logo search
эк

2.1 Теоретические основы трансформации экономики

Трансформационные процессы, происходящие в постсоциалистических странах, чрезвычайно усилили роль теории, которая призвана адекватно отображать сложность перемен, затрагивающих общество. Актуальность и целенаправленность теоретических поисков усиливаются тем обстоятельством, что положения традиционной экономической теории не подходят для описания и применения процессов, происходящих в переходных экономиках. Поэтому возникла потребность в разработке особой теории трансформационных процессов или даже выделении исследований переходной экономики и переходного общества в специальную отрасль обществознания - транзитологию.

Как пишет известный ученый-экономист В.Г. Бодров, решение этой проблемы было связано с рядом трудностей объективного и субъективного характера. К объективным можно отнести сравнительно небольшой исторический отрезок времени, в котором происходили переходные процессы, что усложняет теоретические разработки. К субъективным - сомнения в необходимости вообще выделения предмета исследования особой переходной трансфармационной экономики и, соответственно, игнорирования существования аналогичной теории. Реальные реформы стали основой для постепенного преодоления этих трудностей, формирования предпосылок для разработки теории переходных процессов в рамках новой междисциплинарной отрасли знания - транзитологии.

Переходные процессы в экономике бывают довольно разнообразными, однако они так или иначе связаны с глобальными качественными изменениями, вызываемыми действием разных причин. Понятно, что переходные процессы наполнены объективным смыслом как по мотивам и обстоятельствам, так и по реализации и следствиям. Однако субъективный фактор при любом переходе существует как необходимая инициативная и решающая сила. Поэтому адекватное выяснение сути, направленности и окончательной цели переходных процессов требует комплексного междисциплинарного подхода к анализу всей совокупности объективных и субъективных причин, которые обозначают феномен переходной экономики и трансформации экономических систем в целом. Такой подход и обеспечивает транзитология - специальная отрасль обществоведения, которая изучает переходные формы и состояние общества, которое находится в процессе динамических изменений, реформ эволюционного или революционного характера. Транзитология практически разрабатывает общую теорию переходных процессов для таких сложноструктурированных социальных явлений, какими являются экономические системы и подсистемы, способы хозяйствования и управления экономическим развитием. Транзитология как общая теория переходных процессов сосредоточивает сегодня внимание на раскрытии самой сути переходного развития, его закономерностей и механизмов, алгоритмов переходов, характерных для них явлений и состояний этапов развития, точек напряжения и зон пустот, на понимании столкновения разных качеств и тенденций, субъективных интересов и сил, на определении деструктивных и конструктивных действий, структурных разрушений и созданий, на осмыслении действий стихийных сил и возможностей целенаправленного управления глобальными качественными изменениями.

Развитие транзитологии требует определения многих новых понятий и, прежде всего, такого понятия, как переходная экономика, которая является объектом исследования.

Различают традиционную переходную экономику и переходную экономику нового типа. Традиционной переходной экономикой охвачены страны двух типов. Первый из них - это нефтедобывающие страны, которые, имея мощный финансовый капитал, сумели создать развитую инфраструктуру, солидный производственный потенциал, охватили всеобщим образованием и медициной все слои общества.

Другой тип - это страны Африки, Южной Азии и некоторые страны Латинской Америки. Эти страны давно имеют большой мастный сектор экономики, опыт рыночного функционирования, неплохую рыночную инфраструктуру и, тем не менее, низкий уровень экономического развития, высокую инфляцию, малые темпы экономического роста и большие социальные проблемы.

Переходная экономика нового типа охватывает постсоциалистические страны с довольно высоким уровнем экономического развития, образования, инфраструктуры. Поэтому здесь уместно заметить, что традиционной переходной экономике свойственна внутрисистемная трансфоромация, а переходной экономике нового типа - межсистемная трансформация, которая охватывает реформы, приводящие к становлению экономического строя на новой основе, что связано с радикальной сменой основных элементов действующей системы, прежде всего, прав собственности и координирующего механизма.

Переходную экономику можно отождествлять со смешанной, в которой на протяжении длительного периода времени могут сосуществовать разные способы хозяйствования, и, прежде всего, это касается различного присутствия механизма государственного управления, охвата централизованным планированием и контролем экономики.

Смысл переходной экономики лежит не столько в реформировании экономической политики и методов хозяйствования, сколько в смене системы социально-экономических отношений. Качественным изменениям подлежат все слагаемые экономики: способ аллокации ресурсов и право собственности, тип воспроизводства и модели мотивации экономического поведения, цели и факторы экономического развития, институтов и права.

