9. Язык науки. Понятийно-категориальный аппарат. Герменевтика и идеография. От информации к знанию.
"Язык" любой науки — это ее понятийно-категориальный аппарат. Язык экономической науки – это экономические категории, которые наиболее адекватно отражают сущность и содержание экономического феномена.
Современное состояние политической экономии позволяет выделить следующие группы категорий: 1) общие и специфические; 2) первичные и вторичные, производные вообще; 3) классические и переходные; 4) фундаментальные и перенесенные; 5) превращенные и иррациональные.
Общие категории выражают, фиксируют явления экономической жизни, имеющие место во всех обществах. Они так или иначе связаны с производительными силами или являются их элементами. (производство, труд, средства производства , предметы потребления, продукт, собственность). Общие категории политической экономии выступают своеобразным интегрирующим итогом развития специфических форм, через специфические формы. Смысл и назначение общих экономических категорий ─ в глубоком понимании и выяснении сущностных свойств специфических, видовых социально -экономических форм.
Первичные и вторичные, производные вообще Это такие экономические формы, которые как бы изначально связываю т агентов производс тва : рабочих и капита листов, помещиков и крепостны х крестьян. Барщина при феодализме и прибавочная стоимость при капитализме ─ категории, характеризующие эти отношения.
Классические и переходные экономические формы характеризуют зрелое состояние общества, когда оно в своем развитии сформировалось, проявило свои сущностные черты, выявило свои потенциальные возможности.
Каждый социально-экономический организм проходит в своем развитии, как правило, три ступени (стадии):
1. Возникновение и становление, формирование свойственных ему экономических отношений, которые объединяют людей в общество.
2. Зрелое, развитое состояние, когда оно и в жизни и социально -экономических взглядах признано своими успехами во всех областях, а в глубинах его начинают зарождаться экономические формы нового строя как предпосылки последнего, когда в противовес господствующему классу зарождаются, начинают развиваться
различные формы борьбы.
3. Разложение и гибель, переход к новой системе производственных отношений на основе развивающихся переходных экономических форм.
Фундаментальные и перенесенные экономические категории. К фундаментальным категориям политэкономии относятся такие, которые выражают отношения, обслуживающие не только процессы производства, но и обмена, распределения и потребления. Они характеризуют общественное производство на всех ступенях возобновления.
Фундаментальные категории дают ориентир для отграничения экономических
отношений, не охватывающих своим движением четыре фазы общественного производства . Это перенесенные, как бы «пересаженные» с фундаментальных на другие отношения, которые внешне не отличаются от фундаментальных.
Сопоставим зарплату рабочего и шофера, или другого слуги капиталиста. Зарплата наемного рабочего представляет собой цену его рабочей силы ─ единственного принадлежащего ему товара. Товар этот воспроизводится вновь и вновь путем потребления необходимых благ, купленных за полученную цену рабочей силы.
Превращенные и иррациональные формы экономических отношений. В процессе развития системы производственных отношений происходит совершенствование их форм, используемых в общественном производстве, возникновение одних форм из других или превращение одних в другие. Так, из эквивалентной формы стоимости товара возникают деньги как всеобщий эквивалент. Деньги являются превращенной формой товара, сохраняют в себе товарную основу, но приобрели свою специфическую особенность ─ стали выполнять роль эквивалента стоимости товаров, служить мерой стоимости и средством обращения всех товаров. В процессе развития товарного производства и денежного обращения деньги превратились в капитал.
Герменевтика и идеография
Выделив науку, как отдельный центральный компонент человеческой деятельности, представляется целесообразным разделить ее на две группы:
- естественные науки — науки, в которых человек изучают природу;
- гуманитарные науки — науки, изучающие человека, сообщества людей, их деятельность и качества.
Гуманитарные науки наиболее сложны с точки зрения методологии (многие принципиальные вещи не могут быть проверены на практике и, кроме того, не поддаются проверке вообще, являясь предметом, как околонаучных, так и политических спекуляций; многие вещи «существуют» только в воображении представителей этих наук; то есть гуманитарные науки исследуют не только феноменальные, но и ноуменальные вещи).
а) Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) , существовавшая в первой половине XX в. Специфическим только для гуманитарных наук признан идеографический метод. Само понятие было введено в язык представителями баденской школы неокантианства, конкретно – В.Виндельбандом.
