6. Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
ФСА (функционально-стоимостный анализ) — метод технико-экономического исследования систем, направленный на оптимизацию соотношения между их потребительскими свойствами (функций, ещё воспринимаемым как качество) и затратами на достижения этих свойств. Метод разработал конструктор Пермского телефонного завода Ю. М. Соболев.
Используется как методология непрерывного совершенствования продукции, услуг, производственных технологий, организационных структур.
Метод ФСА
Суть метода — поэлементная отработка конструкции. Ю. М. Соболев предложил рассматривать каждый элемент конструкции в отдельности, разделив элементы по принципу функционирования на основные и вспомогательные. Из анализа становилось ясно, где «спрятаны» излишние затраты. Соболев применил свой метод на узле крепления микротелефона и ему удалось сократить перечень применяемых деталей на 70 %.
Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат. Классический ФСА имеет три англоязычных названия-синонима — Value Engineering, Value Management, Value Analysis. Не следует путать метод ФСА, как это имеет место у некоторых авторов, с методом ABC (Activity Based Costing).
Сегодня в экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания используют методологию функционально-стоимостного анализа как практическую часть системы менеджмента качества, наиболее полно удовлетворяющую принципам стандартов серии ИСО 9000.
Основные идеи ФСА
Потребителя интересует не продукция как таковая, а польза, которую он получит от её использования.
Потребитель стремится сократить свои затраты.
Интересующие потребителя функции можно выполнить различными способами, а, следовательно, с различной эффективностью и затратами.
Среди возможных альтернатив реализации функций существуют такие, в которых соотношение качества и цены является оптимальным для потребителя.
Основные положения ФСА
1. Резервом снижения себестоимости продукции являются излишние затраты.
2. Излишние затраты связаны с несовершенством конструкции изделий, технологии их изготовления, неэффективностью используемых материалов, ошибочных решений, концепций.
3. ФСА предполагает рассмотрение не объект, а функцию, которую она реализует.
4. Задача ФСА - достижение функциональности объекта минимальными затратами в интересах как производителя так и потребителя.
5. Объектом ФСА могут быть изделия, технологии, производственные, организационные и информационные структуры а также отдельные их элементы или группы элементов.
ФСА проводится в 6 этапов:
- подготовительный;
- информационный;
- аналитический;
- творческий;
- рекомендательный;
- этап внедрения.
Содержание этапов ФСА
Подготовительный этап включает в себя:
- популяризацию (пропаганду) метода;
- построение организационной структуры ФСА;
- обучение специалистов ФСА современным методам решения технических задач (ТРИЗ, мозговые атаки, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов);
- подбор объекта для проведения ФСА;
Информационный этап:
- сбор и систематизация информации;
- разработка структурной схемы объекта;
- определение издержек производства для составных частей объекта; -
выбор составных частей с высоким уровнем издержек;
Аналитический этап:
- определение функций составных частей объекта;
- построение функциональной схемы.
Творческий этап:
- генерация идей (дивергенция, расширение границ); -
трансформация полученных идей;
- конвергенция (сужение границ)
Рекомендательный этап:
- экспертиза полученных идей;
- оценка работоспособности;
- оценка экономической целесообразности;
- проверка наличия ресурсов для осуществления идей;
- оценка конструкторских, технологических и производственных возможностей производства.
Этап внедрения:
- согласование плана - графика внедрения рекомендаций ФСА с другими разделами плана повышения эффективности производства;
- контроль выполнения плана- графика внедрения;
- принятие мер по соблюдению плана-графика.
Экономико-математическое моделирование
Моделирование предполагает выражение изучаемого показателя через формирующие его факторы в форме конкретного математического уравнения, при составлении которого все факторы должны реально существовать, быть количественно соизмеримы , находится в причинно-следственной связи с изучаемыми показателями.
Экономико-математические модели могут быть следующих видов:
- аддитивные модели (сложение, вычитание)
С/с-ть=Мат.+З/п+Аморт.
