logo
эк

4.4 Бизнес-план: сущность, виды, структура

Бизнес-планом называется документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей. Бизнес-план сочетает в себе черты стратегических и текущих планов. Он составляется при создании предприятия или в переломные моменты его существования, например, при расширении масштабов деятельности, привлечении потенциальных инвесторов, эмиссии ценных бумаг и т.д. Горизонт планирования - от 1 года до 5 лет; как правило, бизнес-план разрабатывается с разбивкой по годам.

Анализ экономической ситуации и выбор рациональных и выгодных для предприятия вариантов решения хозяйственных задач характеризует процесс составления бизнес-плана. Конечной его целью является формирование комплексной системы развития производства за счет вложения капитала в деятельность, способную приносить максимальную прибыль.

Разработка бизнес-плана позволяет прогнозировать различные варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может столкнуться предприятие.

Бизнес-планы можно классифицировать по объектам бизнеса. Данная классификация представлена на рисунке 4.3.

Бизнес-планы (согласно приведенной типологии) разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: бизнес-план предприятия, бизнес-план инвестиционного проекта по выпуску новых видов продукции (работ, услуг, технического решения).

Рисунок 4.3 - Классификация бизнес-планов

Бизнес-план предприятия - это программа эффективного управления предприятием, направленная на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивого финансового положения предприятия.

Существуют различия между бизнес-планом создаваемого предприятия и действующего. В первом случае предприятие опирается на прогнозные и оценочные данные, которые позволяют разрабатывать производственную, маркетинговую и организационную структуру предприятия, заинтересовывать потенциальных инвесторов в будущей перспективности и прибыльности своего предприятия. Во втором случае бизнес-план опирается на результаты и опыт функционирования предприятия, позволяет определить возможности его развития, предопределить изменения, которые предстоит осуществить, перераспределять инвестиции в те области, которые принесут в будущем высокий доход.

Бизнес-план инвестиционного проекта - это технико-экономическое обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предлагаемых мероприятий, оценку необходимых для их реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.

Бизнес-планирование по своей природе является уникальным процессом, что объясняется неповторимостью каждого инвестиционного проекта и предприятия. Вместе с тем при разработке любого из них используются базовые принципы, являющиеся общими, независимо от отрасли, в которой реализуется проект, и организационно-правовых особенностей предприятия, его осуществляющего. К ним относятся: определение целей бизнес - планирования и требований к его разработке; выбор типовой структуры бизнес-плана.

Наиболее общая цель бизнес-плана - прогноз хозяйственной деятельности предприятия-инициатора проекта на определенный период времени в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов, в том числе в форме иностранного кредита. В связи с этим бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

- определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели компании, стратегию и тактику их достижения;

- выбрать состав и определить характеристики производимых товаров и услуг, проанализировать производственные и торговые издержки;

- определить перечень маркетинговых мероприятий фирмы;

- оценить материальные, кадровые и финансовые возможности предприятия, их соответствие поставленным целям.

В мировой практике бизнес-план разрабатывается на основе стандартных требований к его оформлению:

- простота и четкость изложения плана;

- достаточность, надежность и достоверность информации;

- обоснованность и объективность;

- достижимость поставленных целей;

- комплектность;

- перспективность;

- гибкость и оптимальность;

- контроль (составление графиков работ, сроков, показателей).

Содержание конкретного бизнес-плана зависит от отраслевой принадлежности предприятия, его размера, стратегии предприятия (расширение, создание), условий финансирования.

Бизнес-план решает следующие задачи:

- определение конкретных количественных показателей и сроков достижения целей предприятия;

- разработка взаимоувязанных планов производства, маркетинга, финансов;

- определение необходимых ресурсов и поиска их источников;

- выявление проблем, с которыми, возможно, придется сталкиваться;

- организация системы контроля за ходом осуществления плана;

- подготовка основательного обоснования, с целью привлечения инвесторов.

Первые пять направлений необходимы предприятию для своего развития даже в тех случаях, когда нет надобности в привлечении сторонних инвестиций.

В экономической и научной литературе встречается разнообразная структуризация бизнес-планов, предлагается разделение на 7 разделов, 9, 14 и так далее. Важным здесь является не многообразие различных разделов, а учет всех требований, предъявляемых к разработке бизнес-плана.

Бизнес-план развития предприятия в соответствии с рекомендациями Министерства промышленности Республики Беларусь должен иметь следующую структуру.

Резюме

1. Характеристика организации и стратегия ее развития.

2. Стратегия маркетинга.

3. Прогнозирование продукции.

4. Управление качеством продукции.

5. Производственные мощности.

6. Прогнозирование материально-технического обеспечения.

7. Прогнозирование научно-технического развития.

8. Прогнозирование издержек производства и обращения, снижение затратоёмкости и материалоёмкости.

9. Трудовой потенциал.

10. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.

11. Реструктуризация.

12. Инвестиционный план.

13. Расчёт эффективности бизнес-плана.

14. Определение мер макро- и микроуровнего характера, обеспечивающих достижение целей и задач.

Объем и содержание разделов бизнес-плана зависит от целей его разработки и от размеров предприятия.

Бизнес-план состоит из двух частей - описательной и расчётной.

Он разрабатывается в два этапа. Первый этап - подготовительный - начинается за несколько месяцев до начала планируемого периода. На этом этапе Министерство промышленности доводит коммерческим организациям показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет. К ним относятся:

- объём производства продукции;

- производство потребительских товаров;

- объём внешней торговли, в т.ч. экспорт и импорт;

- рост валютных поступлений;

- рост производительности труда;

- рост (+), снижение (-) уровня материалоёмкости продукции;

- уровень рентабельности;

- рост, снижение уровня энергоёмкости продукции;

- инвестиции в основной капитал;

- объём подрядных строительно-монтажных работ.

На втором этапе разрабатываются перспективные прогнозы развития коммерческой организации на пять лет и бизнес-план развития на год с полной детализацией параметров, целей и задач первого года пятилетки.