Поэтому в теории экономики переходного периода можно выделить такие основополагающие моменты, как исследование закономерностей переходного экономического развития и разработка методологических основ экономико-организационного механизма регулирования трансформационных процессов с целью ускорения качественных перемен и минимизации социальных утрат, связанных с ними.

Переходная экономика постсоциалистических стран есть особый тип экономической системы, находящийся на переходе между командной и рыночной экономикой развитых стран, и она характеризуется набором качественных институциональных изменений и смен государственного механизма в условиях неопределенности и нестабильности.

Этот переход усложняется в связи с процессами внутрисистемной трансформации рыночной экономики развитых стран в направлении адаптации к требованиям постиндустриального информационного общества. Расчет этих обстоятельств необходим при выборе и реализации целей нашей трансформации, чтобы мы не попали в условия вечно догоняющего развития, как большинство стран мира.

Основные тенденции и фазы трансформации постсоциалистических экономических систем

В процессе трансформации экономических систем постсоциалистических стран должен быть применен обычный управленческий подход к решению крупных фундаментальных проблем.

  1. Элитой общества, ее интеллектуальным слоем должна быть выношена и сформирована основная миссия народа, философия национальной идеи. Должны быть, по возможности конкретно и осязаемо, обрисованы контуры, параметры общества, которое будет построено в результате реформ.

  2. Путем изучения опыта и истории своей страны, других стран и цивилизаций в обстановке гласности и широких общественных дискуссий и слушаний на альтернативной основе лидерами общества должны быть сформулированы теоретические основы государственного механизма, его организационных и иерархических принципов. Общество должно склониться к созданию, например, монархии, как в большинстве развитых стран, Либо к президентской форме правления, как во Франции и США, либо к парламентской республике, как в Италии и Германии.

  3. Путем заимствования надо создать новый государственный механизм, учитывая ментальный характер народа и свой исторический и политический опыт.

Можно, конечно, как в Китае, оставить прежний государственный механизм, но перенацелить его на построение общества с новыми контурами и параметрами. В Китае национальная идея и миссия остались прежними, но был изменен механизм достижения национальной идеи.

  1. Параллельно должны быть сформированы несколько школ, групп ученых-экономистов, которые, изучив опыт удачных трансформаций за прошедшие сто лет, могли бы предложить обществу несколько вариантов теоретических разработок программ по реализации национальной идеи. Государство должно организовывать в прессе и на телевидении широкое обсуждение представленных программ путем жесткого оппонирования, в том числе и иностранными специалистами. Такая процедура позволит избежать многих ошибок уже на стадии теоретических разработок, а не проверять их на практике, как получилось в России и на Украине, где падение производства и реальных доходов населения составило 50% от уровня 1990 года. Такие дискуссии послужат хорошей школой экономического воспитания народа и предпринимателей. Группу ученых, программа которых оказалась самой жизнеспособной, необходимо использовать как консультантов и практических реализаторов воплощения программ в жизнь, как это было во всех странах с удачной трансформацией своих экономических систем.

  2. После того как, например, в Беларуси и Китае, должна составляться конкретная концепция социально-экономического развития страны на 10-15 лет, в которой должны быть спрогнозированы 15-20 экономических показателей с разбивкой по годам. Эта концепция становится программой действия правительства и общества для ее реализации. Набор этих показателей тоже предмет анализа и последующего решения ученых и практиков с таким расчетом, чтобы, во-первых, показатели отражали качественные тенденции, носили интегрированный характер. Во-вторых, нельзя допустить, как это иногда бывает у нас, чтобы эти показатели формировали сами исполнительные органы власти и ведомства. Это должна быть прерогатива законодательных органов, а готовить прогнозы может Академия наук и независимые группы ученых.

Стратегия перехода к новой формации требует знания не только закономерностей функционирования современной экономики развитых стран, а и понимания последовательности и темпов введения в действие его основных элементов.

Рыночные реформы имеют в виду решение по меньше мере четырех взаимосвязанных задач, которым объективно отвечают и четыре фазы трансформационных процессов, что определяет смысл и последовательность системных преобразований в экономике.

