logo
компл экономич анализ темы 1-6

3.4. Анализ качества продукции

Качество выпускаемой продукции является одни из важнейших показателей деятельности предприятия.

Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Обязательные требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии предъявляются государственными стандартами.

В Российской Федерации существуют следующие категории нормативных документов по стандартизации:

Продукция, которая потенциально может нанести вред человеческой жизни и здоровью, должна подвергаться сертификации. При продаже такой продукции (перечень товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, устанавливается Правительством Российской Федерации) необходимо иметь сертификат соответствия.

В мировой практике широкое распространение получили стандарты ISO 9000, которые на сегодняшний момент более всего приближаются к требованиям концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management). В рамках этой концепции жизненный цикл продукции представляется в виде «петли качества» и включает в себя следующие этапы:

  1. Маркетинг;

  2. Проектирование;

  3. Материально-техническое обеспечение;

  4. Подготовка и разработка продукции;

  5. Изготовление продукции;

  6. Контроль;

  7. Упаковка и хранение;

  8. Продажа;

  9. Монтаж и эксплуатация;

  10. Техническое обслуживание;

  11. Утилизация.

В последнее время в Японии появились новые стандарты качества еще более высокого уровня, называемые «Шесть сигма». К сожалению, качество непосредственно связано с ценой: чем выше качество продукции, тем выше и ее цена. В связи с низкой покупательной способностью большинства российских потребителей они не готовы платить высокую цену, пусть даже и за высокое качество продукции. Наши покупатели выбирают продукцию более дешевую, но она оказывается и ниже по качеству. Это необходимо учитывать предприятия при определении ассортимента выпускаемой продукции.

Качество может оцениваться:

Наиболее важным показателем при анализе качества продукции является ее экономически оптимальное качество:

Экономически оптимальное качество =

качество продукции / затраты на приобретение (или производство) и эксплуатацию продукции

При этом определение показателя «качество продукции» (числитель формулы) является настолько сложным, что этим занимается специальная наука – квалиметрия.

В наиболее простом варианте анализ качества продукции по экономической составляющей можно провести в том случае, если мы производим однородную продукцию, которая в зависимости от качества подается по различной цене (например, выпускается продукция высшего, первого, второго сорта). При этом естественно, что высший сорт стоит дороже, чем первый и т.д. Тогда с помощью показателя средневзвешенной цены мы можем определить, продукцию какого сорта в основном производит предприятие.

Средневзвешенная цена = (Кi*Цi) / Кi

Где Кi – количество продукции i-го качества;

Цi – цена за продукцию i-го качества.

Кроме того, косвенными показателями, связанными с качеством, являются: