62. Информация как средство коммуникации и экономический ресурс. От парадигмы конкурентного равновесия к информационной парадигме.
Информация стала самостоятельным ресурсом, имеющим специфическую ценность и весьма отличительный от традиционных отраслей производственный процесс, форму его организации и управления. Доля информационного сектора за последние 15 лет кратно выросла и составляет в развитых странах 45-65%.
Информация и весь информационный сектор является самым мощным источником, генерирующим современное социально-экономическое развитие, динамику и рост. По сути, это дополняет современную теорию эндогенного экономического роста. Например, к 2000 г. в известных странах, имеющих характеристику индустриально развитых, информационный фактор составил 50-75% добавочной стоимости. Аналитики подсчитали величину ВВП, произведенного американскими работниками, имеющими образовательный ценз в 10,5, 12,5 и 14 лет. Оказалось, что именно третья группа дает свыше половины ВВП. Подобные исследования проводились и в России. Люди с высшим образованием, составляющие 25% работающих, производили 56% стоимости нац. дохода.
Следовательно, от степени и активности комплексной разработки научно-информационных и отраслей, обеспечивающих воспроизводство "человеческого капитала", в конечном итоге зависят не только макроэкономические показатели текущего благополучия. но и динамики развития как в "старом", традиционном, так и в "новом" измерении.
Информационный цикл отражает, прежде всего, способ мышления, а также способ работы с информацией: ее сбором, обработкой, производством, накоплением, обновлением, защитой, передачей, обменом и использованием целесообразной информации. По мнению Д. Норта и Р. Фогеля, именно способы мышления и методы сбора информации являются главными в объяснении экономической истории государств.
Кроме того, что за последние полстолетия экономическое неравенство между странами и людьми резко увеличилось, возникла новая форма эксплуатации и неравенства – информационная, т.е. разнодоступность стран и людей к достоверной (!) и научной (!) информации. С одной стороны, разные страны имеют существенно различную материально-программную подготовку и условия для участия в деятельности мировой информационной сети. А с другой – глобальную ренту можно получить лишь манипулируя сознанием и поведением всего активного человечества на информационном поле. Это то новое "экономическое поле", которое уже освоено небольшой частью интеллектуальной, финансовой и политической элиты, не имеющей национальной принадлежности, но имеющей доминирующее влияние в мире.
Возникли, если использовать привычную терминологию, новый класс, сообщество, социальные группы и целые нации, которые умело используются всеми преимуществами нового информационного ресурса, распоряжаясь богатством, которое они не присвоили в ходе привычной эксплуатации, а скорее сами создали (познали, освоили) своей творческой деятельностью, не отняли силой в военных действиях, а придали ему социальную ценность и обрели его, соблюдая известные рыночные правила и демократические процедуры.
Вследствие всех указанных перемен на смену парадигме конкурентного равновесия пришла информационная парадигма, в которой главная роль отводится информации. Информационная экономика, или экономика информации, – это ветвь микроэкономики, изучающая влияние информации и информационных систем на экономику и, в частности, принятие экономических решений. Информация оказывает огромное влияние на приятие решений во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в экономике. Предметом информационной экономики считаются знания, информация и неопределенность. Началом изучения информационной экономики считается осознание того факта, что информация имеет свою экономическую ценность, так как владение достоверной информацией позволят индивидам сделать тот выбор, принять то решение, которое принесет им более высокую прибыль или ожидаемую полезность, чем в ситуации владения недостоверной информацией или ее отсутствия. Одна из важных черт информации – асимметрия. Информационная асимметрия означает, что индивиды владеют различной информацией: некоторые экономические агенты знают более достоверную информацию, имея преимущество перед другими при принятии важных решений.
- Вопрос 1. Наука как сфера человеческой деятельности и типы цивилизационного развития. Становление первых научных программ. Наука как институт. Метанаука.
- Вопрос 2. Понятие объекта и предмета, метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.
- Вопрос 3. Рациональность и уровни рациональности науки.
- Вопрос 4. Структура науки. Факты и теория. Функции научной теории. Структура современной науки.
- Вопрос 5. Общенаучные методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.
- 6. Структура и методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
- Вопрос 7. Структура и методы теоретического исследования: идеализация и формализация, гипотетико-дедуктивный метод, исторический и логический методы исследования.
- Вопрос 8. Проблема, идея, гипотеза, парадигма, концепция, теория как основные формы научного исследования. Закономерности, законы, модели.
- 9. Язык науки. Понятийно-категориальный аппарат. Герменевтика и идеография. От информации к знанию.
- 10. Наука экономика: начала и эволюция. Понятие и специфика объектаэкономического исследования (анализа). Картина мира как основа экономического(политико-социального) исследования.
