4.1. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства
Технико-организационный уровень производства является предметом технико-экономического анализа. В последнее время наибольшее внимание уделяется финансам: анализируется финансовая устойчивость, платежеспособность, прибыльность и т.д. Тем не менее, в особенности при составлении бизнес-плана реорганизации предприятия, который может быть связан и с реконструкцией, и с изменением организационной структуры, необходимо учитывать составляющие технико-организационного уровня предприятия.
К показателям технико-организационного уровня относятся показатели, характеризующие состояние техники, технологии, организации производства и управления.
К показателям научно-технического уровня производства относятся:
показатели уровня научно-исследовательской работы. В частности, материально-техническая база и научные кадры, занимающиеся на фирме научно-исследовательскими работами. Поскольку финансирование подобных работ обходится слишком дорого, а эффект от разработок может быть получен лишь через десятки лет, не многие фирмы могут себе это позволить. В первую очередь подобными разработками занимаются крупнейшие транснациональные корпорации. В противном случае все расходы на НИР перекладываются на плечи государства и на изобретателей-одиночек.
показатели прогрессивности и качества продукции (см. соответствующую тему);
показатели прогрессивности применяемой техники;
показатели прогрессивности применяемых технологических процессов;
показатели степени автоматизации производства, внедрения гибких автоматизированных производств;
показатели технической и энергетической вооруженности труда;
показатели внедрения новой техники, плана технологического развития.
На организационно-технический уровень имеет большое влияние жизненный цикл изделия, техники и технологии. Жизненный цикл изделия (товара на рынке) проходит следующие стадии:
Рост;
Зрелость;
Насыщение;
Спад.
Если предприятие ориентируется только на один вид продукции, то с наступлением спада по этой продукции в кризисе может очутиться и все предприятие. Увеличивая ассортимент производимой продукции, можно сгладить влияние жизненного цикла продукции на жизненный цикл предприятия.
Жизненный цикл можно охарактеризовать с помощью показателя «средний возраст изделий (Тср изд):
Тср изд = Т1*1 + Т2*2 +… + Тi*i = Тi*i
Где Тi - i-ая возрастная группа изделий;
i – доля i-ой возрастной группы в общем количестве изделий;
i измеряется от 1 до К, где К – количество возрастных групп.
Экономическую эффективность повышения технико-организационного уровня, т.е. экономическую эффективность новой техники, характеризуют следующие показатели:
приращение производительности труда, относительное отклонение численности работающих и фонда оплаты труда;
приращение материалоотдачи (или обратной величины – материалоемкости), экономия или перерасход материальных ресурсов в затратах;
приращение фондоотдачи (или фондоемкости) основных производственных фондов, их экономия или перерасход;
приращение скорости оборота оборотных средств, их относительное отклонение;
приращение объема продукции за счет интенсификации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
приращение прибыли или себестоимости продукции;
приращение показателей финансового состояния предприятия.
Факторами формирования экономических показателей и повышения экономической эффективности производства являются не только техническое и организационное развитие, но и внешнеэкономические, социальные и природные условия хозяйственной деятельности. Поэтому кроме этого, анализируются показатели внешнеэкономических условий и связей предприятия; показатели социальных условий трудового коллектива; показатели рациональности природопользования и охраны окружающей среды.
4.2. Анализ уровня организации производства и управления
К показателям уровня организации производства относятся:
показатели уровня концентрации, специализации, кооперирования, диверсификации производства;
Концентрация заключается в сосредоточении производства в более крупных предприятиях. Специализация – это концентрация на одном предприятии однородного производства.
Среди основных показателей уровня концентрации можно назвать: годовой выпуск продукции, среднегодовая численность, средний размер предприятия в отрасли и т.д. Анализируются следующие показатели:
Коэффициент специализации = объем выпуска профилирующей продукции / общий выпуск продукции
Коэффициент кооперирования = стоимость полуфабрикатов, полученных в результате кооперации / общая стоимость полуфабрикатов, используемых при изготовлении продукции
показатели длительности производственного цикла;
показатели ритмичности и других принципов рациональной организации производства;
показатели организации труда;
показатели состояния промышленной эстетики и культуры производства.
По мере своего развития предприятие, проходя через различные стадии, как правило, расширяет свою организационную структуру, а затем, по мере наступления стадии спада, организационная структура начинает уменьшаться. Моно выделить следующие основные типы организационных структур:
Линейная структура, при которой каждое нижестоящее звено подчинено одному вышестоящему;
Функциональная структура, при которой происходит разделение руководителей по проектам (направлениям);
Линейно-функциональная (смешанная) структура;
Матричная структура.
Как правило, организационная структура складывается на предприятиях исторически, с течением времени, и стоит больших трудов что-либо в ней изменить. Естественно, наиболее простая организационная структура характерна для малых предприятий, наиболее сложная – для крупных корпораций.
Показателями уровня управления являются:
показатели производственной структуры предприятия;
показатели структуры органов управления предприятием;
показатели технического обеспечения управленческих систем;
показатели использования экономических, организационно-административных и социально- психологических методов управления;
показатели постановки нормирования, планирования и учетно-контрольной работы.
Оценить эффективность управления можно с помощью следующих показателей:
Объем продукции на одного работника управления = объем выпуска товарной продукции / среднесписочная численность аппарата управления
Стоимость основных средств на одного работника управления = основные средства / среднесписочная численность аппарата управления
Коэффициент эффективности управления = выручка / управленческие расходы
- Тема 1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности и его роль в управлении организацией
- 1.1. Понятие комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности
- 1.2. Содержание комплексного экономического анализа и последовательность его проведения
- 1.3. Информационная база комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности
- Источники информации
- 1.4. Роль комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности в управлении организацией
- Тема 2. Комплексный экономический анализ и бизнес-планирование
- 2.1. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет (бюджетов)
- Тема 3. Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг
- 3.1. Показатели, характеризующие объем производства и продаж
- 3.3. Анализ в системе маркетинга
- Анализ рынка.
- II. Анализ товара
- Анализ потребителей
- 3.4. Анализ качества продукции
- 3.5.Факторы формирования выручки от продажи
- 3.6. Анализ оптимизации объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг
- Тема 4. Анализ технико-организационного уровня
- 4.1. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Анализ основных средств
- 5.1. Основные средства организации
- По характеру участия в производственном процессе:
- 5.2. Расчет и оценка показателей состояния основных средств, их возрастного состава и технической оснащенности производства
- Фонды времени работы оборудования
- 5.3. Расчет и оценка экономической эффективности использования основных средств
- Тема 6. Анализ работы персонала организации
- 6.3. Анализ мотивации и стимулирования персонала
- 6.4. Социальная программа на предприятии
- 6.5. Анализ эффективности социального менеджмента в организации
- 6.6. Анализ социальных вопросов при ликвидации и реструктуризации организации