logo search
Вопросы к ГОСу по анализу

6. Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности

ФСА (функционально-стоимостный анализ) — метод технико-экономического исследования систем, направленный на оптимизацию соотношения между их потребительскими свойствами (функций, ещё воспринимаемым как качество) и затратами на достижения этих свойств. Метод разработал конструктор Пермского телефонного завода Ю. М. Соболев.

Используется как методология непрерывного совершенствования продукции, услуг, производственных технологий, организационных структур.

Метод ФСА

Суть метода — поэлементная отработка конструкции. Ю. М. Соболев предложил рассматривать каждый элемент конструкции в отдельности, разделив элементы по принципу функционирования на основные и вспомогательные. Из анализа становилось ясно, где «спрятаны» излишние затраты. Соболев применил свой метод на узле крепления микротелефона и ему удалось сократить перечень применяемых деталей на 70 %.

Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат. Классический ФСА имеет три англоязычных названия-синонима — Value Engineering, Value Management, Value Analysis. Не следует путать метод ФСА, как это имеет место у некоторых авторов, с методом ABC (Activity Based Costing).

Сегодня в экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания используют методологию функционально-стоимостного анализа как практическую часть системы менеджмента качества, наиболее полно удовлетворяющую принципам стандартов серии ИСО 9000.

Основные идеи ФСА

Потребителя интересует не продукция как таковая, а польза, которую он получит от её использования.

Потребитель стремится сократить свои затраты.

Интересующие потребителя функции можно выполнить различными способами, а, следовательно, с различной эффективностью и затратами.

Среди возможных альтернатив реализации функций существуют такие, в которых соотношение качества и цены является оптимальным для потребителя.

Основные положения ФСА

1. Резервом снижения себестоимости продукции являются излишние затраты.

2. Излишние затраты связаны с несовершенством конструкции изделий, технологии их изготовления, неэффективностью используемых материалов, ошибочных решений, концепций.

3. ФСА предполагает рассмотрение не объект, а функцию, которую она реализует.

4. Задача ФСА - достижение функциональности объекта минимальными затратами в интересах как производителя так и потребителя.

5. Объектом ФСА могут быть изделия, технологии, производственные, организационные и информационные структуры а также отдельные их элементы или группы элементов.

ФСА проводится в 6 этапов:

- подготовительный;

- информационный;

- аналитический;

- творческий;

- рекомендательный;

- этап внедрения.

Содержание этапов ФСА

Подготовительный этап включает в себя:

- популяризацию (пропаганду) метода;

- построение организационной структуры ФСА;

- обучение специалистов ФСА современным методам решения технических задач (ТРИЗ, мозговые атаки, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов);

- подбор объекта для проведения ФСА;

Информационный этап:

- сбор и систематизация информации;

- разработка структурной схемы объекта;

- определение издержек производства для составных частей объекта; -

выбор составных частей с высоким уровнем издержек;

Аналитический этап:

- определение функций составных частей объекта;

- построение функциональной схемы.

Творческий этап:

- генерация идей (дивергенция, расширение границ); -

трансформация полученных идей;

- конвергенция (сужение границ)

Рекомендательный этап:

- экспертиза полученных идей;

- оценка работоспособности;

- оценка экономической целесообразности;

- проверка наличия ресурсов для осуществления идей;

- оценка конструкторских, технологических и производственных возможностей производства.

Этап внедрения:

- согласование плана - графика внедрения рекомендаций ФСА с другими разделами плана повышения эффективности производства;

- контроль выполнения плана- графика внедрения;

- принятие мер по соблюдению плана-графика.

Экономико-математическое моделирование

Моделирование предполагает выражение изучаемого показателя через формирующие его факторы в форме конкретного математического уравнения, при составлении которого все факторы должны реально существовать, быть количественно соизмеримы , находится в причинно-следственной связи с изучаемыми показателями.

Экономико-математические модели могут быть следующих видов:

- аддитивные модели (сложение, вычитание)

С/с-ть=Мат.+З/п+Аморт.

- мультипликативные модели (умножение)

Выручка =цена* количество

- кратные модели (деление)

Уровень Затрат = С/с-ть/Выручка

- смешанные модели

(x+y)*a/b

В процессе анализа деятельности организации могут использоваться следующие методы моделирования экономико-математических моделей:

1. Расширение факторной модели (предполагает ввод в факторную модель дополнительных факторов, формирующих смысловые качественные показатели)

Рент. = Прибыль / Актив = Прибыль/Рент.продаж * Рент.продаж/Отдача =

Рент.продаж * оборачиваемость активов

В результате расширения факторной модели кратная модель переходит в мультипликативную.

2. Удлинение факторной модели (предполагает выражение изучаемых показателей через разложение формирующих его факторов)

УЗ=С/с-ть/В-(М+З/п+А)/В = Материалоемкость + зарп.емкость+аморт.емкость

В результате удлинения кратная модель стала аддитивной.

3. Сокращение факторной модели (предполагает выражение модели через качественные показатели на количественные)

Ра = Рент.продаж*обор.активов = П/В*В/А = П/А

Моделирование позваляет более детально изучить результаты деятельности коммерческой организации и объективно оценить влияние эффективности использования каждого ресурса на основные показатели деятельности организации.