Вопрос 2. Понятие объекта и предмета, метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.
Объект науки – то, на что направлена аналитическая деятельность, сфера исследования. В философской интерпретации первый объект науки – материя. Предмет науки включает в себя специфику, цель, задачи, инструменты исследователя. Предмет – понятие более узкое, чем объект. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.
В широком смысле метод — это способ организации средств (инструментов, приемов операций и др.) теоретической и практической деятельности. Любое разумное действие подчиняется определенным регулятивным принципам, от выбора которых существенно зависит результат деятельности. Метод оптимизирует деятельность человека, вооружает его наиболее рациональными способами организации деятельности. Понятие метода тесно связано с понятием методологии. Методология -это наука о закономерностях, которым подчиняется метод деятельности, о происхождении, сущности методов, их эффективности. Meтодология призвана выработать принципы создания наиболее совершенных методов в каждой форме деятельности.
Научное познание — это особая форма человеческой деятельности. Как каждая деятельность, познание также опирается на определенный набор средств деятельности, средств познания. Научный метод — это способ организации средств познания (приборов, инструментов, приемов, предметных и теоретических операций и др.) для достижения научной истины, система регулятивных принципов познавательной деятельности. Научный метод рационализирует и оптимизирует научное познание. По словам одного из основоположников методологии естествознания XVII в. Ф. Бэкона, научный метод подобен фонарю, освещающему дорогу бредущему в темноте путнику. Объясняя значение научного метода, Ф. Бэкон любил приводить еще один афоризм: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Только верный метод может привести к получению истинного знания, подлинной картины познаваемого предмета. Научный метод выступает и как форма опосредования познания и практики. Метод объединяет теорию и практику, так как аккумулирует обобщенный практикой исторический опыт познания мира. Такой опыт и позволяет методу направлять процесс познания, построение научных теорий.
В современной науке наиболее распространена многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на основные группы по степени общности и широте применения.
Философские методы. Среди философских методов наиболее древними являются диалектический и метафизический.
Общенаучные подходы и методы исследования выступают в качестве своеобразной "промежуточной" методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего "промежуточного характера", они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Общенаучными или общелогическими методами являются анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, исторический метод, логический метод и классификация.
Конкретно-научные методы. Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
- Вопрос 1. Наука как сфера человеческой деятельности и типы цивилизационного развития. Становление первых научных программ. Наука как институт. Метанаука.
- Вопрос 2. Понятие объекта и предмета, метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.
- Вопрос 3. Рациональность и уровни рациональности науки.
- Вопрос 4. Структура науки. Факты и теория. Функции научной теории. Структура современной науки.
- Вопрос 5. Общенаучные методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.
- 6. Структура и методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
- Вопрос 7. Структура и методы теоретического исследования: идеализация и формализация, гипотетико-дедуктивный метод, исторический и логический методы исследования.
- Вопрос 8. Проблема, идея, гипотеза, парадигма, концепция, теория как основные формы научного исследования. Закономерности, законы, модели.
- 9. Язык науки. Понятийно-категориальный аппарат. Герменевтика и идеография. От информации к знанию.
- 10. Наука экономика: начала и эволюция. Понятие и специфика объектаэкономического исследования (анализа). Картина мира как основа экономического(политико-социального) исследования.
- 11. Понятие объекта, предметной области, методологии, метод, аналитические инструменты и методики в разных научных школах.
- 1)Метод экономической двойственности
- 2) Метод единства логического и исторического
- 3)Метод абстрагирования и обобщения
- 14. Общенаучные методы в экономических исследованиях. Специальная методология исследования соц и тд
- 15. Экономическая идея и идеология в теории, практике. Метафора, ее роль и значение в исследовательском процессе хозяйственных систем.
- 16. Функции экономической науки (теории). Функции «создания тенденций» и институционализации теории.
- 17. Экономическое явление и экономический факт. Структура экономической науки (критерий процедуры, алгоритма). Роль эксперимента в теории экономики. Идеальныйэксперимент и его возможности.
