3.4. Анализ качества продукции
Качество выпускаемой продукции является одни из важнейших показателей деятельности предприятия.
Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Обязательные требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии предъявляются государственными стандартами.
В Российской Федерации существуют следующие категории нормативных документов по стандартизации:
государственный стандарты РФ (ГОСТ Р);
отраслевые стандарты (ОСТ);
технические условия (ТУ);
стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП);
стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).
Продукция, которая потенциально может нанести вред человеческой жизни и здоровью, должна подвергаться сертификации. При продаже такой продукции (перечень товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, устанавливается Правительством Российской Федерации) необходимо иметь сертификат соответствия.
В мировой практике широкое распространение получили стандарты ISO 9000, которые на сегодняшний момент более всего приближаются к требованиям концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management). В рамках этой концепции жизненный цикл продукции представляется в виде «петли качества» и включает в себя следующие этапы:
Маркетинг;
Проектирование;
Материально-техническое обеспечение;
Подготовка и разработка продукции;
Изготовление продукции;
Контроль;
Упаковка и хранение;
Продажа;
Монтаж и эксплуатация;
Техническое обслуживание;
Утилизация.
В последнее время в Японии появились новые стандарты качества еще более высокого уровня, называемые «Шесть сигма». К сожалению, качество непосредственно связано с ценой: чем выше качество продукции, тем выше и ее цена. В связи с низкой покупательной способностью большинства российских потребителей они не готовы платить высокую цену, пусть даже и за высокое качество продукции. Наши покупатели выбирают продукцию более дешевую, но она оказывается и ниже по качеству. Это необходимо учитывать предприятия при определении ассортимента выпускаемой продукции.
Качество может оцениваться:
По техническим характеристикам (техническому уровню продукции, ее назначению, надежности, долговечности);
По показателям, связанным с изготовлением продукции (показателям технологичности, стандартизации и унификации);
По уровню безопасности для человека и окружающей среды;
По дополнительным характеристикам (эргономические, эстетические показатели, показатели транспортабельности, патентной чистоты и др.).
Наиболее важным показателем при анализе качества продукции является ее экономически оптимальное качество:
Экономически оптимальное качество =
качество продукции / затраты на приобретение (или производство) и эксплуатацию продукции
При этом определение показателя «качество продукции» (числитель формулы) является настолько сложным, что этим занимается специальная наука – квалиметрия.
В наиболее простом варианте анализ качества продукции по экономической составляющей можно провести в том случае, если мы производим однородную продукцию, которая в зависимости от качества подается по различной цене (например, выпускается продукция высшего, первого, второго сорта). При этом естественно, что высший сорт стоит дороже, чем первый и т.д. Тогда с помощью показателя средневзвешенной цены мы можем определить, продукцию какого сорта в основном производит предприятие.
Средневзвешенная цена = (Кi*Цi) / Кi
Где Кi – количество продукции i-го качества;
Цi – цена за продукцию i-го качества.
Кроме того, косвенными показателями, связанными с качеством, являются:
Штрафы за некачественную продукцию, участие в судебных разбирательствах по этому поводу;
Потери от брака (потери исходного сырья, рекламации, возвращенная покупателями продукция, расходы по доработке и ремонту возвращенной покупателями продукции и т.д.);
Расходы на обеспечение работы органов технического контроля качества.
- Тема 1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности и его роль в управлении организацией
- 1.1. Понятие комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности
- 1.2. Содержание комплексного экономического анализа и последовательность его проведения
- 1.3. Информационная база комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности
- Источники информации
- 1.4. Роль комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности в управлении организацией
- Тема 2. Комплексный экономический анализ и бизнес-планирование
- 2.1. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет (бюджетов)
- Тема 3. Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг
- 3.1. Показатели, характеризующие объем производства и продаж
- 3.3. Анализ в системе маркетинга
- Анализ рынка.
- II. Анализ товара
- Анализ потребителей
- 3.4. Анализ качества продукции
- 3.5.Факторы формирования выручки от продажи
- 3.6. Анализ оптимизации объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг
- Тема 4. Анализ технико-организационного уровня
- 4.1. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Анализ основных средств
- 5.1. Основные средства организации
- По характеру участия в производственном процессе:
- 5.2. Расчет и оценка показателей состояния основных средств, их возрастного состава и технической оснащенности производства
- Фонды времени работы оборудования
- 5.3. Расчет и оценка экономической эффективности использования основных средств
- Тема 6. Анализ работы персонала организации
- 6.3. Анализ мотивации и стимулирования персонала
- 6.4. Социальная программа на предприятии
- 6.5. Анализ эффективности социального менеджмента в организации
- 6.6. Анализ социальных вопросов при ликвидации и реструктуризации организации