б) Герменевтическая теория наук о духе (Ф. Шлейермахер, Э.Бетти, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер) была предложена её основателями как специфический метод гуманитарных наук. Герменевтика - (от греч. hermeneuo - разъясняю) - 1) искусство понимания как постижения смыслов и значения знаков; 2) теория и общие правила интерпретации текстов; 3) филос. учение о понимания и интерпретации. Герменевтика мыслится прежде всего как искусство понимания чужой индивидуальности, «другого», предметом герменевтики выступает прежде всего аспект выражения, а не содержания, ибо именно выражение есть воплощение индивидуальности.
От информации к знанию - Уровни научного знания и их соотношение
Научное знание включает в себя два основных взаимосвязанных, но качественно различных уровня - эмпирический и теоретический. Каждый из них выполняет определенные функции и располагает специфическими методами исследования .
Фундаментом науки являются твердо установленные факты, полученные эмпирическим, т.е. опытным путем. Эмпирические знания являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. На эмпирическом уровне происходит не только накопление фактов, но и их первичная систематизация и классификация, что позволяет выявлять эмпирические законы и правила, которым подчиняются наблюдаемые явления. На этом уровне исследуемый объект отражается преимущественно в своих внешних связях и проявлениях, в которых выражаются внутренние отношения. Среди эмпирических методов выделяют несколько основных:наблюдение, эксперимент, измерение, описание, сравнение. Информация, полученная в результате применения такого рода процедур, подвергается статистической обработке. При этом источники научной информации и способы ее анализа и обобщения детально описываются, что позволит впоследствии проверить эти результаты.Закономерности, полученные на эмпирическом уровне, обычно мало что объясняют. Поэтому над эмпирическим уровнем науки надстраивается теоретический уровень.
Теоретический уровень обеспечивает целостное восприятие действительности, в рамках которого многообразные факты укладываются в некоторую единую систему. Теоретический уровень подразумевает использование таких методов познания, как формализация, когда происходит построение абстрактных моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности; аксиоматизация, с помощью которой строят теории на основе аксиом - утверждений, доказательства истинности которых не требуется; гипотетико-дедуктивный метод, в рамках которого создаются системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.К числу основных компонентов теоретического уровня знания относятся проблема, гипотеза и теория. Проблема - форма знания, содержанием которого является то, что еще не познано, но что нужно познать, т.е. это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа; проблема включает два основных этапа движения познания - постановку и решение. Гипотеза - это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда фактов. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В результате доказательства одни из выдвинутых гипотез становятся теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются как заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Наиболее развитой формой научного знания является теория- знание, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня.
- Вопрос 1. Наука как сфера человеческой деятельности и типы цивилизационного развития. Становление первых научных программ. Наука как институт. Метанаука.
- Вопрос 2. Понятие объекта и предмета, метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.
- Вопрос 3. Рациональность и уровни рациональности науки.
- Вопрос 4. Структура науки. Факты и теория. Функции научной теории. Структура современной науки.
- Вопрос 5. Общенаучные методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.
- 6. Структура и методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
- Вопрос 7. Структура и методы теоретического исследования: идеализация и формализация, гипотетико-дедуктивный метод, исторический и логический методы исследования.
- Вопрос 8. Проблема, идея, гипотеза, парадигма, концепция, теория как основные формы научного исследования. Закономерности, законы, модели.
- 9. Язык науки. Понятийно-категориальный аппарат. Герменевтика и идеография. От информации к знанию.
- 10. Наука экономика: начала и эволюция. Понятие и специфика объектаэкономического исследования (анализа). Картина мира как основа экономического(политико-социального) исследования.
- 11. Понятие объекта, предметной области, методологии, метод, аналитические инструменты и методики в разных научных школах.
- 1)Метод экономической двойственности
- 2) Метод единства логического и исторического
- 3)Метод абстрагирования и обобщения
- 14. Общенаучные методы в экономических исследованиях. Специальная методология исследования соц и тд
- 15. Экономическая идея и идеология в теории, практике. Метафора, ее роль и значение в исследовательском процессе хозяйственных систем.
- 16. Функции экономической науки (теории). Функции «создания тенденций» и институционализации теории.