- 18. Факты эмпирики (явления), идея (парадигма, аксиоматика), гипотеза, аксиоматические предпосылки, логика исследования, концепция, теория.
- 19. Язык экономической науки. Система понятий, категорий и законов.
- Вопрос 24. Теоретическое и эмпирическое экономическое знание. Теория экономики и ее главные атрибуты и свойства.
- Вопрос 26. Эмпирическое экономическое знание. Понятие «Экономический факт». Факты и здравый смысл. Абстракция и идеализация в экономической науке.
- Вопрос 29. Рациональность человеческого поведения. Уровни экономической рациональности, используемые в теоретическом анализе. Уровень рациональности современной экономической науки.
- 30. Классическая политэкономия: признаки классицизма. Объект классической политэкономии. Предмет и парадигмальное основание. Уровень рациональности классической политэкономии.
- 33. Общее и особенное в традициях классической политэкономии и политэкономии капитала (Маркса). Базовые категории и основные открытия
- 35. Сущность капитала в исследовании к. Маркса и его феноменологические, функциональные формы. Прибыль, процент, рента, заработная плата: сущность и формы проявления.
- 36. Политэкономия Маркса и ее место в системе знания осоциально-экономической системе. Пост- и неомарксизм. Немарксизм. Марксизм наивный, вульгарный, антимарксизм
- 40. Теория равновесия и рынок. Понятие рынка в трактовке Курно и Маршалла
- Вопрос 41: о распределении
- Вопрос 42: доходы в неоклассической интерпретации
- Вопрос 43: рынок труда и его базовые понятия
- Вопрос 45: Дж.М. Кейнс и его критика неоклассической теории.
- Вопрос46. Изменение объектной области в исследовании и предметно-методологические отличия.
- Вопрос 47: Сравнительный анализ подходов в неоклассической и кейнсианской теории.
- Вопрос 48: Нео- и посткейнсианство: проблемы и особенности исследовательской процедуры.
- 49. Причины возникновения теории институтов. Первые школы классического институционализма и некоторый итог их развития и влияния на экономическую мысль.
- 50. Рациональность, гносеологические принципы (подходы), уровни анализа, предметные рамки. (институционализм)
- 51. Парадигмальная структура теории институционализма. Разновидности течений ипричины дифференциации.
- 52. Институты и проблема познания мирохозяйственного устройства, коммуникативных отношений. Теория игр в исследовательском процессе институтов и институциональной динамики.
- 53. Значение институтов для теории экономики и решения современных прикладных задач.
- 54. Категории «развитие, изменение» и их отражение экономической наукой.
- 55. Смитовская концепция эволюционизма, марксистская теория развития.
- 56. А. Маршалл. Неоэкономика.
- 57. Трактовка эволюционизма «традиционным» институционализмом (Веблен)
- Вопрос 58. Теория развития Шумпетера и объяснение развития Хайеком.
- 60. «Новая экономика» и основные онтологические изменения, возникшие хозяйственные проблемы и проблемы экономического познания
- 61 Неоэкономика, метарынки и не-рынки. Контуры новой теории
- 62. Информация как средство коммуникации и экономический ресурс. От парадигмы конкурентного равновесия к информационной парадигме.
- 63. Асимметричность информации как источник разрушения представлений об эффективности рынков. Преодоление асимметричности информации.
- Вопрос 64. Применение новой парадигмы. Новая теория фирмы и основания современной макроэкономики
- Вопрос 65. Политическая экономия информации. Некоторые итоги и практические выводы.
- Вопрос 66. Компаративистика как вид научной деятельности.
- Вопрос 67 «Новая компаративистика» и изменение объектно-предметной области исследования.
- Вопрос 68 Научное сообщество и проблема признания (непризнания) альтернативных и иных экономических идей.
- Вопрос 69 Маргинальная экономика и маргинальная «теория». Условия и пути перехода, превращения маргинальной «теории» в академическую теорию.
- Вопрос 70 «Смешанная» и «переходная» экономика и возможности ее теоретического отражения «чистой наукой»