1-я фаза. Институциональные преобразования, направленные на формирование органов рыночного хозяйства, приведение в действие его основных сил, прежде всего предпринимательства и конкуренции. Это предусматривает перемены в отношении собственности, приватизацию и земельную реформу, формирование рынков капитала и труда, проведение антимонопольной политики, поддержку со стороны государства малого и среднего бизнеса, развитие финансовой инфраструктуры, обеспечение стабильной законодательной базы рыночной экономики, создание новой налоговой службы, судебной и юридических систем. Для ускорения реформ и избежания шараханий и значительных экономических потерь желательно скопировать комплексно организационную систему и законодательную базу страны, избранной экспертами-учеными для подражания. Так, например, можно признать удачными, системными и быстрыми реформы стран Центральной Европы и Прибалтики, которые скопировали законодательную базу и опыт Европейского сообщества, в которое они стратегически решили войти. Очень удачен опыт Китая, который скопировал опыт Японии и Южной Кореи. Значительно менее успешно идут реформы в у гранах Содружества Независимых Государств, которые методом проб и ошибок идут своим путем, пользуясь иногда рецептами сомнительных иностранных консультантов типа Сороса и Сакса.

2-я фаза. Макроэкономическая (финансовая) стабилизация, преследующая главную цель - не допустить инфляцию, разрушительно действующую на экономику вообще, а особенно на переходную, которая и так находится в состоянии нестабильности и неопределенности. Необходимо любой ценой сохранить денежный капитал общества: сбережения населения и юридических лиц; курс валюты относительно паритета покупательной способности; ресурсная база банковской системы и соответствующий уровень монетизации экономики. Те страны, которые смогли сохранить денежный капитал общества (Китай, Чехия, Словения и другие), практически не допустили снижения темпов экономического развития и падения жизненного уровня населения, не допустили долларизации своей экономики.

3-я фаза; Структурная перестройка как процесс приспособления структуры национальной экономики к изменяющимся потребностям внутреннего и внешнего рынков, необходимая для переориентации всего народно-хозяйственного комплекса на производство потребительских товаров и услуг в соответствии со структурой спроса.

Главной задачей структурной перестройки экономики является приведение структуры народного хозяйства в соответствие со структурой развитых стран. Это выражается в повышении удельного веса услуг и наукоемкой продукции до 50-60% валового внутреннего продукта.

4-я фаза. Либерализация экономики предусматривает переориентацию государственного регулирования экономики с тактического уровня до стратегического, устранение бюрократических препон экономической деятельности, связанных с жестким регулированием цен, распределением ресурсов, административным регулированием внешней торговли и использованием твердой валюты.

Стратегии и модели рыночных реформ постсоциалистического общества

Для постсоциалистических стран вопрос о стратегии трансформации их экономических систем в начале 1990-х гг. прошлого столетия в упрощенном виде сводился к выбору одного из двух возможных подходов известных под названием «шоковая терапия» и «градуализм».

Доктрина шокотерапии иллюстрировала взгляд на трансформационный подход с его конечного результата (П. Мюрелл) и предусматривала проведение всего комплекса радикальных реформ в кратчайшие сроки [4, с. 63].

Конкретная программа шокотерапии имела целью создание свободного рынка и достижение макроэкономической стабилизации в результате быстрого проведения ряда краткосрочных мероприятий. Уже в самой этой концепции видна утопичность и порочность такого подхода, ввиду того, что быстрая либерализация цен, курсов валют (1-1,5 года) не совпадает по срокам с системными институциональными изменениями, так как последние возможны в течение 10-15 лет. Это чем-то напоминает ситуацию, если какой-нибудь нерадивый хозяин, решив перестроить старый дом, в течение одного дня его разрушил, не имея при этом ни проекта на новый дом, ни денег, ни специалистов.

При подробном изучении программы шоковой терапии становится очевидной утопичность данной теории.

Например, предусматривалась либерализация цен для установления их рационального соотношения, что якобы уравновесит спрос и предложение, а также позволит распределить ресурсы в наиболее эффективные отрасли.

Известно, что в социалистическом лагере из-за автаркии ее экономики была своя система цен, которые в 5-7 раз были ниже мировых. При этом сырьевые ресурсы стоили в 10-15 раз меньше мировых цен, а сложная бытовая техника и автомобили были почти равными с мировыми. Кроме этого, весь XX в. в мире ощущается недостаток сырья и продуктов его первичной переработки (металл, дерево, нефтепродукты и т.д.), в то время как рынок сложных наукоемких товаров монополизирован транснациональными компаниями и жестко защищен тарифами, квотами и другими барьерами. Поэтому нетрудно было предвидеть, что внутренние цены на сырье подскочат в 10-15 раз, и оно будет востребовано особенно за границей, что и произошло за первые месяцы 1992 года. Этим шагом были уменьшены в 10-15 раз оборотные средства отечественных перерабатывающих предприятий.