- 11. Понятие объекта, предметной области, методологии, метод, аналитические инструменты и методики в разных научных школах.
- 1)Метод экономической двойственности
- 2) Метод единства логического и исторического
- 3)Метод абстрагирования и обобщения
- 14. Общенаучные методы в экономических исследованиях. Специальная методология исследования соц и тд
- 15. Экономическая идея и идеология в теории, практике. Метафора, ее роль и значение в исследовательском процессе хозяйственных систем.
- 16. Функции экономической науки (теории). Функции «создания тенденций» и институционализации теории.
- 17. Экономическое явление и экономический факт. Структура экономической науки (критерий процедуры, алгоритма). Роль эксперимента в теории экономики. Идеальныйэксперимент и его возможности.
- 18. Факты эмпирики (явления), идея (парадигма, аксиоматика), гипотеза, аксиоматические предпосылки, логика исследования, концепция, теория.
- 19. Язык экономической науки. Система понятий, категорий и законов.
- Вопрос 24. Теоретическое и эмпирическое экономическое знание. Теория экономики и ее главные атрибуты и свойства.
- Вопрос 26. Эмпирическое экономическое знание. Понятие «Экономический факт». Факты и здравый смысл. Абстракция и идеализация в экономической науке.
- Вопрос 29. Рациональность человеческого поведения. Уровни экономической рациональности, используемые в теоретическом анализе. Уровень рациональности современной экономической науки.
- 30. Классическая политэкономия: признаки классицизма. Объект классической политэкономии. Предмет и парадигмальное основание. Уровень рациональности классической политэкономии.
- 33. Общее и особенное в традициях классической политэкономии и политэкономии капитала (Маркса). Базовые категории и основные открытия
- 35. Сущность капитала в исследовании к. Маркса и его феноменологические, функциональные формы. Прибыль, процент, рента, заработная плата: сущность и формы проявления.
- 36. Политэкономия Маркса и ее место в системе знания осоциально-экономической системе. Пост- и неомарксизм. Немарксизм. Марксизм наивный, вульгарный, антимарксизм
- 40. Теория равновесия и рынок. Понятие рынка в трактовке Курно и Маршалла
- Вопрос 41: о распределении
- Вопрос 42: доходы в неоклассической интерпретации
- Вопрос 43: рынок труда и его базовые понятия
- Вопрос 45: Дж.М. Кейнс и его критика неоклассической теории.
- Вопрос46. Изменение объектной области в исследовании и предметно-методологические отличия.
- Вопрос 47: Сравнительный анализ подходов в неоклассической и кейнсианской теории.
- Вопрос 48: Нео- и посткейнсианство: проблемы и особенности исследовательской процедуры.
- 49. Причины возникновения теории институтов. Первые школы классического институционализма и некоторый итог их развития и влияния на экономическую мысль.
- 50. Рациональность, гносеологические принципы (подходы), уровни анализа, предметные рамки. (институционализм)
- 51. Парадигмальная структура теории институционализма. Разновидности течений ипричины дифференциации.
- 52. Институты и проблема познания мирохозяйственного устройства, коммуникативных отношений. Теория игр в исследовательском процессе институтов и институциональной динамики.
- 53. Значение институтов для теории экономики и решения современных прикладных задач.
- 54. Категории «развитие, изменение» и их отражение экономической наукой.
- 55. Смитовская концепция эволюционизма, марксистская теория развития.
- 56. А. Маршалл. Неоэкономика.
- 57. Трактовка эволюционизма «традиционным» институционализмом (Веблен)
- Вопрос 58. Теория развития Шумпетера и объяснение развития Хайеком.
- 60. «Новая экономика» и основные онтологические изменения, возникшие хозяйственные проблемы и проблемы экономического познания
- 61 Неоэкономика, метарынки и не-рынки. Контуры новой теории
- 62. Информация как средство коммуникации и экономический ресурс. От парадигмы конкурентного равновесия к информационной парадигме.
- 63. Асимметричность информации как источник разрушения представлений об эффективности рынков. Преодоление асимметричности информации.
- Вопрос 64. Применение новой парадигмы. Новая теория фирмы и основания современной макроэкономики
- Вопрос 65. Политическая экономия информации. Некоторые итоги и практические выводы.
- Вопрос 66. Компаративистика как вид научной деятельности.
- Вопрос 67 «Новая компаративистика» и изменение объектно-предметной области исследования.
- Вопрос 68 Научное сообщество и проблема признания (непризнания) альтернативных и иных экономических идей.
- Вопрос 69 Маргинальная экономика и маргинальная «теория». Условия и пути перехода, превращения маргинальной «теории» в академическую теорию.
- Вопрос 70 «Смешанная» и «переходная» экономика и возможности ее теоретического отражения «чистой наукой»