики (одна из сторон сделки имеет более полную, надежную информацию, чем другая) и скрытые действия (тот, у кого более верная информация, может совершать действия, которые будут незаметны для менее информированного участника сделки).

Следует также учесть следующие моменты:

Во-первых, скрытые характеристики – это качества и полезность самого объекта сделки. Качество одних объектов можно выявить до их потребления, других в процессе потребления, однако есть такие объекты, качество которых может быть не выявлено ни до потребления, ни в процессе, ни после потребления (как, например, лекарства). Именно две последние черты объектов сами по себе уже создают асимметричность информации, если, конечно, таковые черты у объекта имеются. Такая же ситуация возможна при заключении сделки, когда намерения одной стороны сделки неизвестны другой, то есть, они являются скрытыми характеристиками.

Во-вторых, наличие этих самых скрытых характеристик и, следовательно, асимметричной информации «подталкивает» продавца к продажам менее качественной продукции по более высокой цене, чем если бы информация была совершенной. Ведь если такие скрытые характеристики некоторых товаров так сложно обнаружить на вид и даже после их потребления, то такое поведение вполне рационально и выгодно для продавца.

Стиглиц дает следующие рекомендации по преодолению проблемы асимметрии информации:

Тот факт, что в процессе исправления провалов рынка и перераспределения доходов возникают проблемы нарушения несправедливости и неэффективности при размещении средств, не означает необходимость ликвидации государственных программ. Он означает лишь наличие дополнительных издержек программы, которые должны учитываться при принятии решений. Средством, способствующим снижению вероятности отрицательных явлений, связанных с функцией перераспределения, служит открытость.

В частном секторе законодательством закреплены определенные требования к предоставлению информации. Информация является общественным благом, и правительство несет ответственность за предоставление информации и снижение издержек информационного обеспечения для тех, кто желает ее получить.