logo search
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО Э

И объема выпуска в краткосрочном периоде

Как известно, кривая спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной; чтобы увеличить объемы выпуска фирма должна снижать цену товара, поэтому кривая предельной выручки МR лежит ниже кривой D. Согласно универсальному правилу 2 фирма максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, при котором МR = МС (точка Е на рисунке). В зависимости от величины Q и спроса на продукцию фирма установит цену товара Р, соответствующую точке А на кривой D. Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убытки зависит от средних издержек на единицу продукции.

Если какая-то фирма отрасли, например, фирма «Бета», начинает получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде, то это послужит сигналом для фирм других отраслей и они начнут входить в данную отрасль (рис.).

Приведенные на рисунке кривые D, АТС1, МС совпадают с соответствующими кривыми на рисунке (Определение цены товара и объема выпуска краткосрочном периоде), когда первоначально фирма имела экономическую прибыль. Это вызвало вхождение новых фирм в отрасль. Спрос на продукцию фирмы понизился, кривая D сместилась влево и стала более эластичной. Равновесие наступит, когда кривые Dа и АТС1 будут соприкасаться в точке А.

Увеличение числа фирм в отрасли приведет к тому, что суммарный спрос на какой-то конкретный товар будет распределяться на большее количество фирм и спрос на продукцию фирмы «Бета» понизится. Это вызовет смещение кривой спроса фирмы «Бета» влево. Кроме того, рост числа конкурирующих фирм в отрасли повысит эластичность спроса на товар фирмы «Бета».

P D MC

ATC1

P A

D MRa Da

Q Q