Кроме того, была в несколько раз уменьшена денежная масса и стране, что вызвало подорожание кредитных ресурсов, и начались долларизация экономики, соответственно, упала покупательская способность рубля, началось бегство в сторону крепкой валюты. Высокий спрос на валюту способствовал обвальному падению рубля, этому процессу помогло необдуманное введение свободного обмена национальной валюты на конвертируемую. В результате замедлилось денежное обращение в стране и денежно-кредитная сфера - основа экономики - стала функционировать с большими трудностями, что тут же сказалось на работе всего народного хозяйства.

Было ограничено повышение зарплаты и других доходов или их замораживание для предотвращения раскручивания инфляционной спирали «зарплата-цены» и уменьшения затрат производства. Это сразу же уменьшило внутренний спрос на товары и услуги отечественных производителей и способствовало их быстрому затовариванию с последующей остановкой. Началась утечка научных и высококвалифицированных специалистов. Началось резкое обнищание народа, падение рождаемости и повышение смертности, началась деморализация и люмпенизация общества, что способствовало пьянству и росту преступности.

Предусматривалось резкое сокращение бюджетных расходов, централизованных инвестиций, дотаций и субсидий. Если до того весь доход предприятий, их амортизационные отчисления формировались централизованно, т.е. у предприятий оставались оборотные фонды, то это означало изъятие всех финансовых средств и прерывание нормального воспроизводственного процесса, полное разрушение инновационной и инвестиционной деятельности. Отсутствие заказа для предприятий самой рентабельной и высокодоходной части народного хозяйства - ВПК - означало полную остановку и ни о какой разумной конверсии речи быть не могло, так как для этого отсутствовали средства из всех источников. Для остальной промышленности и сельского хозяйства это означало резкое сокращение внутреннего спроса, что фактически привело к их полной остановке и разрушению. Снижение в 5 раз и более финансирования науки способствовало тому, что тысячи самых лучших молодых ученых покинули родину или перешли в торговую деятельность.

Должно происходить уменьшение совокупного спроса через уменьшение дефицитного финансирования и увеличение налогов.

Как и во всей этой странной, противоречащей всем теориям, и, главное, практике, доктрине, здесь все становится с ног на голову. Если в развитых странах для увеличения совокупного спроса постоянно имеется дефицит бюджета до 90% от годового ВВП, то нам предписывалось иметь профицит, что до сих пор практикуется в России, Украине и Беларуси. Эта мера окончательно добивает отечественных производителей, происходит падение производства за три года до 50% от 1990 г., а такого не было даже во время Великой Отечественной войны.

Либерализация предусматривала усложнение условий получения кредитов, жесткий контроль над объемом денежной массы в обороте.

Надо отметить, что реформаторы блестяще справились с этой задачей. Например, в развитых странах объем кредитов народному хозяйству обычно составляет около 100% ВВП и объем денежной массы не менее объема ВВП. В России и многих странах СНГ объем кредитования реального сектора экономики составляет 10-15%, и объем денежной массы доведен до 9-12% от ВВП. Этим объясняются неплатежи, натуральный обмен, долларизация достигла 60-70% от ВВП. Поэтому становится понятным, почему американцы проталкивали под красивым лозунгом эту разрушительную доктрину.

Либерализация предусматривает обеспечение максимальной открытости национальной экономики относительно мирового рынка через устранение административных ограничений внешней торговли, установление плавающего обменного курса отечественной валюты с целью введения ее конвертируемости и дальнейшей стабилизации.

Для справки: развитые страны шли к конвертации 35-40 лет. При этом сначала лет на двадцать вводится внешняя конвертация, чтобы защитить своих товаропроизводителей и в то же время дать возможность иностранным инвесторам вывозить свою прибыль. После этого вводится на 10-15 лет частично внутренняя конвертируемость, когда юридические лица могут получать иностранную валюту или оставлять себе часть в результате экспортных операций. И только потом, когда в стране проведены институциональные и структурные реформы, обретает стратегическую конкурентоспособность, вводится полная конвертируемость, означающая, что любой гражданин страны или иностранец может свободно купить или продать валюту. В странах СНГ была сразу введена полная конвертируемость в ее наихудшем варианте, когда национальная валюта не котируется на валютных рынках за рубежом. Это привело к тяжелейшим последствиям для всего народного хозяйства.

Во-первых, расцвел миллиардный челночный бизнес, когда миллионы людей, потеряв работу, были вынуждены завозить дешевый ширпотреб китайского или турецкого производства, минуя все таможенные пошлины и тарифы. Этим были окончательно разрушены беззащитные пищевая, легкая, обувная, текстильная и другие отрасли.

