Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет (бюджетов)
Главным инструментом разработки бизнес-плана является сметное планирование.
При разработке бизнес-плана составляются следующие сметы:
смета продаж (продажи продукции);
смета производства;
смета прямых материальных расходов (расходов основных материалов);
смета расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат);
смета накладных (косвенных) общепроизводственных расходов;
смета себестоимости проданной продукции;
смета текущих (периодических) общехозяйственных расходов;
смета прибылей и убытков (смета доходов и расходов);
смета капитальных затрат;
смета движения денежных средств (баланс денежных поступлений и расходов);
смета статей актива и пассива (плановый бухгалтерский баланс) и др.
При этом смета продаж, плановый бухгалтерский баланс, смета движения денежных средств, смета прибылей и убытков относятся к финансовому плану.
Основные цели составления смет:
увязка текущих и перспективных планов;
координация действий различных подразделений предприятия;
детализация общих целей производства и доведения их до руководителей различных центров ответственности (подразделений);
управление и контроль за производством;
стимулирование эффективности работы руководителей и персонала предприятия;
определение будущих параметров хозяйственной деятельности;
периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом, выявление отклонений и причин неудовлетворительной работы.
Планирование опирается на нормативные данные и фактические данные прошлого периода.
При составлении смет используются различные методы:
нормативный метод – для получения объема затрат и потребности в ресурсах норма расхода умножается на планируемый объем продажи, выпуска и т.п.;
расчетно-аналитический метод – средние затраты умножаются на индекс их изменения в плановом периоде;
балансовый метод – увязка объемов затрат (расходов) и доходов;
метод оптимизации – из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума прибыли;
метод моделирования с помощью факторного анализа (например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и выручки).
Сметы составляются на год в целом с поквартальной или помесячной разбивкой. Они могут разрабатываться с «нуля» (если проектируется новое предприятие или предприятие меняет профиль работы) либо планироваться от достигнутого.
Кроме статичных, рассчитанных на один определенный уровень ожидаемых продаж или производства, смет существуют гибкие сметы, часто называемые также переменными. Они обеспечивают прогнозные данные для разных уровней выпуска продукции в пределах уровней деятельности. При планировании использование гибких смет помогает выбрать оптимальный объем продаж и производство; при анализе – оценить фактические результаты деятельности предприятия.
Анализ исполнения смет проводится при помощи сравнения фактических показателей со сметными или нормативными данными. Сначала осуществляется анализ отклонений фактических данных от плановых или нормативных значений. Если фактические затраты выше нормативных, то такое отклонение считается неблагоприятным. И наоборот, если фактические затраты ниже нормативных или запланированных, отклонение считается благоприятным. Затем необходимо выяснить причины этих отклонений. Анализ отклонений может осуществляться выборочно, например, для отклонений, превышающих определенный лимит.
Контрольные вопросы
Что такое бизнес-план?
Каким образом используется экономический анализ при составлении бизнес-плана?
Перечислите основные виды смет (бюджетов).
Какие сметы входят в финансовый план?
Каким образом осуществляется анализ смет?
В чем заключается особенность гибких смет?
- Тема 1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности и его роль в управлении организацией
- 1.1. Понятие комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности
- 1.2. Содержание комплексного экономического анализа и последовательность его проведения
- 1.3. Информационная база комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности
- Источники информации
- 1.4. Роль комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности в управлении организацией
- Тема 2. Комплексный экономический анализ и бизнес-планирование
- 2.1. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет (бюджетов)
- Тема 3. Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг
- 3.1. Показатели, характеризующие объем производства и продаж
- 3.3. Анализ в системе маркетинга
- Анализ рынка.
- II. Анализ товара
- Анализ потребителей
- 3.4. Анализ качества продукции
- 3.5.Факторы формирования выручки от продажи
- 3.6. Анализ оптимизации объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг
- Тема 4. Анализ технико-организационного уровня
- 4.1. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Анализ основных средств
- 5.1. Основные средства организации
- По характеру участия в производственном процессе:
- 5.2. Расчет и оценка показателей состояния основных средств, их возрастного состава и технической оснащенности производства
- Фонды времени работы оборудования
- 5.3. Расчет и оценка экономической эффективности использования основных средств
- Тема 6. Анализ работы персонала организации
- 6.3. Анализ мотивации и стимулирования персонала
- 6.4. Социальная программа на предприятии
- 6.5. Анализ эффективности социального менеджмента в организации
- 6.6. Анализ социальных вопросов при ликвидации и реструктуризации организации