- мультипликативные модели (умножение)
Выручка =цена* количество
- кратные модели (деление)
Уровень Затрат = С/с-ть/Выручка
- смешанные модели
(x+y)*a/b
В процессе анализа деятельности организации могут использоваться следующие методы моделирования экономико-математических моделей:
1. Расширение факторной модели (предполагает ввод в факторную модель дополнительных факторов, формирующих смысловые качественные показатели)
Рент. = Прибыль / Актив = Прибыль/Рент.продаж * Рент.продаж/Отдача =
Рент.продаж * оборачиваемость активов
В результате расширения факторной модели кратная модель переходит в мультипликативную.
2. Удлинение факторной модели (предполагает выражение изучаемых показателей через разложение формирующих его факторов)
УЗ=С/с-ть/В-(М+З/п+А)/В = Материалоемкость + зарп.емкость+аморт.емкость
В результате удлинения кратная модель стала аддитивной.
3. Сокращение факторной модели (предполагает выражение модели через качественные показатели на количественные)
Ра = Рент.продаж*обор.активов = П/В*В/А = П/А
Моделирование позваляет более детально изучить результаты деятельности коммерческой организации и объективно оценить влияние эффективности использования каждого ресурса на основные показатели деятельности организации.
- 1. Предмет, объект и содержание экономического анализа. Цель и задачи. Информационная база экономического анализа.
- 2. Классификация видов экономического анализа, как база обоснованности и принятия управленческих решений. История и перспективы развития экономического анализа
- 3. Сущность комплексного экономического анализа. Виды. Отличие и взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
- 4. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе. Сущность элиминирования факторов
- 1. Способ цепной подстановки
- 2. Индексный метод
- 3. Способ абсолютных разниц
- 4. Способ относительных разниц
- 5. Способ пропорционального деления или долевого участия
- 6. Интегральный способ
- 7. Способ логарифмирования
- 5. Анализ в системе маркетинга. Этапы маркетингового исследования. Стратегии ценообразования.
- 6. Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
- 7. Анализ производства и реализации продукции. Валовая и товарная продукция.
- 8. Анализ ассортимента и структуры и качества произведенной продукции.
- 9. Анализ ритмичности производства. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
- 10. Анализ технико-организационного уровня производства. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов
- 11. Анализ использования производственных фондов предприятия.
- 12. Анализ трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи.
- 13. Анализ использования рабочего времени, производительности труда, эффективности трудозатрат.
- 14. Анализ показателей трудовых ресурсов и расходов на оплату труда.
- 15. Анализ материальных ресурсов предприятия. Повышение эффективности использования материалов.
- 16. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета.
- 17. Анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат. Основные направления анализа себестоимости продукции.
- 18. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли.
- 19. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
- 20. Маржинальный анализ. Экономический расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности.
- 21. Показатели рентабельности и методы их расчета.
- Где оСсрг – среднегодовая стоимость основных средств.
- 22. Сущность и факторы финансового состояния предприятия. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества предприятия.
- 23. Оценка структуры собственного и заемного капитала. Порядок расчета чистых активов и методика их анализа.
- Раздел III пассивной части баланса «Капитал и резервы» объединяет собственные источники организации и состоит из статей:
- Раздел IV «Долгосрочные обязательства» содержит статьи:
- Раздел V «Краткосрочные обязательства» состоит из статей:
- 24. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности и эффективности управления производством.
- 25. Анализ деловой активности предприятия. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
- 26. Анализ и оценка платежеспособности организации.
- Коэффициент абсолютной ликвидности:
- Коэффициент срочной ликвидности:
- Коэффициент текущей ликвидности:
- 27. Основные показатели оценки финансовой устойчивости организации
- 28. Диагностика кризисного состояния предприятия. Основные критерии оценки и показатели.
- 29. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
- 30. Гибкая и жесткая смета расходов. Анализ выполнения бюджета по жесткой и гибкой смете расходов.