6.4. Социальная программа на предприятии
А.Л.Кузнецов13 считает, что в бизнес-план стратегического развития предприятия должна входить помимо других планов также и стратегия социального развития предприятия. Она должна включать в себя базовые положения: совершенствование структуры персонала, улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников; улучшение жилищно-бытовых и социально-культурных условий работников и их семей. Кроме того, на предприятии могут быть разработаны целевые программы для решений наиболее приоритетных задач социального развития: жилищная программа, программа поддержки молодых семей и др. Совокупность социальных льгот, гарантий и социальных характеристик позволяет судить о социальной привлекательности предприятий, одним из индикаторов которой может служить показатель стабильности (или текучести) коллектива.
Наиболее полно социальная стратегия может быть представлена в социальном паспорте предприятия - документе, содержащем цели, задачи, конкретные мероприятия (этапы работ), сроки исполнения и ресурсное обеспечение. Типовой набор включает следующие виды социальных программ:
Программы мотивирования труда персонала: организация гибкого рабочего дня, системы платы за знания и компетенции, организация доплат за условия труда и др.;
Программы социального страхования: порядок предоставления работникам и членам их семей путевок, пособий из фонда социального страхования, дополнительное медицинское и пенсионное страхование работников;
Программы формирования социального статуса работников: организация обучения работников и членов их семей, поддержка общественных организаций с участием работников предприятия и др.;
Программы культурно-бытового обслуживания персонала: организация питания, транспортное обслуживание, информационное и консультационное обслуживание персонала, поддержка дошкольного воспитания детей работников, жилищная программа предприятия и др.;
Программа поддержки экономически активного персонала: организация участия работников в прибыли предприятия и др.
Трудовой Кодекс (ст.40-44) предусматривает примерный перечень вопросов, обязательства по которым могут включаться в коллективный договор:
Оплата труда и ее индексация, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, условия и охрана труда, льготы для отдельных категорий работающих, в том числе совмещающих работу с обучением. В соответствии с Трудовым кодексом в случае кризиса руководитель предприятия может на полдня сократить рабочий день и, соответственно, уменьшить зарплату, чтобы избежать массовых увольнений. Также государство больше не обязано заставлять работодателя выплатить вам зарплату, если фирма разорилась (в международной практике это предусматривается конвенциями МОТ №95 и 173). Нормы и обязательства по обеспечению занятости работников или предоставления им льгот при высвобождении с предприятия, переобучения другим профилям.
Обязательства работодателя и конкретные нормы по социальному и медицинскому страхованию работников.
Продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков.
Обеспечение нормального функционирования представителей работников, социальное партнерство.
Соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья.
Экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве.
Отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.
Правила внесения изменений и дополнений в коллективный договор, порядок и сроки осуществления контроля за выполнением договора.
В коллективном договоре с учетом экономических возможностей организации могут содержаться и другие, в том числе более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации).
Как видно из выше перечисленного, основными при составлении коллективного договора являются условия работы на предприятии. Все остальные социальные гарантии являются дополнительными и в общем-то не обязательными. Поэтому сейчас наибольшее внимание на предприятиях уделяется вопросам качества продукции, а не социальных условий. Например, в 1997г. ОАО «Бабаевское» стало победителем Всероссийского конкурса «Лучшее российское предприятие – 97» в номинации «За наивысшую эффективность использования всех видов ресурсов» и «Золотой кубок» в Женеве за высокое качество продукции. Однако решаются и социальные вопросы: при фабрике есть лицей, профсоюзная организация, с помощью которой работники отдыхают по льготным ценам в санаториях и домах отдыха, дети обеспечиваются путевками в лагеря отдыха и т.д. С помощью совета ветеранов около 500 ветеранов войны и труда получают на предприятии прибавку к пенсии, а по праздникам – продуктовые и кондитерские заказы14. Предприятия не заинтересованы в участии работников в прибылях. Например, более 70% работников ОАО «Бабаевское» предприятия продали свои акции инвестору – «Инкомбанку».
- Тема 1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности и его роль в управлении организацией
- 1.1. Понятие комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности
- 1.2. Содержание комплексного экономического анализа и последовательность его проведения
- 1.3. Информационная база комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности
- Источники информации
- 1.4. Роль комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности в управлении организацией
- Тема 2. Комплексный экономический анализ и бизнес-планирование
- 2.1. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет (бюджетов)
- Тема 3. Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг
- 3.1. Показатели, характеризующие объем производства и продаж
- 3.3. Анализ в системе маркетинга
- Анализ рынка.
- II. Анализ товара
- Анализ потребителей
- 3.4. Анализ качества продукции
- 3.5.Факторы формирования выручки от продажи
- 3.6. Анализ оптимизации объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг
- Тема 4. Анализ технико-организационного уровня
- 4.1. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Анализ основных средств
- 5.1. Основные средства организации
- По характеру участия в производственном процессе:
- 5.2. Расчет и оценка показателей состояния основных средств, их возрастного состава и технической оснащенности производства
- Фонды времени работы оборудования
- 5.3. Расчет и оценка экономической эффективности использования основных средств
- Тема 6. Анализ работы персонала организации
- 6.3. Анализ мотивации и стимулирования персонала
- 6.4. Социальная программа на предприятии
- 6.5. Анализ эффективности социального менеджмента в организации
- 6.6. Анализ социальных вопросов при ликвидации и реструктуризации организации