2.1. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
В экономической литературе производится различие между такими понятия, как «план», «бюджет», «смета».
План понимается обычно в более широком смысле, чем смета и бюджет. В отличие от сметы и бюджета он может включать в себя любые показатели, в том числе и неколичественные; разрабатывается на достаточно длительный срок (как минимум больше года); формулирует основные цели развития предприятия на этот срок, в том числе миссию фирмы, и способы достижения этих целей.
Смета составляется, как правило, на год в стоимостном выражении и детализирует план на краткосрочный период.
Под бюджетом в нашей стране традиционно понимается смета доходов и расходов. Так, например, Бюджет Российской Федерации – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации). Кстати, в соответствии с этим же законом, планируемые бюджеты различных уровней на ближайший год называются «проектами бюджетов», а на три года – «перспективным финансовым планом». В отличие от проектов бюджета перспективный финансовый план не подлежит законодательному утверждению, составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и ежегодно корректируется. В последнее время часто слово бюджет подменяет собой слово смета, что связано с не очень грамотным переводом англоязычной литературы по экономике.
Бизнес–план (в экономической литературе закрепилось также старое наименование «технико-экономической обоснование») представляет собой документ, определяющий основное направление развития организации. Его основными задачами являются разработка и обоснование конкретных мероприятий в рамках выбранной стратегии и тактики развития бизнеса и привлечение инвестиций для осуществления запланированных мероприятий. Таким образом, в бизнес-плане формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для продажи средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Часто при сопоставлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес–план.
В целом длительность действия бизнес-плана зависит от характера и масштабов деятельности предприятия. Главное, чтобы срок плана был достаточным либо для полного завершения продажи разового проекта, либо для выхода на планируемую мощность производства и сбыта, определения сроков окупаемости вложений и их рентабельности.
Бизнес-план разрабатывается руководством организации, которое может нанять для этого специалиста или специализированную организацию. В нем речь идет о сущности проекта (вид деятельности, предполагаемые к производству и продаже товары, продукция, работы или услуги), его обоснование (результаты маркетинговых исследований – состояние спроса и предложения на рынке, потребители, конкуренты, рыночные «ниши» и т.д.), обеспечение (производственный план, организационный план, состав необходимого для осуществления деятельности имущества, в том числе основные средства, нематериальные активы и запасы, включаемые в плановый баланс, план капитальных вложений и план текущих расходов) и конечные результаты осуществления проекта.
Бизнес-план служит основанием для принятия решения при создании предприятия, осуществлении инвестиций в уже действующее предприятие или какой-либо проект, получении кредита или займа, а также при проведении финансового оздоровления.
Типовая структура бизнес-плана включает в себя следующие разделы:
Титульный лист;
Резюме;
Общая характеристика предприятия;
Сущность проекта;
План маркетинга;
Производственный план;
Организационный план;
Оценка рисков;
Финансовый план;
Календарный график выполнения мероприятий;
Приложения.
В случае проведения финансового оздоровления в бизнес-план включается раздел «План финансового оздоровления», в который могут входить данные о плане сокращения расходов, реструктуризации задолженности и т.п.
В состав долгосрочных целевых программ, финансируемых за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов кроме технико-экономического обоснования (бизнес-плана) включаются также:
Прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации программы;
Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам.
Анализ присутствует практически во всех разделах бизнес-плана. Именно с него начинается работа над бизнес-планом, т.к., во-первых, необходимо оценить состояние фирмы. При этом дается общая характеристика организации и выпускаемой или предполагаемой к выпуску продукции, оценивается состояние основных производственных и непроизводственных фондов и организационной структуры управления, технологии и уровня научно-технических служб, характеризуются обслуживаемые рынки и основные группы потребителей, оцениваются кадровые ресурсы и финансовое положение предприятия. Во-вторых, анализ внутреннего положения предприятия дополняется изучением состояния окружающей маркетинговой среды, которое должно охарактеризовать положение на рынке, оценить действие различных конъюктурообразующих факторов, определить систему потребительских предпочтений, дать характеристику основных конкурентов и т.д.
На основе этих исследований выявляются потенциальные возможности, которые могут быть использованы в качестве базы для разработки стратегии развития. Здесь возможны различные варианты: сохранение профиля и товарного ассортимента, диверсификация производства, модернизация мощностей и обновление выпускаемой продукции, расширение доли рынка за счет развития различных элементов комплекса маркетинга и т.д. Затем происходит сужение круга возможных направлений на основе их предварительного анализа и выбора нескольких, наиболее перспективных вариантов. Каждый из них разрабатывается более подробно, к этому привлекаются сотрудники основных служб и подразделений, а также внешние консультанты. В результате делается окончательный выбор варианта стратегического развития.
- Тема 1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности и его роль в управлении организацией
- 1.1. Понятие комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности
- 1.2. Содержание комплексного экономического анализа и последовательность его проведения
- 1.3. Информационная база комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности
- Источники информации
- 1.4. Роль комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности в управлении организацией
- Тема 2. Комплексный экономический анализ и бизнес-планирование
- 2.1. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет (бюджетов)
- Тема 3. Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг
- 3.1. Показатели, характеризующие объем производства и продаж
- 3.3. Анализ в системе маркетинга
- Анализ рынка.
- II. Анализ товара
- Анализ потребителей
- 3.4. Анализ качества продукции
- 3.5.Факторы формирования выручки от продажи
- 3.6. Анализ оптимизации объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг
- Тема 4. Анализ технико-организационного уровня
- 4.1. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Анализ основных средств
- 5.1. Основные средства организации
- По характеру участия в производственном процессе:
- 5.2. Расчет и оценка показателей состояния основных средств, их возрастного состава и технической оснащенности производства
- Фонды времени работы оборудования
- 5.3. Расчет и оценка экономической эффективности использования основных средств
- Тема 6. Анализ работы персонала организации
- 6.3. Анализ мотивации и стимулирования персонала
- 6.4. Социальная программа на предприятии
- 6.5. Анализ эффективности социального менеджмента в организации
- 6.6. Анализ социальных вопросов при ликвидации и реструктуризации организации