- 17. Экономическое явление и экономический факт. Структура экономической науки (критерий процедуры, алгоритма). Роль эксперимента в теории экономики. Идеальныйэксперимент и его возможности.
- 18. Факты эмпирики (явления), идея (парадигма, аксиоматика), гипотеза, аксиоматические предпосылки, логика исследования, концепция, теория.
- 19. Язык экономической науки. Система понятий, категорий и законов.
- Вопрос 24. Теоретическое и эмпирическое экономическое знание. Теория экономики и ее главные атрибуты и свойства.
- Вопрос 26. Эмпирическое экономическое знание. Понятие «Экономический факт». Факты и здравый смысл. Абстракция и идеализация в экономической науке.
- Вопрос 29. Рациональность человеческого поведения. Уровни экономической рациональности, используемые в теоретическом анализе. Уровень рациональности современной экономической науки.
- 30. Классическая политэкономия: признаки классицизма. Объект классической политэкономии. Предмет и парадигмальное основание. Уровень рациональности классической политэкономии.
- 33. Общее и особенное в традициях классической политэкономии и политэкономии капитала (Маркса). Базовые категории и основные открытия
- 35. Сущность капитала в исследовании к. Маркса и его феноменологические, функциональные формы. Прибыль, процент, рента, заработная плата: сущность и формы проявления.
- 36. Политэкономия Маркса и ее место в системе знания осоциально-экономической системе. Пост- и неомарксизм. Немарксизм. Марксизм наивный, вульгарный, антимарксизм
- 40. Теория равновесия и рынок. Понятие рынка в трактовке Курно и Маршалла
- Вопрос 41: о распределении
- Вопрос 42: доходы в неоклассической интерпретации
- Вопрос 43: рынок труда и его базовые понятия
- Вопрос 45: Дж.М. Кейнс и его критика неоклассической теории.
- Вопрос46. Изменение объектной области в исследовании и предметно-методологические отличия.
- Вопрос 47: Сравнительный анализ подходов в неоклассической и кейнсианской теории.
- Вопрос 48: Нео- и посткейнсианство: проблемы и особенности исследовательской процедуры.
- 49. Причины возникновения теории институтов. Первые школы классического институционализма и некоторый итог их развития и влияния на экономическую мысль.
- 50. Рациональность, гносеологические принципы (подходы), уровни анализа, предметные рамки. (институционализм)
- 51. Парадигмальная структура теории институционализма. Разновидности течений ипричины дифференциации.
- 52. Институты и проблема познания мирохозяйственного устройства, коммуникативных отношений. Теория игр в исследовательском процессе институтов и институциональной динамики.
- 53. Значение институтов для теории экономики и решения современных прикладных задач.
- 54. Категории «развитие, изменение» и их отражение экономической наукой.
- 55. Смитовская концепция эволюционизма, марксистская теория развития.
- 56. А. Маршалл. Неоэкономика.
- 57. Трактовка эволюционизма «традиционным» институционализмом (Веблен)
- Вопрос 58. Теория развития Шумпетера и объяснение развития Хайеком.
- 60. «Новая экономика» и основные онтологические изменения, возникшие хозяйственные проблемы и проблемы экономического познания
- 61 Неоэкономика, метарынки и не-рынки. Контуры новой теории
- 62. Информация как средство коммуникации и экономический ресурс. От парадигмы конкурентного равновесия к информационной парадигме.
- 63. Асимметричность информации как источник разрушения представлений об эффективности рынков. Преодоление асимметричности информации.
- Вопрос 64. Применение новой парадигмы. Новая теория фирмы и основания современной макроэкономики
- Вопрос 65. Политическая экономия информации. Некоторые итоги и практические выводы.
- Вопрос 66. Компаративистика как вид научной деятельности.
- Вопрос 67 «Новая компаративистика» и изменение объектно-предметной области исследования.
- Вопрос 68 Научное сообщество и проблема признания (непризнания) альтернативных и иных экономических идей.
- Вопрос 69 Маргинальная экономика и маргинальная «теория». Условия и пути перехода, превращения маргинальной «теории» в академическую теорию.
- Вопрос 70 «Смешанная» и «переходная» экономика и возможности ее теоретического отражения «чистой наукой»