logo
эк

4.1. Сущность, цели и принципы планирования

В условиях рыночной экономики планирование занимает важное место в системе внутрифирменного управления.

Планирование представляет собой процесс разработки, обоснование, организацию выполнения и контроль за выполнением планов. Это непрерывный процесс определения целей и способов их достижения, а также оценки возможного влияния принимаемых решений на конечные результаты деятельности фирмы.

В условиях рыночных преобразований планирование позволяет привести в соответствие ресурсные возможности предприятия с потребностями рынка, учитывая динамизм внешней среды.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что планирование является главнейшим условием функционирования, экономического роста и развития предприятий.

Цель планирования заключается в повышении производительности и эффективности работы посредством:

- целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;

- выявления рисков и снижения их уровня;

- разукрупнения и упрощения процессов;

- повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Главной задачей планирования является обеспечение успешного функционирования и развития предприятия. В этом заинтересованы все субъекты рыночной экономики. Это, прежде всего, акционеры или собственник имущества (увеличивается их капитал), работники предприятия (повышаются их доходы), государство (обеспечиваются поступления в бюджет), предприятия-поставщики материалов и комплектующих (развивается их бизнес), банки (своевременное погашение кредитов).

Все цели, способствующие успешному функционированию и развитию предприятия, можно сгруппировать по трем направлениям.

1. Материальные цели - это выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке. Материальные цели достигаются посредством реализации стратегий.

  1. Стоимостные (монетарные) цели - это ожидаемые в будущем финансовые результаты (чистая текущая стоимость, прибыль, рентабельность собственного капитала, увеличение рыночной стоимости предприятия). Стоимостные цели могут характеризоваться абсолютными и относительными показателями (прибыль и рентабельность капитала). Стоимостные цели реализуются только через достижение материальных целей.

  2. Социальные цели - обусловливают модель поведения по отношению к персоналу и обществу в подсистемах самого предприятия и внешней среде. Они могут иметь денежное и не денежное выражение: уровень доходов персонала; интересная работа; культура производства; имидж предприятия; защита окружающей среды. Социальные цели могут быть достигнуты через реализацию материальных и стоимостных целей.

Содержание, масштабность и временной горизонт целей верхнего уровня определяются в основном политикой предприятия.

Планирование на предприятии основывается на определённых принципах, которые определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии, обеспечивают единообразие требований, предъявляемых к разработке планов. Соблюдение принципов планирования создает предпосылки для успешного функционирования и развития предприятия.

В зависимости от принятой в государстве политики регулирования экономических процессов принципы можно сгруппировать по двум направлениям: общие и частные.

Общие принципы планирования применимы как в планово-регулируемой, так и в рыночной экономике. Частные свойственны только одной из них.

К общим принципам планирования относятся принципы комплексности, единства, непрерывности, сбалансированности.

Принцип комплексности означает охват планом всех сторон деятельности предприятия: целей, ресурсов, функциональных сфер деятельности, природопользования.

Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана развития предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях управления. Внутрипроизводственное планирование является по своему назначению основой соблюдения единства планов на уровне предприятия.

Принцип непрерывности предполагает сочетание и преемственность стратегических, тактических и текущих планов. В организационном отношении это означает непрерывность самого процесса планирования, а также их увязку по принципу прямой и обратной связи. Стратегический план служит основой для разработки тактического плана, на базе которого разрабатывается текущий план. Анализ выполнения текущего плана используется для корректировки стратегического плана.

Принцип сбалансированности означает поддержание пропорций между производством и потреблением, с одной стороны, производством и материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами - с другой.

Структурные преобразования, происходящие в национальной экономике, вызвали необходимость использования в процессе планирования принципов рыночной экономики. Это принципы гибкости, точности, участия, координации и интеграции, монетарности.

Гибкость означает, что система планирования должна быстро приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды предприятия. Это достигается путем разработки разных вариантов планов: минимальных, максимальных и оптимальных.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей в связи с изменениями рыночной конъюнктуры, действующих цен и тарифов, норм расхода сырья и материалов. Поэтому все планы, как это принято в мировой практике, должны содержать планируемые резервы, именуемые иначе надбавками «безопасности».

Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним ее окружением. Степень точности зависит от периода планирования. При стратегическом планировании ставятся цели и определяются пути их достижения, составляются укрупнённые расчёты. Более высокая степень точности планов достигается при текущем и оперативном планировании. Например, коммерческие организации, находящиеся в подчинении органов государственного управления, разрабатывают укрупнённые прогнозы развития на пять лет с более полной детализацией параметров, целей и задач первого года пятилетки в годовом бизнес-плане развития. В рыночной экономике план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. В условиях доведения директивных прогнозных показателей принцип точности является обязательным.

Принцип участия предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования путём привлечения широкого круга работников предприятия к разработке планов. «Лучше планировать для себя - неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими - неважно, насколько хорошо». При этом главная задача работников планового отдела предоставить методическое обеспечение, информацию, необходимую остальным категориям персонала, чтобы планировать для себя.

Принцип координации устанавливает, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Неважно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.

Принцип интеграции предполагает взаимоувязку планов на всех уровнях внутрипроизводственного планирования. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто создает новые проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма, согласно которому, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

Принцип монетарности заключается в том, что вся система планирования должна быть нацелена на достижение оптимального дисконтированного финансового результата и поддержание постоянной ликвидности предприятия. Дисконтированный финансовый результат (чистая текущая стоимость) представляет собой сумму всех дисконтированных превышений поступлений денежных средств над выплатами. Если денежные потоки дисконтируются при помощи ставки процента, отражающей минимальный уровень дивидендов как акционеров, так и кредиторов, то величина приведенной чистой прибыли будет характеризовать ценность совокупного капитала предприятия. Она является важнейшей целью для инвесторов и руководства предприятия. Акционеры заинтересованы в максимизации ценности собственного капитала. Чистая ценность предприятия получается после вычета из ценности собственного капитала дивидендов акционерам. Она является денежной целью как собственников капитала, так и персонала предприятия.

Чистая ценность капитала базируется на чистых доходах будущих периодов - на ожидаемых поступлениях денежных средств по периодам за вычетом:

- выплат по наиболее эффективным с точки зрения рынка капиталов инвестиционным проектам;

- выплат процентов и дивидендов по обязательствам предприятия перед собственными акционерами и кредиторами;

- налогов и издержек.