Во-вторых, мы обустроили все Средиземноморье, вывозя примерно 25 млрд. долл. в год на отдых в Турцию, Кипр, Грецию и т.д., разрушив наши курорты в Сочи, Крыму, на озере Нарочь.

В-третьих, Россия, к примеру, ежегодно получает от экспорта своей нефти более 100 млрд. долл. США, которые можно было бы продать государству, а оно пустило бы их на покупку новейших технологий, в том числе и для частных компаний. Так сейчас делает Китай, который всю экспортную выручку тратит на покупку новейших технологий во всем мире или на учебу сотен тысяч своих студентов в лучших университетах мира. Результат виден налицо - Китай становится второй державой мира. Там с 1978 г. идут реформы, но китайцы еще не держали в руках иностранной валюты, у них пока есть внешняя конвертируемость, как было во всех развитых странах мира.

В-четвертых, поддерживать высокую долларизацию можно только тогда, когда есть возможность легко купить или продать иностранную валюту.

В-пятых, конкретная ситуация, когда государство и его граждане заинтересованы поддерживать курс доллара вместо национальной валюты, что парадоксально и крайне пагубно для стратегических интересов страны.

В-шестых, получается, что даже Россия не контролирует свою денежно-кредитную сферу, и поэтому ограбление века - дефолт - может повториться в любой момент.

В-седьмых, навязываемая открытость экономики позволяет за бесценок скупить простаивающие предприятия и свободно вывозить в оффшоры всю полученную прибыль от продажи сырья.

Подводя итоги, можно сказать, что воспринятая нашими реформаторами от западных советников теория шоковой терапии является удачной и выгодной для ее авторов. Поэтому так объяснимы гнев и ненависть западных политиков по отношению к действиям А. Г. Лукашенко, который с 1994 г. со все большим успехом пытается противостоять разграблению Беларуси.

Градуалистическая стратегия предусматривает последовательный, поэтапный переход к рынку в отличие от шоковой терапии. Она может реализоваться сначала в экспериментальном порядке с последующим расширением успешного опыта, например, свободное ценообразование можно проводить сначала в одном секторе и т.д.

Приверженцы градуализма выступают против разовой, одномоментной либерализации цен и быстрой приватизации. Считается, что проведение реформ не должно допустить разрушения производства и снижения занятости. Поэтому должно уделяться внимание стабилизации производства и постоянному подпитыванию ресурсами, необходимыми для поддержки сложившегося уровня потреблений и инвестиций, для социальной адаптации населения к условиям рыночной экономики.

Такая стратегия исходит из ожиданий, что уже первые удачные шаги (например, возникновение малого предпринимательства) дают эффект и увеличение доходов, что послужит толчком для дальнейших, более сложных экономических реформ.

Начальные и последующие этапы такой доктрины возможны только при условии сохранения и постепенного наращивания денежного капитала общества и финансовой системы в целом. В странах, успешно внедривших эту стратегию, не была допущена девальвация своей валюты, инфляция и изъятие денежных накоплений населения и предприятий. Самое главное, чему учит опыт этих стран, - это то, что изъятие этих ресурсов, помимо моральных аспектов, носит разрушительный, деструктивный характер для дальнейших преобразований. Здесь уместно сказать, что качественной и количественной характеристикой успешности трансформаций является как раз прирост денежного капитала общества, который выражается монетизацией экономики, объемом ресурсов банковской системы, курсом национальной валюты относительно приоритета покупательной способности.

Наиболее характерным примером прироста денежного капитала является Китай, который смог за 20 лет реформ довести монетизацию народного хозяйства до 120% относительно ВВП, объем банковских ресурсов - до 140% от ВВП, в то время как в России эти показатели равны 12 и 20% соответственно. Это наглядно подтверждает, что путь постепенного разворачивания и мотивации рыночных сил, децентрализации процесса принятия экономических решений, укрепления материальных стимулов и конкурентной среды экономики, который избрало китайское руководство, является успешным. Для китайских реформ характерен частичный экспериментальный подход, что основывается на методе проб и ошибок, когда способы и инструменты реформ сильно отличаются как по отраслям, так и по географическим районам, и санкционируются центром только после достижения успехов на местном уровне.

Беларусь после 1994 г. тоже избрала градуалистический подход в проведении реформ и добилась значительных успехов в экономической деятельности. Начались положительные сдвиги в денежно-кредитной сфере, хотя здесь есть еще над чем потрудиться.